Пять лет перенесений и $25 млрд без запуска. Почему старт ракеты SLS важен

Читать на UA

В NASA уже готовят свою ракету-носитель Space Launch System (SLS) к беспилотному запуску 29 августа 2022 года. Этот запуск не был бы так важен, если бы ему не предшествовали от 12 до 16 лет разработки, 5 лет перенесений старта и миллиарды долларов, которые сливались в «вечную» программу создания ракеты, которая никак не может улететь.

В этом материал журналист AIN.UA рассказывает историю создания сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System, которая в момент (надеемся) успешного запуска станет мощнейшей ракетой человечества.

Создание SLS – политическое решение

Источник: NASA

С 2004 по 2010 годы в NASA работали над проектом Constellation, в рамках которого планировалось создание инфраструктуры для полетов нового космического корабля в МКС, а также полетов на Луну, создания постоянной базы на Луне и перспективы полетов на Марс. Для выполнения этих задач инженеры разрабатывали беспилотные ракеты-носители «Арес-1» и «Арес-5», а также пилотируемый корабль «Орион».

Эта программа постоянно нуждалась в финансировании, а амбициозность ее проектов ставила под сомнение саму возможность ее реализации. Поэтому в 2010 году она была закрыта президентом Бараком Обамой. При этом отдельно от программы решили продолжить проект разработки космического корабля «Орион», чтобы снизить зависимость США от российских ракет.

Конгресс США был против прекращения программы Constellation, но не мог повлиять на решение президента. Поэтому Конгресс просто поручил NASA разработку новой тяжелой ракеты-носителя SLS и предоставил требования, которым она должна отвечать.

Как сообщает Teslarati, на практике конгрессмены руководствовались не реальной необходимостью в такой ракете, а интересами своих штатов, где необходима была инфраструктура для ее создания. Именно мотив конгрессменов сохранить рабочие места и финансирование заставил NASA выяснить, как сконструировать ракету в соответствии со списком требований, в основном управляемых политикой.

Какой получилась сверхтяжелая SLS?

Источник: NASA

Чтобы соответствовать требованиям конгресса при создании ракеты, NASA использовала наработку нескольких предыдущих программ — Constellation и Space Transportation System (STS). Учитывая это, ракета должна была совершить свой первый беспилотный полет в 2017 году, а первый пилотируемый старт был запланирован на 2021 год.

Источник: NASA

Однако разработка постоянно задерживалась, усложнялась и нуждалась в дополнительном финансировании. Так беспилотный запуск подвинули сначала на 2019 год, потом и на 2020 год. И только летом 2021 года ракету удалось просто собрать.

Как сообщает Alpha Centauri, ракета в текущем виде состоит из 2 ступеней: первая с модифицированным баком от американского шаттла, 2 5-секционными ускорителями и 4 RS-25 и второй с увеличенным баком второй ступенью Delta IV (который, в свою очередь, позаимствован у японской ракеты (H-IIA) и одним двигателем RL-10B-2.

Таким образом, после пяти лет задержек и около $25 млрд, потраченных без запуска, SLS будет выводить на низкую околоземную орбиту «всего» 95 тонн. Однако планируется, что в будущем она получит новую вторую ступень, форсированные двигатели и улучшенные ускорители, что окажет положительное влияние на характеристики.

SLS ставит рекорды, однако SpaceX уже готовит ответ

Источник: NASA

Среди всех ранее существовавших ракет SLS автоматически станет на четвертое место по мощности (после Saturn V, N-1 и «Энергии»). Также, вне зависимости от результата миссии, SLS станет пятой по размеру когда-либо запущенной ракетой (включая космический шаттл).

Если SLS успешно дебютирует в течение нескольких месяцев, то она, вероятно, станет самой мощной ракетой, которая сейчас реально стоит на использовании. Единственными другими сверхтяжелыми ракетами-носителями, существующими в металле, являются Falcon Heavy и Starship/Super Heavy от SpaceX. Все остальные проекты находятся на слишком ранней стадии разработки, чтобы принимать их во внимание.

Однако масса полезной нагрузки Falcon Heavy недостаточна для пилотируемых полетов на Луну, кроме того, SpaceX не планирует сертифицировать ее для пилотируемых полетов. Вот и остается Starship/Super Heavy.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск