30 августа Украина осуществила самую масштабную атаку беспилотников на российскую территорию, атаковав сразу шесть регионов страны. The Economist рассказал, как организовываются такие атаки, кто финансирует разработку и закупку беспилотников в Украине, и как мы придумываем новые асимметричные способы использования дронов.

Как Украина использует дроны?

30 августа Украина осуществила самую масштабную атаку беспилотников на российскую территорию, атаковав шесть регионов. Как сообщается, в городе Псков беспилотники ударили по аэропорту, повредив четыре транспортных самолета.

А до этого, 25 августа украинские разработчики беспилотников совершили атаку на военную базу россиян в глубине Крыма. Эту атаку 25 августа описывают как тестовый запуск, причем многие устройства в группе беспилотников были экспериментальными прототипами.

Это была жалкая неделя для кремля, который никак не может объяснить более дюжины беспилотников, попадающих в сердце москвы, неоднократное закрытие крупных аэропортов и необъяснимые взрывы на оружейных заводах, аэродромах, складах топлива и железных дорогах.

Источник, близкий к разработчикам «Морока» – одного из прототипов беспилотников, которые использовались в Крымской операции – говорит, что новая авиационная ударная мощь Украины является результатом «семян, посеянных много месяцев назад».

Как устроена разработка дронов в Украине?

Программы разработки собственных беспилотников в Украине развились в основном без государственного финансирования, полагаясь на упорный труд волонтеров и поддержку благотворителей. Но, как и перед другими разработчиками, перед командой «Морока» сейчас стоит сложная задача получить ресурсы для увеличения масштабов производства.

Украинская программа дронов обусловлена необходимостью. россия – ядерная держава, и начала войну с явным преимуществом в дальнобойных мощностях. Позже она дополнительно начала закупать у Ирана дешевые, но эффективные беспилотники-камикадзе Shahed. Украине, с другой стороны, не позволяют использовать оружие, предоставленное Западом, для ударов по самой россии, поэтому украинцы ищут другие способы нанести ответный удар.

Частично ответом была разработка новых ракет или перепрофилирование старых: старинная ракета «земля-воздух» С-200 теперь используется в режиме «земля-земля». Модернизированные С-200 ответственны за некоторые из недавних атак на контролируемых россией территориях. Тем временем сеть волонтеров и правительственных групп пытаются разработать новые украинские дроны.

Кто организовывает работу и атаки?

Как ни странно, украинская программа беспилотников не имеет единой командной или закупочной структуры. Несколько государственных организаций, в том числе все разведывательные агентства, имеют собственные программы по беспилотникам.

Эти команды автономно организованы и не общаются друг с другом – что способствует безопасности и конкуренции, но может затруднить оптимизацию и массовое производство.

Правительство, а особенно Министерство цифровой трансформации, пыталось оптимизировать финансирование и устранить бюрократическую волокиту. Но бюрократия, коррупция и частные интересы в украинской оружейной промышленности продолжают тормозить развитие.