Проект 149: Денис Жаданов о том, как компания Readdle выросла за 11 лет и почему вкладывает силы в почтовый клиент
АВТОР: ИЛЬЯ КАБАЧИНСКИЙ | ФОТО: МАКСИМ ЯНОВСКИЙ
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН В ПАРТНЕРСТВЕ С MONTBLANC
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Проект 149: Денис Жаданов о том, как компания Readdle выросла за 11 лет и почему вкладывает силы в почтовый клиент
АВТОР: ИЛЬЯ КАБАЧИНСКИЙ
ФОТО: МАКСИМ ЯНОВСКИЙ
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН В ПАРТНЕРСТВЕ С MONTBLANC
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Вместе с брендом Montblanc редакция AIN.UA представляет серию интервью с украинскими предпринимателями. Название «Проект 149» выбрано не просто: именно так называлась ручка, которую бренд Montblanc представил в 1952 году — она продается по сей день. По такому же приниципу мы выбирали героев, с которыми говорили об их бизнесе: это не случайные люди с сиюминутным успехом, а те, кто много лет создает и развивает компании.
Денис Жаданов, вице-президент по маркетингу компании Readdle, вместе с командой строит успешную украинскую компанию, продукты которой известны по всему миру. У них десятки миллионов загрузок приложений, сотни корпоративных клиентов, офисы в Украине, Европе и США. Сейчас команда Readdle поставила себе цель создать лучший почтовый клиент — Spark, над развитием и популяризацией которого активно работает. Редактор AIN.UA поговорил с Жадановым о том, как Readdle будет зарабатывать на Spark, какой продукт приносит больше всего денег сейчас и куда движется компания, которой исполнилось 11 лет.
— Компании Readdle 11 лет. Расскажи, над чем сейчас работает компания, какие у вас основные показатели?
— Сейчас у нас 8 основных продуктов, через месяц у нас будет 100 млн загрузок всех приложений.

Миссия Readdle - улучшить жизнь людей с помощью технологий. Мы создаем технологии и продукты, которые позволяют человеку оставаться более продуктивным. Другими словами, приложения и сервисы, которые мы создаем, упрощают жизнь человека, а сохраненное время он может направить на решение более сложных задач или саморазвитие.

По сути работу нашей компании можно разделить на три направления. Над каждым из направлений мы работаем и развиваем их параллельно. Расскажу детальнее.
Consumer apps — наши 6 приложений, включая Documents, PDF Expert, Calendars, Scanner Pro, etc. Все достаточно популярны, общее число загрузок уже сейчас превысило 98 млн, а через месяц их будет уже 100 млн. Концепция, которая объединяет эти приложения — future of work. Философия продуктов такая, что машина делает больше работы, а потребитель — меньше. И в нашем случае «продуктивность» не равно «занятость». Благодаря этому человек может отдать рутину машинам, а сам заниматься, например, креативом.

Мы очень довольны развитием, поскольку Readdle создает профессиональные приложение для работы и иметь столь большое число загрузок непросто. Но нам удалось сделать мощный продукт в каждом из случаев и пользователи оценили это.

Spark — это почтовый клиент. Проект очень амбициозный: почта — коммуникация номер один в мире, она есть у 3 млрд человек на планете. Это своего рода электронный паспорт, ты ведь кругом его используешь для регистрации. Около 1 млрд человек использует почту для работы. При этом электронная почта не менялась почти 30 лет.

Наша цель — сделать future of email. Если ты слышал, есть исследования, согласно которым люди ненавидят почту: это отвлечение, постоянный стресс, спам и тд. Мы делаем сервис, в котором работать с почтой комфортно и он не будет вызывать раздражение, а самое главное - поможет экономить время. Сейчас у нас более 2 млн установок, около 1 млн monthly active users. И судя по обратной связи, это весьма продвинутая аудитория: стартаперы, предприниматели, медиа — люди, которые много пользуются почтой, и им наш клиент помогает.

Fluix — наш исключительно b2b-продукт. Это наша попытка помочь маленьким и большим командам полностью уйти от бумажного документооборота. Мы работаем с более чем 400 корпоративными клиентами, помогая им наладить процессы внутри компании. Например, у компании Siemens есть подразделение, которое строит ветряки в море. У человека, который приехал сделать инспекцию такого ветряка, есть только iPad: в нем все документы, после заполнения все сразу отправляется на сервер — никаких бумаг. Человеку нет необходимости брать с собой бумаги или что-то еще: достаточно планшета и софта Fluix. Еще пример - сотрудничество Fluix и авикомпании Airlink. Пилотам, перед каждым полетом, выдают гору бумажных инструкций: это не простая аналогия - вес всей документации достигает 65 кг. Теперь же им достаточно планшета с установленным софтом от Fluix, через который администраторы загружают все необходимые данные/инструкции. Информацию в планшете найти быстрее, а авиакомпания экономит на бумаге, которая больше не нужна.
— Давай по первой категории. Ваш самый крупный конкурент, как мне кажется, сама Apple. Она видит крутые продукты и копирует их. Кажется, и вам досталось с выходом iOS 11.
— Да, по сути Apple создала набор функций для своих родных приложений, которые очень напоминают наши PDF Expert (приложение, которое нам приносит больше всего денег), Scanner Pro, Documents. Как на это реагировать? С одной стороны, лучшая компания в мире берет твои продукты и делает их частью iOS: это своего рода индикатор, что ты все сделал правильно. С другой стороны, конкурировать с Apple сложно, и не стоит. Поэтому мы делаем продукты, которое более узконаправленные и более профессиональны. Глобально на бизнесе это пока не сказалось, заметили только небольшую просадку у Scanner Pro.
— С повышением конкуренции, заметили меньшее число добавлений в разные подборки от команды App Store?
— Да, нас стали меньше фичерить. Но мы не связываем это с конкуренцией. Скорее всего, у команды редакторов App Store сейчас другие приоритеты, они выбирают другие типы приложений. Тем не менее, мы все так же попадаем в большое число подборок App Store.
— На фоне растущей конкуренции, какие у вас планы дальше, на чем будете зарабатывать в будущем?
— Одно из направлений — развитие наших Consumer Apps. Есть наработки, как развивать Scanner Pro, уже взялись за календарь — он простаивал последние пару лет. Сейчас нет ни одного крутого календаря — мы хотим и можем такой сделать. Развиваем наш PDF Expert, это все еще одно из лучших приложений в своей категории.

Еще одна цель — думаем, как правильно перевести наши приложения на подписную модель. Сейчас пользователь платит один раз и пользуется пожизненно. Это ограничивает наши ресурсы, которые мы можем потратить на улучшение продукта. При переходе на подписку пользователь получит продукт, который будет постоянно обновляться и обрастать новыми функциями.
— Ты упомянул, что над вашим календарем почти не велась работа долгое время. Почему так? Неужели нет разработчиков?
— В том то и дело, трудно найти людей. Сейчас у нас 130 сотрудников, фокус все время меняется: то Spark, то PDF Expert. А найти людей, которые смогут возглавить команду и собрать разработчиков под работу над продуктом — трудно. Мы активно нанимаем, люди нужны на всех позициях.
— Сколько у вас офисов?
— Одесса, Киев, Берлин, Сан-Хосе.
— А основные рынки где?
— США — около 35%, Европа столько же, в Азии около 20%.
Трудно работать в Азии?

Да, там другая дистрибуция. По-другому узнают о приложениях. Мы пытались работать в Японии, но не особо пошло. Сейчас нет целенаправленной работы на этот регион. Для нас там больше работает личная инициатива инфлюенсеров. Например, кто-то снял видео, как с Documents и Garage Band сделать кастомную мелодию для iPhone: 10 млн просмотров видео, сотни тысяч загрузок нашего Documents в Тайване за пару дней.

— Трудно работать в Азии?
— Да, там другая дистрибуция. По-другому узнают о приложениях. Мы пытались работать в Японии, но не особо пошло. Сейчас нет целенаправленной работы на этот регион. Для нас там больше работает личная инициатива инфлюенсеров. Например, кто-то снял видео, как с Documents и Garage Band сделать кастомную мелодию для iPhone: 10 млн просмотров видео, сотни тысяч загрузок нашего Documents в Тайване за пару дней.
— Со стороны кажется, что сейчас ваш главный продукт — Spark. Это так?
— На самом деле, для нас важны все наши приложения и сервисы. Над Spark действительно работает большая команда — около 30 человек, его разрабатываем 4 года. Он важен, так как мы выходим на достаточно конкурентный рынок и хотим зарабатывать на b2b-рынке. Но никто не забывает про другие приложения.
— У вас в команде человек из Apple. Его опыт помогает?
— Впервые сделаю анонс — он ушел от нас в июле. Его пригласили в другой стартап и он сказал, что та работа ему по душе, мы расстались нормально.
— Какая модель заработка в Spark?
— Для большей части пользователей Spark полностью бесплатен. Но если вы работаете в команде, то можно воспользоваться дополнительными функциями. Например, у нас можно вести переписку прямо внутри письма — словно добавлять комментарии. За это уже нужно доплатить — ежемесячная плата составит $8 за человека, годовой абонемент будет стоить чуть более $6/месяц. У нас уже есть платящие клиенты, мы собираем от них feedback, будем дорабатывать продукт и масштабировать его. В целом около 3000 команд использует «Spark для команд». Сейчас также готовим Spark для Android.

— Понял. По сути Spark сейчас ваш первый продукт (Fluix пока оставим), который позволяет зарабатывать на одном сервисе ежемесячно? Раньше ведь у вас была только оплата за установку и все.
— Да, так и есть. Мы уже давно думаем над разработкой сервиса, который бы мог генерировать прибыль постоянно. Для разработчиков это на самом деле проблема, что пользователь один раз платит пару долларов и все. Spark отлично вписывается в эту модель, когда за использование удобных функций пользователь доплачивает, а если они не нужны ему — пользуется бесплатно. До нас уже такому виду работы всех приучил Slack. Теперь одна из наших целей — перевести на такую же модель и другие наши приложения.
— На каком этапе сейчас Fluix?
Более 400 платящих компаний, Fluix зарабатывает, но пока все деньги реинвестируются в продукт и продвижение, над ним трудится достаточно большая команда людей. Проблема в том, что сейчас Fluix нелегко продавать: нужно объяснить, как с этим работать, компаниям нужно купить планшеты, менять процессы внутри. Получается, что мы продавцы, консультанты, интеграторы и поддержкой занимаемся. Цена небольшая, а расходы — весьма. Поэтому сейчас идет работа над доработкой продукта: хотим создать Fluix Data, показывать компаниям, как заполняются документы, где есть проблемы, что можно улучшить в процессах. Цель этого пивота — более быстрый рост, упрощение позиционирования и продажи клиентам.
— В сфере b2c, какой самый популярный продукт и какой приносит больше всего денег?
— Самый популярный — Documents. Наиболее доходный — PDF Expert. Он приносит около половины всей выручки.

Есть такое утверждение, что сегодня людям нужно все меньше приложений. Вы это почувствовали на себе?

— Был отчет, в котором говорилось, что средний американец скачивает 0 приложений в месяц. Мы смотрим на свою статистику — число загрузок растет. Смотрим на статистику всего App Store — тоже рост загрузок. Правда, более 40% — повторные установки. Еще один отчет — 80% времени человек использует 5 приложений.

На такой случай у нас и есть Spark. В среднем, работающий американец может использовать почту до 3 часов в день. Почтовый сервис, если его сделать правильно, это одно из пяти приложений, которым люди пользуются много.
— Есть такое утверждение, что сегодня людям нужно все меньше приложений. Вы это почувствовали на себе?
— Был отчет, в котором говорилось, что средний американец скачивает 0 приложений в месяц. Мы смотрим на свою статистику — число загрузок растет. Смотрим на статистику всего App Store — тоже рост загрузок. Правда, более 40% — повторные установки. Еще один отчет — 80% времени человек использует 5 приложений.


На такой случай у нас и есть Spark. В среднем, работающий американец может использовать почту до 3 часов в день. Почтовый сервис, если его сделать правильно, это одно из пяти приложений, которым люди пользуются много.
— Внутри Spark можно же общаться. Нет ли желания потом на базе этого создать мессенджер?
— (Смеется). Скажу так: сейчас мы смотрим, что можно сделать со Spark и как использовать наши наработки.
— У вас есть некий кумир для Spark? Сервис, который вам нравится?
— Да. Мы однозначно в восторге от Slack: его модель работы, история, набор функций. Команда создателей — большие молодцы, это здорово построить такой продукт. И что самое главное — все любят Slack. Когда он недавно упал на 4 часа, весь Twitter взорвался шутками: Slack не работает, пора домой, работа закончилась.
— Ты много путешествуешь. Какая цель? Досуг или работа?
— В 2017-м действительно посетил около 16 стран, в большинстве по работе. Я стараюсь максимально рассказывать о наших продуктах, знакомиться с людьми, потенциальными инвесторами и партнерами. Также я рассказываю о нашем опыте, узнаю, как устроены процессы у других компаний.
— Ты вспомнил инвесторов. Ищите инвестиции?
— Сейчас нет. Но благодаря тому, что мы уже несколько лет общаемся, понимаем друг друга, у нас налажена коммуникация, в случае необходимости процесс поднятия средств пройдет гораздо быстрее. Мы не хотим сейчас поднимать деньги, но хотим иметь такую возможность.
— Дай пару советов правильного нетворкинга.
— Знаешь, за пару лет работы я понял одно: если в слове «нетворкинг» заменить одну букву - получится «нот воркинг» (смеется). Но если конкретно о советах, у меня их несколько. Во-первых, подумайте, чем вы можете быть полезны человеку, с которым вы знакомитесь: не все вокруг «Дай дай дай», лучше сами что-то предложите, но заранее. Во-вторых, эмоциональное неформальное знакомство. Например, я мог начать рассказывать о том, что мы компания из Украины — всем было интересно об этом узнать: не сходу о компании, а о стране. Или личные истории. В-третьих, улыбаться и излучать хорошую энергетику — людям это приятно.
— Вершина, которую ты еще не покорил?
— Я хотел бы создать продукт или продукты, которые бы позитивно повлияли на 1 млрд человек. Это главная бизнес-цель, которую я себе ставлю сейчас.
Фото сделаны в киевском бутике Montblanc
Адрес: ул. Богдана Хмельницкого 30/10
© 1999—2018 AIN.UA
adv@ain.ua
Made on
Tilda