В декабре можно наблюдать комету Леонарда: как ее найти в небе

Читать на UA

В декабре 2021 года жители северного полушария смогут наблюдать недавно открытую комету Леонарда: сначала в бинокль или телескопы, а позже даже невооруженным глазом. Мы расскажем вам, что это за комета, а также где и когда ее искать в ночном небе.

Что это за комета?

Комета Леонарда, или C/2021 A1, была обнаружена, когда она находилась за орбитой Марса и едва видна в сильные телескопы как тусклое пятно, в январе 2021 года. Но траектория её полета проходит через внутреннюю Солнечную систему, она пролетит как мимо Венеры, так и мимо Земли в декабре 2021 года. И тогда она развернется вокруг Солнца в январе 2022 года.

Поведение комет в целом предсказать сложно, но по предварительным оценкам яркость кометы Леонарда будет достаточной в декабре, чтобы быть видимой в бинокль и даже невооруженным глазом. Если рассматривать её через телескоп, то она выглядит очень красиво: с зеленоватым блеском и длинным пыльным хвостом. Например, это ее фотография, которую опубликовало NASA, созданная путем объединения 62 изображений, которые были получены с помощью телескопа: один набор фотографий использовался для изображения самой кометы, другой для изображения звезд, против которых она летит.

Фото: НАСА

Чтобы достичь Солнечной системы, эта комета прошла долгий путь — около 35 000 лет назад она находилась в афелии, самой дальней точке своей эллиптической орбиты, расположенной на расстоянии 3 500 астрономических единиц от Солнца (астрономическая единица — это среднее расстояние от Земли до Солнца, около 149 миллионов км).

Где его искать в небе

В декабре комету можно наблюдать в северном полушарии, для этого нужно будет найти несколько ярких звезд и созвездий. Комета движется довольно быстро, поэтому ее видимое положение среди звезд изменится в течение месяца.

Например, чтобы наблюдать комету в начале декабря, за 90 минут до восхода солнца, нужно будет найти яркую звезду Арктур из созвездия Волопас. Это ориентир, где искать комету, по состоянию на 6 декабря 2021 года:

Фотография earthsky.org

Для быстрой навигации по созвездиям, звездам и планетам на небе можно воспользоваться мобильными приложениями: направьте камеру смартфона на небо, и приложение подпишет все небесные объекты. Так работают Heavens Above, The Night Sky, Stellarium и другие.

Чуть позже, в середине декабря, комету можно будет наблюдать после захода солнца. Вот изображение ее положения на время 14-16 декабря 2021 года, чтобы поискать комету, можно ориентироваться на яркие планеты Венера и Сатурн:

Фотография earthsky.org

Более подробные карты кометы, проходящей по ночному небу по датам, можно посмотреть на сайте EarthSky.