Как сотрудничать с топовыми издателями и заставить кризис работать на себя: опыт компании Kevuru Games

Читать на UA

В начале декабря украинская игровая компания Kevuru Games отметила свой 10-летний юбилей. Последние два года, которые практически для всего бизнеса были сложными, для украинской GameDev-студии стали по-настоящему взрывными в плане успеха. Она приняла участие в глобальных проектах мировых паблишеров, таких как Disney, не только сохранила, но и увеличила коллектив на remote, одна из первых отреагировала на стремительный рост киберразвлечений и новых трендов, в частности, геймификации и NFT.

Как в условиях жесткой конкуренции быть «на волне», чем завоевывать доверие игровых гигантов и получать заказы в виде AAA-проектов, что делать с мотивацией сотрудников в формате удаленной работы и как сохранить их лояльность и преданность? Отмечая день рождения, Kevuru Games делится своим опытом и особенностями развития украинского геймдев-рынка.

10 лет в GameDev: от сложностей до крупных заказов

Путь Kevuru Games в индустрии стартовал в 2011-м году. Мобильный рынок в то время только начинал развиваться в противовес PC и консолям. Команда начала с аутсорсинга, параллельно занимаясь разработкой собственных мобильных игр. Постепенно нарабатывался опыт и портфолио, расширялась экспертиза специалистов, которые готовы были взяться за любой, даже самый сложный проект. Заказы от игровых паблишеров открывали новые горизонты в развитии компании не только с точки зрения коммерческой составляющей, но и технологической. 

Но модель функционирования по двум направлениям, собственной разработки и аутсорсинга, оказалась нерабочей, и с 2016 года Kevuru Games полностью перешла на клиентские проекты, тем самым начав стремительный рост. Стали поступать заказы на разработку достаточно крупных игр, проектов, имеющих продолжительность от полутора лет и более. Вслед за небольшими игровыми издателями в компанию пришли такие гиганты как Epic Games, Electronic Arts, Goodgame Studios.

Все это время студия извлекала опыт из каждого сотрудничества. Если проект был финансово невыгоден, но существенно повышал экспертизу художников, компания брала в работу такой заказ, таким образом «выращивая» своих первоклассных профессионалов. Ограниченный бюджет также никогда не мешал качеству — команда все равно выполняла все на самом высшем уровне, таким образом работая на репутацию. Были случаи, когда компания «выходила в ноль», но делала все идеально. 

В случае с большими проектами и крупными клиентами в Kevuru Games вдохновлялись и перенимали опыт западных коллег: в создании правильной рабочей среды для своих сотрудников, достойной оценке их работы; в благородном риске, которым, например, славится Америка с ее коммерческим подходом. Очень многие клиенты, даже когда Kevuru была маленькой компанией, делали оплачиваемые тесты. Это показывало, что они уважительно относятся и к маленьким студиям. Были случаи, когда клиенты сами хотели повысить предложенные компанией рейты: по их мнению, такая работа оценивалась гораздо дороже. Уважение, высокая оценка труда, ценность каждого сотрудника как профессионала и личности все также остаются в топе главных HR-политик Kevuru Games.

Правильный и нужный опыт, сотрудничество с мировыми паблишерами, умение тонко чувствовать и подхватывать тренды привели к тому, что последние 5 лет компания росла в геометрической прогрессии. 

Для сравнения: в 2016 году в Kevuru Games работало 13 сотрудников, до начала пандемии, в 2019 — 84 сотрудника. В 2020 количество специалистов составляло уже 128. А в 2021 оно превысило показатель в 300 человек. Рост штата был ярким подтверждением роста самой компании: охватывались новые стилистические и жанровые направления, нанимались специалисты под нужную техническую экспертизу, активно развивались рекрутинговый, маркетинговый отделы. После окончания пикового периода пандемии тенденция к развитию сохранилась. 

И здесь уместно будет привести немного аналитических данных: по прогнозам, глобальный игровой рынок будет расти в среднем на 14,5% с 2020 по 2026 год. На конец 2021 года мировая индустрия оценивается в 180 млрд долларов — при подобной динамике вовлеченности Украины в игровую разработку она может рассчитывать на пятую часть объема мирового рынка. Так что никто в Kevuru Games не собирается сбавлять обороты.

Тренды украинского GameDev-рынка

Кризис и пандемия дали студии еще большую возможность расправить крылья и совершить невероятный скачок как в количественном, так и в качественном плане. Компания не просто приспособилась к текущим реалиям. Она полностью интегрировалась в них, подхватывая игровые тренды, и адаптировалась под новые запросы клиентов. Ведь в 2021 году рынок максимально дифференцировался и видоизменился.

Сейчас большая часть клиентов Kevuru Games, около 85%, из Америки, Европы и Азии. Спектр услуг студии универсален – от отдельных задач по созданию арта и анимации до полного цикла создания игр и развития инновационных проектов:

  • Enterprise-геймификация. Тренд последних двух лет и направление, без которого крупные компании из сферы розничной торговли и других направлений бизнеса уже не могут быть настолько конкурентоспособными. И в этом плане Kevuru Games одна из первых компаний в Украине, которая смогла реализовать подобные проекты как для нашего бизнеса, так и для западного. Самые крупные игроки с большим потенциалом развития данного направления это финансовые организации (банкинг, криптовалютные проекты), розничные сети, образовательные учреждения, здравоохранение.
  • NFT и блокчейн. Последние 6 месяцев компания ощущает огромный спрос на эти два направления. Рынок крипты действительно развивается и монетизируется в реальные деньги. Поэтому, как и с геймификацией, бизнесу здесь нельзя упускать ни дня. Так, например, в Kevuru уже успели создать NFT-персонажа для топовой украинской исполнительницы, другие запросы – в активной работе.
  • Unreal-направление. Перспективный движок все больше завоевывает игровой рынок, предлагая инструменты для создания игр с ультрасовременной, реалистичной графикой. И естественно, что под разработку таких игр необходимы соответствующие специалисты. Как показывает опыт Kevuru Games, Украине в этом плане есть чем гордиться. Даже Индия, которая традиционно считается страной аутсорсинга, дает запросы в Украину, восхищаясь уровнем наших разработчиков. 
  • Комплексные игры. Здесь речь не только о том, как правильно «закодить» (хотя с уровнем украинских специалистов за это можно быть спокойным), но и чтобы в конечном итоге игра была коммерчески успешной. Команда должна провести глубокий анализ, понимать целевую аудиторию продукта, специфику рынка любой страны. В Kevuru нередкими были случаи, когда клиент приходил с одной идеей, а в финале получал результат гораздо качественней и финансово привлекательней.
  • Аутсорсинг и аутстаффинг. Украинские специалисты много раз доказывали на практике свою компетентность и креативность, часто превышающие аналогичные характеристики коллег из Восточной Европы. Именно поэтому наших ребят часто берут в штат американские и европейские компании. Kevuru Games здесь не исключение. Но особенным является сотрудничество с мировыми гигантами игр. Когда в компанию приходят такие клиенты, как Disney и Epic Games, и в партнерстве с ними (именно в партнерстве, а не в подряде) реализуются персонажи игр, которые знают все, даже те, кто далек от GameDev — это особая гордость. Ведь мировые паблишеры не просто заключают контракт, они показывают — что доверяют компании и уверены, что ее специалисты станут лучшими создателями их новых героев. 

Как заполучить клиентов и завоевать их доверие? 

В бизнес-развитии каждой компании вопрос «Как заполучить первых/новых клиентов?» всегда актуален. И здесь срабатывает все: нужные знакомства, упорство команды продаж, высокая экспертиза специалистов, качественное портфолио и… доверие заказчиков.

Последнее нелегко заслужить, но если уж компания доверилась — сотрудничество может стать долгосрочным. Так, например, произошло с Electronics Arts, которая стала одним из первых клиентов Kevuru Games еще 10 лет назад. Небольшой на тот момент опыт Kevuru Games не стал преградой для начала сотрудничества, которое вместе с компанией в этом году отмечает свой юбилей. В его основе лежит многое: необходимый опыт, надежное партнерство, гарантия высокого качества работы и соблюдение сроков.

Один из проектов, для которых Kevuru Games разрабатывали арт — Claire Hart: Secret in the Shadows от Pogo, дочерней компании Electronics Arts

Но случай с Electronics Arts — скорее исключение из правил (ведь не так часто случается, что мировая компания обращается к молодой, только начавшей свой путь, студии). Сотрудничество со всемирно известными игровыми издателями не падает с неба – ему предшествует активная работа по построению безупречной репутации, созданию портфолио и внутренних процессов.

Обычно решающим моментом становится тестовое задание, предоставленное клиентом, – оно помогает оценить как мастерство, так и скорость команды наряду с их умением прислушиваться к обратной связи. При этом тестовые задания могут быть самыми разными: от создания материалов, практически не ограничивающих фантазию художника, до моделей с четким концептом. Так и произошло в случае с Disney и Epic Games.

Взаимодействие с Disney над проектом Star Wars: четкие требования и гриф «совершенно секретно»

Сотрудничество Kevuru Games с Lucasfilm – именно про второй вариант. После того, как ведущему художнику по 3D-персонажам удалось в совершенстве воссоздать концепт солдата вселенной Star Wars в виде реалистичной 3D-модели, компания получила заказ на создание трехмерных моделей персонажей для новой VR-игры Star Wars: Tales from the Galaxy’s Edge.

Обложка игры Star Wars: Tales from the Galaxy’s Edge 

Lucasfilm — одна из ведущих мировых кино- и развлекательных студий. Основана Джорджем Лукасом в 1971 году. В настоящее время подразделение Walt Disney Studios. Дом легендарных «Звездных войн» и Индианы Джонса. Состоит из отдельных студий, которые занимаются созданием цифровой анимации для фильмов, телепрограмм и игр, управлением лицензиями и дистрибьюцией, созданием звуковых и визуальных эффектов, в том числе для проектов дополненной и виртуальной реальности.

Этот клиент знал, чего хочет – в его представлении было сформировано два четких образа, и команда Kevuru Games получила конкретную инструкцию с мельчайшими деталями, описывающими внешний вид персонажей.

Тестовый персонаж, с которого началось сотрудничество Lucasfilm и Kevuru Games
Droid — персонаж игры Star Wars, которого разрабатывала команда Kevuru Games
Boggs Henchman — персонаж игры Star Wars, которого разрабатывала команда Kevuru Games

Художники не понаслышке знали о вселенной Star Wars: кто-то смотрел фильмы культовой саги, кто-то играл в игры и уже сформировал свой список фаворитов. Вовлеченность сыграла положительную роль как в настрое команды, так и в скорости погружения в проект. В сочетании с высоким профессионализмом – department head команды 3D-художников имеет опыт работы в игровой индустрии свыше 20 лет – такая комбинация была обречена на успех.

После окончания проекта у команды Kevuru Games часто спрашивали, в чем особенности работы с мировой студией. На этот счет сложилось мнение, основанное на «трех китах»:

  • Именитая компания очень уважительно относится к команде, с которой работает. Сотрудники Lucasfilm ценят профессионалов и понимают, что, если кто-то занимает конкретную должность, значит, у него более чем достаточно квалификации и умений, чтобы быть на этом месте. Директивный подход полностью отсутствует, сотрудничество проходит в рамках партнерства. Например, особенностью коммуникации команды Kevuru Games с Lucasfilm было желание клиента выходить на связь со всей командой, а не только с PM. Это довольно нестандартный подход для игрового паблишера, но именно таким образом они демонстрировали свое уважение и интерес к мнению каждого художника. Кстати, ребятам было очень приятно, когда по окончанию работы компания добавила в титры всех участвующих в проекте, что стало дополнительным признанием полноценного партнерства с Lucasfilm.
  • Мировая компания четко знает, чего она хочет. У нее есть видение, концепция, детально прописанное ТЗ и все необходимые референсы. Главное требование подобного клиента — следовать всему этому и всегда задавать уточняющие вопросы, если возникают сомнения. Они требуют четкого соблюдения сроков и сдачи проекта в условленное время. Проект Star Wars был сдан с задержкой всего в один день (причина — государственный выходной в стране, который выпал из плана).
  • Безопасность. Большие компании требуют соблюдения строгих норм безопасности и неразглашения информации. Продукт, который они разрабатывают совместно с партнерами и исполнителями, чрезвычайно ценен и нуждается в наивысшей защите. Передача всех макетов через специальные деливери-системы, выполнение множества других важных требований, которые нельзя разглашать — стандартная практика перед началом сотрудничества. Для людей, ранее не работавших в таком формате, это может показаться шокирующим. Но таковы правила «больших игр».

Опыт работы над Fortnite: креатив превыше всего

С Epic Games все было по-другому – фантазия и креатив не наталкивались ни на одни закрытые двери. Тестовое задание заключалось в генерировании наиболее оригинальных образов для будущих скинов (внешнего вида персонажей) игры Fortnite. Причина проста: в Fortnite игроки сходят с ума по скинам, легко спускают на них не так просто получаемую внутриигровую валюту и собирают целые коллекции. Сделать скин, который понравится фанату игры и в котором он захочет щеголять перед друзьями и соперниками по игре, не так просто. Тысячи идей уже были использованы, а ведь нужно не просто придумать новый, но и впечатлить игроков.

Обложка игры FORTNITE: BATTLE ROYALE 

Epic Games – компания-разработчик и дистрибьютор игр из США, успешно работающая уже почти 30 лет и по праву считающаяся одной из наиболее влиятельных в индустрии. Создатель популярного игрового движка Unreal Engine, владелец собственного онлайн-магазина игр. Флагман компании – онлайн-игра Fortnite, доступная с 2017 года. Ее версия в режиме «королевской битвы» (Battle Royale) стала настоящим массовым хитом и собрала огромную армию почитателей по всему миру.

Чтобы сделать тестовое и быстро оказаться на нужной стилистической волне, понадобились часы напряженной работы главных креативщиков, посвященные изучению актуальных мировых тенденций, погружению в игровую атмосферу и анализу предпочтений аудитории, состоящей преимущественно из подростков и молодежи до 25 лет. Кропотливый труд креативного директора Kevuru Games и его команды принес свои результаты – компания получила заказ на создание концепт-арта для будущих скинов.

Основной частью работы над проектом было не столько рисование, сколько поиск оригинальной идеи. Весь арт-отдел фактически прошел проверку на уровень незаурядности. В результате над проектом в разное время успели поработать десятки художников. Всего же за 10 месяцев активного сотрудничества с Epic Games команда создала невероятное количество концептов для различных тематических областей игры, которые до сих пор постепенно появляются в Fortnite и радуют глаз миллионов игроков. Многие скины и атрибуты персонажей нашли живой отклик у игровой аудитории, и их можно до сих пор наблюдать в виде фан-арта или у косплейщиков.

Работа с Epic Games запомнилась Kevuru Games масштабностью происходящего – не каждый день создаешь арт для игры с более чем 350 миллионов активных пользователей. 

У Epic Games есть уникальная система работы с подрядчиками – они открывают для последних доступ к базе знаний. Это особая платформа, где работают как штатные сотрудники, так и аутсорсеры, и где отображаются все текущие и когда-либо реализованные проекты по скинам. Это показывает, что в Epic Games одинаково доверительно относятся ко всем людям, работающими над их проектами, и добавляет в сотрудничество атмосферу открытости и равенства.

Люди — главная ценность

Если говорить в цифрах, то за последние три года Kevuru Games выросла в три раза. Теперь количество сотрудников превышает отметку 300, количество senior-специалистов увеличилось до 60%, в портфолио — более 100 проектов, а темпы роста штата сотрудников составили 146%.

Все это стало возможным только благодаря специалистам, которые работают в Kevuru Games. «Наш бизнес построен на людях, — говорит CEO компании Олег Гончаренко. — Мы делаем все возможное, чтобы сотрудники ощущали себя максимально комфортно в нашей компании. Создаем условия, при которых на каждом уровне люди должны обладать определенными лидерскими качествами и вдохновлять команды, с которыми они работают. Это позволяет привлекать таланты. Мы не занимаемся микроменеджментом. Даем максимальную свободу в работе, но концентрируемся на результате». В условиях практически полного ремоута (с начала карантина команда Kevuru перешла на удаленный режим работы и лишь недавно вернулась к гибридному формату) подобный подход может казаться невероятным, но действительно работает! Неважно, где находится сотрудник — в Украине, Польше или Бельгии, он ощущает себя важной частью команды. 

CEO компании Олег Гончаренко

Одна из главных HR-политик Kevuru Games заключается в следующем: работа занимает большую часть жизни каждого человека, и нужно создать такие условия, чтобы он был счастлив на своем рабочем месте. Ведь, по сути, человека можно обучить всему. Главное, в каком окружении он будет находиться. Если эта среда благосклонная – вырастет замечательный специалист, который будет действительно отдаваться работе. Тогда компания может рассчитывать, что сотрудник с интересом и огромной мотивацией будет идти ко всем амбициозным целям, которые она перед собой ставит.

Целей и планов у Kevuru Games действительно много. Это еще большее расширение экспертизы, QA-сервисы, Porting, усиление маркетинга для продвижения всех своих услуг и кто знает, что еще готовит GameDev-рынок в ближайшее время?! Но, как и 10 лет назад, в Kevuru Games не боятся рисковать, быть в числе трендсеттеров и, безусловно, развивать украинский и мировой игровой рынок.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск