Veon — крупная международная телеком-группа с активами в 8 странах мира и главным офисом в Нидерландах, акции компании торгуются в США, выручка составляет $8 млрд. Среди прочего, Veon — материнская компания крупнейшего украинского мобильного оператора «Киевстар», потери которого от войны уже идут на миллиарды гривен.
Интересно и другое: Veon — материнская компания одного из трех крупнейших мобильных операторов в россии, речь о компании «Вымпелком». Последняя активно работает с российским правительством, о чем говорят российские чиновники. В частности, помогает делать связь на оккупированных с 24.02 украинских территориях доступной.
Для руководства Veon в этом никаких противоречий нет. Компания не называет в своих пресс релизах войну «войной» и продолжает развивать свой российский бизнес. Veon не ушла и не планирует уходить из россии, вкладывает деньги в развитие, остается в списке крупнейших налогоплательщиков, в то время как российская армия уничтожает ее украинские активы и убивает украинский народ.
Редакция AIN.UA рассказывает, как международная Veon стала соучасником преступного российского правительства и продолжает лицемерно говорить о поддержке «Киевстар», избегая санкций.
Read this article in English — here.
В россии есть три крупных оператора – «МегаФон», МТС и компания «Вымпелком», которая предоставляет услуги под брендом «Билайн». С началом полномасштабного вторжения у компаний появилась проблема: как быть с новыми территориями, которые временно оккупировали российские войска. В частности, речь о Херсонской и 60% Запорожской областей: там уже отключили украинскую связь, и, в последствии, поставили российскую — уже появился «+7Телеком», принадлежащий крымскому оператору «К-Телеком».
«МегаФон», МТС и компания «Вымпелком» стремятся избежать проблем, ведь им пока удалось не попасть в европейские и международные санкционные списки. Особенно это касается компании «Вымпелком», принадлежащей европейской телеком-группе Veon, акции которой торгуются на бирже + частично принадлежат Фридману и Авену — подсанкционным российским олигархам, уже потерявшим контроль над «Альфа-Банк Украина» и «Боржоми».
Но, кажется, проблемой это есть только для внешних наблюдателей, но никак не для самой компании «Вымплеком» и ее материнской Veon.
Российское правительство заявило операторам о необходимости предоставить связь в оккупированных регионах, по разным данным «+7Телеком» уже раздало там более 200 000 сим-карт. Что дальше? Доступная тарификация звонков. По просьбе российской Минцифры операторы «МегаФон», МТС и компания «Вымпелком» произвели изменения в политике тарифов. В частности, как пишет «Коммерсант», по просьбе правительства «Вымпелком» снизил тарификацию с 25 рублей до 3 рублей за минуту разговора. Лицемерие компании в деталях: звонки отображаются как международные, чтобы избегать санкций, при этом сама компания следует просьбам российской Минцифры.
Официальных заявлений ни одно из мобильных операторов не делало и об изменениях в тарификации звонков не сообщало открыто. Veon также не стал ничего рассказывать об изменениях.
Veon
Примечательно, что нидерландская Veon, к которой принадлежит «Вымпелком», никак не реагирует на действия своей компании в россии. Более того, в свежем письме к акционерам VEON компания прямо рассказывает о том, что даже во время сложной экономической ситуации, компания продолжает развивать передовые технологии связи. Михаил Фридман вышел из совета директоров, но у компании остаются огромные долговые обязательства перед российскими банками: только 17 февраля компания получила 30 млрд рублей для «Вымпелком» от российского ВТБ, также у нее есть долги перед «Альфа Банком Россия» и Сбером.
В своих письмах акционерам компания всеми способами избегает тему войны. Вот, например, свежее письмо от их СЕО, где он говорит о невероятной работе команды «Киевстар» по обеспечению жителей Украины связью. Примечательно, что в воображении руководства Veon базовые станции в Украине рушатся сами по себе, иначе как объяснить тот факт, что компания избегает не просто упоминаний «война», а вообще не упоминает в контексте россию. Парадокс.
При этом дела у Veon обстоят не очень хорошо. Ее капитализация снизилась до $1 млрд, цена акции — около 50 центов. Один только украинский «Киевстар» за 2021 год показал такую выручку. Теперь акционеры компании переживают, что Veon может попасть в седьмой пакет санкций именно из-за деятельности компании в РФ. Veon — одна из немногих компаний, продолжающая работу в РФ, не сообщила об уменьшении инвестиций в регион или изменении собственности. В официальной повестке Veon войны не существует.
Как обстоят дела у самого «Киевстар»? Руководитель компании Александр Комаров заявил, что убытки компании уже идут на миллиарды гривен, компания лишилась доступа к сети на всех временно оккупированных территориях. А еще — минус 1 млн выехавших абонентов, бесплатная связь для украинцев и десятки миллионов переданных на благотворительность гривен. Кроме того, 4,2 млрд гривен уплаченных в украинский бюджет налогов, треть — наперед. Комаров утверждает, что у «Киевстара» есть немало автономии в принятии решений, поэтому «Киевстар» не избегает темы войны.
Veon, который почти на половину принадлежит Letter One подсанкционного россиянина Михаила Фридмана и Петра Авена, такой автономии, судя по всему не имеет. И будет дальше продолжать работу в россии, предоставляя российскую связь на оккупированных с 24 февраля российскими солдатами украинских территориях и финансируя из этих налогов также российскую «специальную операцию».