Украинская ОО запатентовала «зеленые номера» и требует от владельцев электрокаров уплаты роялти. Не ведитесь

Читать на UA

Украинская общественная организация «Мрія для кожного» получила патенты на «зеленые» номера для электромобилей. Теперь ГО требует с каждого владельца электрокаров платить за пользование знаками после регистрации. А за отказ это делать грозят штрафами и даже исправительными работами.

Издание Autogeek разобралось, откуда появились патенты и почему владельцам электрокаров не стоит воспринимать посягательство на ОО серьезно.

Что произошло

В конце мая 2022 года «Мрія для кожного» опубликовала у себя на странице Facebook сообщение, согласно которому владельцам электромобилей, получивших при регистрации «зеленые» номерные знаки, придется их перерегистрировать и оплатить стоимость номера на счета организации.

«Доводим до вас информацию, касающуюся всех владельцев электротранспорта. Всем, кто поставил транспорт на учет и получил зеленый номерной знак, нужно переоформить и уплатить стоимость номера на банковские реквизиты организации Общественная организация «Мрія для кожного». Это связано с тем, что автономера зеленого цвета для электротранспорта является собственностью Общественной Организации «Мрія для кожного», – говорится в сообщении.

К публикации прилагаются свидетельства на промышленную связь, а деньги, вырученные от продажи автономеров, обещают передать на нужды ВСУ.

Владельцев электротранспорта, которые не выполнят перерегистрацию, пугают штрафами и даже тюремным заключением.

«В случае отказа от перерегистрации и оплаты вы нарушаете авторские права на полезную модель использования автономеров без разрешения. Согласно законам о нарушении интеллектуальной собственности закона Украины предусматривается штраф в размере от 51 000 грн, – пишут в ОО. – (…) или исправительные работы до 2 лет, или лишение свободы, сроком до 6 лет, с конфискацией и уничтожением всех экземпляров произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, исполнений, фонограмм, видеограмм, вещательных программ, а также средст и материалов, специально используемых для их изготовления».

Откуда взялись эти патенты?

Согласно данным Укрпатента, патенты зарегистрировал Валентин Александрович Пожарский, который, согласно открытым данным, является руководителем ОО. Деньги на патентование зеленых номеров он собирал с помощью краудфандинга: в декабре 2020 года «Мрія для кожного» искала партнеров в бизнес-проекте «по предоставлению услуг для владельцев электромобилей».

Согласно описанию бизнес-идея заключалась в том, что партнеры патентуют некоторую услугу для владельцев электрокаров (как теперь уже понятно, услуга – это выдача зеленых номеров). На это нужен стартовый капитал от 350 000 грн до 500 000 грн., которого у ГО не было, поэтому Пожарский решил привлечь сторонних инвесторов. Патент предоставлял бы дельцам монопольное право на данный вид услуг.

Партнеру, который предоставил бы половину необходимой суммы, обещали от 12 млн грн прибыли.

«В Украину ездит уже 25 000 электромобилей! Произведем небольшой подсчет: 25,000 штук авто * 1000 грн. = 25,000,000 рублей. Если минимальная стоимость услуги составит 1000 грн. и поделить это 50 на 50 от 12,500,000 гривен. Это уже и есть Ваша прибыль, и вы отразили свои 350,000 грн!» – подсчитали в «Мрія для кожного».

При этом 1000 грн предлагалась как минимальная стоимость услуги, а максимально Пожарский планировал брать с владельцев электрокаров 3890 грн.

Что делать владельцам электромобилей (ничего)

Заявки от Валентина Пожарского на патенты были поданы в ноябре 2021 года. Однако еще в 2010 году МВД запатентовало промышленный образец «номерный знак для транспортных средств», который имел именно такую ​​форму. Новые запатентованные номера частично отличаются от старых.

Вместе с тем, согласно украинскому законодательству, в случае патентования новизна образца должна быть однозначной.

Промышленные образцы считаются идентичными в том случае, если их существенные признаки отличаются лишь незначительными деталями.

Закон Украины

Пожарский и его ГО не запатентовали ничего принципиально нового и отличного от номерных знаков, ранее запатентованных МВД. Следовательно, претендовать на авторское право они не могут – их патенты можно обжаловать.

«Я бы посоветовал всем, к кому этот гражданин будет обращаться с требованием оплатить какие-то средства, подавать заявление в правоохранительные органы и подавать этот патент на обжалование», – комментирует адвокат по защите Интеллектуальной собственности Владислав Билоцкий.

В комментариях Autogeek он объяснил, почему Пожарскому вообще выдали те патенты и какую юридическую силу у них есть.

  • «Проблема промышленных образцов – в том, что по ним проводится только формальная экспертиза. По сути, проверяют только, не нарушает ли образец публичный порядок, нормы морали, все документы были поданы и так далее. Фактическая экспертиза не проводится», – объяснил Белоцкий.
  • Между тем именно на фактической экспертизе определяется, является ли промышленный образец новым и индивидуальным. То есть, основной критерий такой проверки – новизна.
  • «Учитывая, во-первых, то, что новизны здесь нет и быть не может, поскольку патент на эти номера МВД получил еще в 2010 году (хотя патент уже и не действует), во-вторых, заявитель не является автором этого образца. Поэтому есть все основания считать этого гражданина «патентным троллем», — подытожил юрист.

Патент Пожарского можно оспорить двумя способами.

  • Через отправку на экспертизу, которую проведет уполномоченный орган, и отменит эти патенты.
  • Сразу обращаться в суд, согласно решению которого этого «патентного тролля» заставить уплатить все судебные издержки.

Autogeek обратился в организацию «Мрія для кожного» с просьбой прокомментировать законность требований платить за использование «зеленых» номеров. К моменту публикации материала ответа не поступило.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск