Проект 149: Андрей Буренок
о том, как продавая авиабилеты зарабатывать на контенте
АВТОР: ИЛЬЯ КАБАЧИНСКИЙ | ФОТО: АЛЕКСАНДР КОЗАЧЕНКО
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН В ПАРТНЕРСТВЕ С MONTBLANC
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Проект 149: Андрей Буренок о том, как продавая авиабилеты зарабатывать на контенте
АВТОР: ИЛЬЯ КАБАЧИНСКИЙ
ФОТО: АЛЕКСАНДР КОЗАЧЕНКО
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН В ПАРТНЕРСТВЕ С MONTBLANC
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Вместе с брендом Montblanc редакция AIN.UA представляет серию интервью с украинскими предпринимателями. Название «Проект 149» выбрано не просто: именно так называлась ручка, которую бренд Montblanc представил в 1952 году — она продается по сей день. По такому же приниципу мы выбирали героев, с которыми говорили об их бизнесе: это не случайные люди с сиюминутным успехом, а те, кто много лет создает и развивает компании.
Андрей Буренок за короткий срок построил сервис TripMyDream по поиску дешевых билетов. Но поняв, что люди летают не так часто, как ему хотелось бы, создал несколько сопутствующих направлений, которые позволяют ему зарабатывать и развивать компанию. Редактор AIN.UA поговорил с Буренком о том, как ежемесячно монетизировать человека, даже если он летает всего 2-3 раза в год.
— Расскажи, на каком этапе сейчас компания?
— Один из наших основных показателей - порядка 1,5 млн просмотров страниц в месяц, около 900 тысяч уникальных посетителей. Ежедневно более 25 тысяч людей посещают наш сайт, чтобы искать билеты. Мы уже год как операционно вышли в ноль и сами себя окупаем, а также инвестируем в себя заработанные средства.

Основных направлений работы сейчас 5:
Сервисы
Продажа билетов/технологии
Рекламное
агентство
Продакшн
Развитие комьюнити
Медиа
Основные направления работы компании Андрея Буренка TripMyDream
— Давай по порядку. Основной источник дохода — продажа билетов?
— На билетах мы зарабатываем, но у нас есть несколько основных источников дохода.

Первый - это b2b. Мы продаем наш софт, нашу технологию, другим компаниям. Сейчас у нас есть платящий клиент в Европе. Это приносит больше денег, чем заработок на авиабилетах и отелях в Украине.

Второй - это b2c. По сути это продажа билетов и сопутствующих услуг. На одной авиабилетной транзакции в среднем зарабатываем около $8,5. К сожалению, пока в Украине это не сильно большой бизнес, число клиентов онлайне еще не то. Но деньги на этом мы тоже зарабатываем.

Третий - наши каналы коммуникации: сайт, Facebook, Telegram, теперь уже YouTube-канал. Там у нас огромная лояльная аудитория, для которой мы готовим полезные материалы и монетизируем их через нативную и прямую рекламу. Я не зря выделяю это направление в отдельный источник дохода: над ним работает команда из нескольких человек, оно генерирует денежный поток. Мы даже придумали ему название - TripMyDream Media.

— Хочу уточнить по поводу второго пункта. Ты говоришь, что билетный рынок совсем мал, но аэропорты «Киев» и «Борисполь» один быстрее другого отчитываются о росте потока пассажиров.

— Рост есть, но это не те цифры, которые позволят построить огромный бизнес. К тому же, давайте смотреть на качество этого трафика: чуть ли не половина «Борисполя» — это транзит из разных стран, для которых Украина лишь хаб для дальнейшего полета в Европу или в другие части мира. Эти люди не покупают билеты здесь. Поэтому потолка еще нет и нам есть куда расти.

К тому же, не так много людей покупает билеты онлайн, как тебе кажется. Статистика показывает, что многие все еще покупают билеты в офлайн-кассах или через туристических операторов. Рынок онлайн торговли по сути двигает пара компаний: крупнейший из них - Tickets.ua. Здесь нет такого обилия сервисов, как в соседних странах. Для нас это возможность для роста.

— Хочу уточнить по поводу второго пункта. Ты говоришь, что билетный рынок совсем мал, но аэропорты «Киев» и «Борисполь» один быстрее другого отчитываются о росте потока пассажиров.
— Рост есть, но это не те цифры, которые позволят построить огромный бизнес. К тому же, давайте смотреть на качество этого трафика: чуть ли не половина «Борисполя» — это транзит из разных стран, для которых Украина — лишь хаб для дальнейшего полета в Европу или в другие части мира. Эти люди не покупают билеты здесь. Поэтому потолка еще нет и нам есть куда расти.

К тому же, не так много людей покупает билеты онлайн, как тебе кажется. Статистика показывает, что многие все еще покупают билеты в офлайн-кассах или через туристических операторов. Рынок онлайн торговли по сути двигает пара компаний: крупнейший из них - Tickets.ua. Здесь нет такого обилия сервисов, как в соседних странах. Для нас это возможность для роста.
— Если в Украине все не так хорошо, может планируете выходить в другие страны? Казахстан, Грузия и т.д.
— Пока нет, так как видим потенциал именно в местном рынке.
— В чем этот потенциал?
— Людей, которые летают каждый месяц, очень мало. Большинство — это те, кто путешествует 2-3 раза в год. Но они много раз заходят на наш сайт, ищут советы, куда полететь, что посмотреть и т.д. Контактов — много, а продаж билетов с комиссией в $8,5 — мало. Но мы нашли способ, как монетизировать эти контакты за счет контента.

У нас есть группа в Facebook на 156 тысяч подписчиков, одна из самых больших в Украине, Telegram-канал 31 тысячу подписчиков, сайт с миллионом посещений и YouTube-канал, где к началу июля будет 50 тысяч подписчиков. Это огромная лояльная аудитория, которую можно монетизировать. И мы уже это делаем.

В наш контент мы встраиваем нативную рекламу брендов, которым доверяем и которыми сами можем пользоваться. За последний год я советовал Turkish Airline, роуминг от Киевстар, технику Panasonic, Master Card и OTP банк и много другого. Есть важное правило - я интегрирую и рекомендую только тех, кем сам пользуюсь и кому доверяю.
— Много получается на этом зарабатывать?
— Сейчас контент приносит нам более $10 тысяч ежемесячно. Одна публикация стоит около от 15 до 25 тысяч гривен, ее мы доносим нашей аудитории через все доступные каналы и гарантируем прочтения определенной ЦА, в среднем прочтение стоит 1 грн.

Над всем этим трудится команда, которая продает наши рекламные возможности, а также люди, которые создают контент. Это редакторы, журналисты и т.д, полноценная редакция.

И главное, что это не потолок, здесь есть куда расти и в будущем мы будем зарабатывать на этом больше.
— Звучит все очень интересно, но я не вижу в этом продажи билетов. Может показаться, что билетный бизнес не так интересен, как медиа.
— Билеты нам все также интересны и мы на этом зарабатываем, рынок будет расти — заработаем больше. Но глупо упускать доход там, где он можем быть. Это ведь дополнительные средства, которые мы можем пускать как на развитие компании, так и на формирование нашего комьюнити. А поскольку мы не привлекаем инвестиции, для нас это важно.
— Почему, к слову, не привлекаете?
— Проведу аналогию. У тебя есть квартира 60 м2. Ты отдаешь 20 м2. инвестору. И после этого уже он диктует правила, как тебе этими метрами распоряжаться. А что еще хуже, он ведь может высказывать свое мнение и по поводу того, что все еще принадлежит тебе. Так вот, пока мы сами хотим быть хозяевами в своем доме.

Вторая причина — быстрота принятия решений. Сейчас мы можем в любом момент начать что-то новое, попробовать, протестировать — в одно мгновение. Инвестор может повлечь за собой появление некоторой бюрократии, а поскольку у меня есть опыт работы в корпорациях, я понимаю, чем это чревато.
— Продать компанию готовы?
— Каким бы я был предпринимателем, если бы ответил отрицательно. Просто сейчас мы не планируем этого делать, поскольку видим потенциал для роста.
— Если бы продали компанию сейчас, стали долларовым миллионером?
— Конечно. Компания зарабатывает, растет — это хороший бизнес.
— Вернемся к медиа. Что приносит YouTube, в который вы так много сейчас инвестируете?

— Мой опыт показывает, что сейчас YouTube — просто отличный инструмент как для коммуникации с потребителем и продвижения своего бренда, так и для заработка. При условие, конечно же, что у тебя релевантный контент.

Чтобы не быть голословным — приведу пример. За последние полгода YouTube принес мне $100 000 в деньгах и услугах. Где еще сегодня в Украине за такой короткий срок можно получить так много?

Каждый мой ролик смотрит десятки тысяч людей. В каждом из них я так или иначе упоминаю наш бренд — TripMyDream и честно говорю, что я основатель этой компании. Это также повышает узнаваемость бренда, создает некое комьюнити, без шуток. Мы делаем встречу с подписчиками после этого интервью — 150 билетов ушли за сутки, заявок пришло сильно больше, но помещение просто не позволяет пригласить больше людей. В дальнейшем будем активнее работать над развитием нашего комьюнити.


— Вернемся к медиа. Что вам приносит YouTube, в который вы так много сейчас инвестируете?
— Мой опыт показывает, что сейчас YouTube — просто отличный инструмент как для коммуникации с потребителем и продвижения своего бренда, так и для заработка. При условие, конечно же, что у тебя релевантный контент.

Чтобы не быть голословным — приведу пример. За последние полгода YouTube принес мне $100 000 в деньгах и услугах. Где еще сегодня в Украине за такой короткий срок можно получить так много?

Каждый мой ролик смотрит десятки тысяч людей. В каждом из них я так или иначе упоминаю наш бренд — TripMyDream и честно говорю, что я основатель этой компании. Это также повышает узнаваемость бренда, создает некое комьюнити, без шуток. Мы делаем встречу с подписчиками после этого интервью — 150 билетов ушли за сутки, заявок пришло сильно больше, но помещение просто не позволяет пригласить больше людей. В дальнейшем будем активнее работать над развитием нашего комьюнити.
— Зарабатываете на все тех же интеграциях продуктов/сервисов?
— Да, конечно. Например, я в видео, когда летал из «Борисполя», использовал карту MasterCard World Elite от OTP-банка для прохода по Fast Line. Мне нравится этот банк, я его клиент. Но вместо того, чтобы проходить и молчать, проходил и нативно об этом рассказывал, не впаривал. Так же можно делать и с другими компаниями, встраивая информацию о них в ролики.
— Из того, что я видел, ты в основном работаешь с международными брендами. Как местные компании?
— Пока очень сложно. Мы когда идем к потенциальному рекламодателю и пытаемся объяснить, что их клиенты сидят уже не в телевизоре, а в YouTube — они не всегда это понимают. Им в итоге это сыграет в минус, бежать за молодой аудиторией необходимо уже сейчас. Видимо, международные компании более адаптированы под новые реалии. Например, много билетов дает Turkish Airlines нам и на розыгрыши. Люди, вроде меня, могут становиться амбассадорами бренда и популяризировать его среди своих подписчиков. И это работает.
— Но ведь YouTube — сильно недешевая история. Ты не раз говорил, сколько стоит снимать тех же «Экспатов» (передача о людях, которые переехали в другую страну и живут там — ред).
— Да, «Экспаты» стоят нам очень много, одной только техники мы закупили на много тысяч долларов. А каждый выпуск, в итоге, обходится нам порядка $10 тысяч: билеты, проживание, еда. Над каждым выпуском работает много людей, всем нужно платить. Пока это некоммерческая история. Но это интересный контент, полезный людям. Мы хотим снимать такое и поэтому я готов инвестировать в это средства. Сейчас планируем уже следующие сезоны, мы ищем под них спонсоров, готовых покрыть траты.
— Всегда было интересно. Есть же блогеры, которые все снимают сами или с помощью одного оператора. Зачем большая команда, как в твоем случае?
— Мои собственные видео действительно стоят дешевле, так как достаточно камеры, дрона для съемок сверху и стабилизатора для активных съемок. Все это монтирует один человек — порядка $150-200 за выпуск. Тут простая история.

А вот с «Экспатами» сложнее. Снимать интересно двух людей, которые разговаривают, одной камерой практически невозможно. Поэтому нужны две камеры, а лучше и вовсе три. Наличие большого объема материала дает пространство для маневра: можно нарезать, если разговор не получился интересным или на одной камере неудачный ракурс или еще что-то. Плюс смена камер добавляет динамики и на дает заскучать зрителю. Вот и получается, что уже есть я плюс как минимум два оператора.

И это только вершина айсберга. Выпуск нужно нарезать и собрать, подготовить обложку, тексты под него, seo, smm, ppc и т.д. Это большой процесс, под который необходимо вовлекать немало людей. И все это стоит денег.
— Ты достаточно много снимаешь себя и семью. Очевидно, что есть люди, которые могут оставлять негативные отзывы в комментариях. Насколько сложно морально такое читать?
— Стоит все же сказать, что 99% комментариев — положительные, либо это нормальная критика. На такие отвечаю лично, мне это нравится. Если же появляются прямые хейтеры, стараюсь пропускать: вступить с ним в перепалку — пойти у него на поводу. Я достаточно позитивный человек, больше за то, чтобы делать и творить, нежели сидеть за компьютером и обливать людей грязью.
— Самому сложно было начать вести YouTube?
— Я всегда хотел творить, чудить и делать что-то прикольное. В один момент понял, что этим может стать YouTube-канал. Помню, первый раз взял телефон и начал просто себя снимать. Жене тогда было не по себе — смотреть, как я сижу и снимаю сам себя, а вокруг сидят люди и смотрят на это все (смеется). Так появился один ролик, потом второй и так далее.
— Я так понимаю, что «бери и делай» — твое жизненное кредо?
— И еще «Живи». Это самое главное.
— Последний вопрос: вершина, которую ты еще не покорил?
— Для меня не существует вершин и нужды что-то покорять. Ежедневно максимально работаю над тем, чтобы жить в моменте без привязок к прошлому и будущему. В моменте вся сила. Осознав это, ты становишься безгранично сильным и безумно заряженным, и тогда ты уже сам себе любая вершина в каждом новом моменте.
Фото сделаны в киевском бутике Montblanc
Адрес: ул. Богдана Хмельницкого 30/10
© 1999—2018 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda