Украинский e-commerce во время войны – исследование

Читать на UA

Маркетинговая компания Promodo подготовила исследование о работе украинской сферы электронной коммерции во время полномасштабной войны. AIN.UA выбрал самое интересное.


  • Украинский онлайн-бизнес почти достиг дна в начале марта, но быстро оттолкнулся и стал подстраиваться.
  • С середины марта маркетологи наблюдали заметное увеличение сессий: украинцы отошли от первого шока, возобновилась логистика, кончилась активная фаза переселения.
  • В мае некоторые категории даже вернулись к довоенным показателям.
  • Часть украинцев, переехавшая в более безопасное место, столкнулась с отсутствием в оффлайн-магазинах своих привычных брендов и выбирает из того, что есть. Часть отказалась от премиальных брендов и экономит. А часть действует вопреки строгой иерархии потребностей и переключается на украинские бренды, чтобы поддержать общество. Это дает зеленый свет онлайн-торговли.

Динамика нишевых доходов

  • По состоянию на конец мая того же дохода, что и в довоенный период достигли только две категории: зоотовары и косметика (хозяйственные и гигиенические товары).
  • Есть скачки по доходам в категории Электроники и бытовой техники, но это связано с ростом среднего чека.
  • Хуже всего по доходу восстанавливаются категории «Продукты», «Лекарства» и «Одежда и обувь».
  • Товары для детей имеют тренд на рост, который, скорее всего, связан с изменением сезонов и необходимостью обновлять товары из-за взросления ребенка. Также эта категория приоритетна в распределении бюджета семьи.

Топ продаж в категориях

Данные за апрель 2022 года. Актуально для регионов, где продолжаются активные боевые действия.

  • Так, в категории «Продукты» больше вырос спрос на сигареты (+290%);
  • В категории «Лекарства» больше всего просели противопростудные средства, а спрос на средства для поддержания костей, мышц и суставов рос почти на 40%;
  • Почти на 600% вырос спрос на одежду для охоты и рыбалки, самый большой спад в категории «Одежда и обувь» зафиксирован на сумки (-50%);
  • Парфюмерия также сильно просела, зато сильно выросли продажи контактных линз;
  • В топе в категории «Товары для детей» – +180% на детское питание.

Что делать бизнесу – советы

  • Вопреки войне жизнь продолжается. Спрос есть, но он изменился — расширяйте ассортимент товарами, которые сейчас наиболее востребованы. Приверженность брендам очень низкая — покупают то, что есть.
  • В некоторых регионах спрос упал, но в других наоборот вырос. Население мигрирует – перераспределяйте маркетинговый бюджет на регионы, в которые перебираются украинцы.
  • Динамику роста сохраняют категории, закрывающие базовые потребности: продукты питания, сигареты, медикаменты, обувь и одежду, гигиенические и хозяйственные товары, товары для животных.
  • Украинцы скорее принимают решение о покупке при наличии товаров и коротких сроков доставки. Кто из игроков обеспечит наличие и логистику – тот выиграл.
  • В середине марта рынок начал оживать. Быстрее восстанавливаются и забирают клиентов лидеры, к которым привыкли и знают. А также магазины, возобновившие рекламные кампании. Кто сейчас в Shopping, или в первых строках выдачи Google, тот забирает покупателя.
  • Сейчас люди чувствительны к позиции бренда по поводу войны: рассказывайте, что ваш бизнес делает для совместной победы.
  • В связи с завершением активных боевых действий в Киеве спрос в столице растет – люди возвращаются. В западных областях спрос сохранится, пока на востоке будут продолжаться активные военные действия.
Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск