H1
Большой маленький рынок: как космос превращается в бизнес
В конце апреля, неподалеку от столицы штата Техас, Остина, частная космическая компания Firefly Макса Полякова провела испытания второй ступени своей ракеты Alpha. Установив ее в вертикальное положение на специальном стенде, инженеры дали команду «Старт». Началась подача топлива, жидкий кислород смешался с керосином, дым, огонь и гул «взлетающей» ракеты.

Эта имитация космического полета длилась 300 секунд и позволила протестировать работу авионики и двигательных установок, проверить на прочность всю конструкцию целиком. В общем, провести QA и понять, как поведет себя ступень в реальных условиях. Все прошло в штатном режиме и следующим этапом для стартапа станет пуск ракеты Alpha с базы Вандерберг уже в конце этого года, после чего рынок нового космоса пополнится еще одним игроком.

$4 млрд — столько инвестиций, согласно данным аналитиков из Space Angels, в прошлом году получили частные космические компании. Причем четверть всех денег досталась тем, кто разрабатывает и запускает в космос ракеты — launchers. Редакция AIN.UA разобралась, что это за компании и как они превращают космос в коммерчески выгодное дело.
Материал подготовлен при поддержке Firefly
Что это значит?
Автор: Мария Шамота
H1
Большой маленький рынок: как космос превращается в бизнес
В конце апреля, неподалеку от столицы штата Техас, Остина, частная космическая компания Firefly Макса Полякова провела испытания второй ступени своей ракеты Alpha. Установив ее в вертикальное положение на специальном стенде, инженеры дали команду «Старт». Началась подача топлива, жидкий кислород смешался с керосином, дым, огонь и гул «взлетающей» ракеты.

Эта имитация космического полета длилась 300 секунд и позволила протестировать работу авионики и двигательных установок, проверить на прочность всю конструкцию целиком. В общем, провести QA и понять, как поведет себя ступень в реальных условиях. Все прошло в штатном режиме и следующим этапом для стартапа станет пуск ракеты Alpha с базы Вандерберг уже в конце этого года, после чего рынок нового космоса пополнится еще одним игроком.

$4 млрд — столько инвестиций, согласно данным аналитиков из Space Angels, в прошлом году получили частные космические компании. Причем четверть всех денег досталась тем, кто разрабатывает и запускает в космос ракеты — launchers. Редакция AIN.UA разобралась, что это за компании и как они превращают космос в коммерчески выгодное дело.
Материал подготовлен при поддержке Firefly
Что это значит?
Автор: Мария Шамота
Автор: Мария Шамота
H1
Большой маленький рынок: как космос превращается в бизнес
В конце апреля, неподалеку от столицы штата Техас, Остина, частная космическая компания Firefly Макса Полякова провела испытания второй ступени своей ракеты Alpha. Установив ее в вертикальное положение на специальном стенде, инженеры дали команду «Старт». Началась подача топлива, жидкий кислород смешался с керосином, дым, огонь и гул «взлетающей» ракеты.

Эта имитация космического полета длилась 300 секунд и позволила протестировать работу авионики и двигательных установок, проверить на прочность всю конструкцию целиком. В общем, провести QA и понять, как поведет себя ступень в реальных условиях. Все прошло в штатном режиме и следующим этапом для стартапа станет пуск ракеты Alpha с базы Вандерберг уже в конце этого года, после чего рынок нового космоса пополнится еще одним игроком.

$4 млрд — столько инвестиций, согласно данным аналитиков из Space Angels, в прошлом году получили частные космические компании. Причем четверть всех денег досталась тем, кто разрабатывает и запускает в космос ракеты — launchers. Редакция AIN.UA разобралась, что это за компании и как они превращают космос в коммерчески выгодное дело.
Материал подготовлен при поддержке Firefly
Что это значит?
H1
Большой маленький рынок: как космос превраща-
ется в
бизнес
В конце апреля, неподалеку от столицы штата Техас, Остина, частная космическая компания Firefly Макса Полякова провела испытания второй ступени своей ракеты Alpha. Установив ее в вертикальное положение на специальном стенде, инженеры дали команду «Старт». Началась подача топлива, жидкий кислород смешался с керосином, дым, огонь и гул «взлетающей» ракеты.

Эта имитация космического полета длилась 300 секунд и позволила протестировать работу авионики и двигательных установок, проверить на прочность всю конструкцию целиком. В общем, провести QA и понять, как поведет себя ступень в реальных условиях. Все прошло в штатном режиме и следующим этапом для стартапа станет пуск ракеты Alpha с базы Вандерберг уже в конце этого года, после чего рынок нового космоса пополнится еще одним игроком.

$4 млрд — столько инвестиций, согласно данным аналитиков из Space Angels, в прошлом году получили частные космические компании. Причем четверть всех денег досталась тем, кто разрабатывает и запускает в космос ракеты — launchers. Редакция AIN.UA разобралась, что это за компании и как они превращают космос в коммерчески выгодное дело.
Материал подготовлен при поддержке Firefly
Что это значит?
Автор: Мария Шамота
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
001
Дела не государственные
001
Дела не государственные
001
Дела не
государ-
ственные
Alternative space, entrepreneurial space, коммерческий и новый космос — как только не называют тренды, возникшие в индустрии за последние годы. Наиболее популярным стал термин New Space — он объединяет компании космического сектора, которые работают на коммерческой основе, попросту говоря, ищут приемлемые бизнес-модели и стараются заработать. Звучит довольно очевидно, но так было не всегда — многие десятилетия космическая отрасль оставалась прерогативой государств, которые тратили много, работали небыстро, поскольку и не искали коммерческой выгоды от своей деятельности.

Что было не так уж и плохо, ведь во многом благодаря государственным программам мы получили пилотируемые космические полеты, программу Apollo, станции «Мир» и МКС, орбитальные телескопы и шаттлы.

Постепенно ситуация стала меняться. Космосом заинтересовались бизнесмены — Маск, Безос, Брэнсон начали вкладывать деньги в собственные разработки и заодно привнесли в отрасль такие категории, как окупаемость, выгода, прибыльность. На начальном этапе их инициативы выглядели, скорее, как блажь. Ну какая многоразовая частная ракета? Какой еще космический туризм? Инвесторы реагировали соответствующе: согласно аналитическим отчетам, до 2009 года речи об инвестициях в космос практически не было.

Но потом SpaceX запустил первый коммерческий груз, официально в открытую озвучив цены на свои услуги. Про коммерциализацию космоса стали говорить всерьез, по всему миру начали запускаться стартапы, которые относили себя к сфере new space.

За 10 лет в отрасли появились сотни новых компаний. 435 из них уже получили немалые инвестиции, еще больше стартапов ждут своих раундов, оттачивая бизнес-модели и технологии. Отношение инвесторов также поменялось. Согласно последнему аналитическому отчету Space Angels, за 10 лет совокупные инвестиции в новую отрасль превысили $20 млрд. Только за первый квартал этого года частные компании получили $1,6 миллиарда инвестиций. Это на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года и практически половина всего, что досталось «частникам» в 2018.
New Space — компании космического сектора, которые работают на коммерческой основе, попросту говоря, ищут приемлемые бизнес-модели и стараются заработать.
Испытания второй ступени ракеты Firefly Alpha
Alternative space, entrepreneurial space, коммерческий и новый космос — как только не называют тренды, возникшие в индустрии за последние годы. Наиболее популярным стал термин New Space — он объединяет компании космического сектора, которые работают на коммерческой основе, попросту говоря, ищут приемлемые бизнес-модели и стараются заработать. Звучит довольно очевидно, но так было не всегда — многие десятилетия космическая отрасль оставалась прерогативой государств, которые тратили много, работали небыстро, поскольку и не искали коммерческой выгоды от своей деятельности.
New Space — компании космического сектора, которые работают на коммерческой основе, попросту говоря, ищут приемлемые бизнес-модели и стараются заработать.
Испытания второй ступени ракеты Firefly Alpha
Что было не так уж и плохо, ведь во многом благодаря государственным программам мы получили пилотируемые космические полеты, программу Apollo, станции «Мир» и МКС, орбитальные телескопы и шаттлы.

Постепенно ситуация стала меняться. Космосом заинтересовались бизнесмены — Маск, Безос, Брэнсон начали вкладывать деньги в собственные разработки и заодно привнесли в отрасль такие категории, как окупаемость, выгода, прибыльность. На начальном этапе их инициативы выглядели, скорее, как блажь. Ну какая многоразовая частная ракета? Какой еще космический туризм? Инвесторы реагировали соответствующе: согласно аналитическим отчетам, до 2009 года речи об инвестициях в космос практически не было.
Но потом SpaceX запустил первый коммерческий груз, официально в открытую озвучив цены на свои услуги. Про коммерциализацию космоса стали говорить всерьез, по всему миру начали запускаться стартапы, которые относили себя к сфере new space.

За 10 лет в отрасли появились сотни новых компаний. 435 из них уже получили немалые инвестиции, еще больше стартапов ждут своих раундов, оттачивая бизнес-модели и технологии. Отношение инвесторов также поменялось. Согласно последнему аналитическому отчету Space Angels, за 10 лет совокупные инвестиции в новую отрасль превысили $20 млрд. Только за первый квартал этого года частные компании получили $1,6 миллиарда инвестиций. Это на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года и практически половина всего, что досталось «частникам» в 2018.
Alternative space, entrepreneurial space, коммерческий и новый космос — как только не называют тренды, возникшие в индустрии за последние годы. Наиболее популярным стал термин New Space — он объединяет компании космического сектора, которые работают на коммерческой основе, попросту говоря, ищут приемлемые бизнес-модели и стараются заработать. Звучит довольно очевидно, но так было не всегда — многие десятилетия космическая отрасль оставалась прерогативой государств, которые тратили много, работали небыстро, поскольку и не искали коммерческой выгоды от своей деятельности.
New Space — компании космического сектора, которые работают на коммерческой основе, попросту говоря, ищут приемлемые бизнес-модели и стараются заработать.
Испытания второй ступени ракеты Firefly Alpha
Что было не так уж и плохо, ведь во многом благодаря государственным программам мы получили пилотируемые космические полеты, программу Apollo, станции «Мир» и МКС, орбитальные телескопы и шаттлы.

Постепенно ситуация стала меняться. Космосом заинтересовались бизнесмены — Маск, Безос, Брэнсон начали вкладывать деньги в собственные разработки и заодно привнесли в отрасль такие категории, как окупаемость, выгода, прибыльность. На начальном этапе их инициативы выглядели, скорее, как блажь. Ну какая многоразовая частная ракета? Какой еще космический туризм? Инвесторы реагировали соответствующе: согласно аналитическим отчетам, до 2009 года речи об инвестициях в космос практически не было.
Но потом SpaceX запустил первый коммерческий груз, официально в открытую озвучив цены на свои услуги. Про коммерциализацию космоса стали говорить всерьез, по всему миру начали запускаться стартапы, которые относили себя к сфере new space.

За 10 лет в отрасли появились сотни новых компаний. 435 из них уже получили немалые инвестиции, еще больше стартапов ждут своих раундов, оттачивая бизнес-модели и технологии. Отношение инвесторов также поменялось. Согласно последнему аналитическому отчету Space Angels, за 10 лет совокупные инвестиции в новую отрасль превысили $20 млрд. Только за первый квартал этого года частные компании получили $1,6 миллиарда инвестиций. Это на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года и практически половина всего, что досталось «частникам» в 2018.
002
Кто летает
002
Кто летает
002
Кто летает
Направлений, в которых работают космические стартапы, масса. Это анализ изображений, тестирование, производство запчастей, работа с новыми материалами. Но одними из самых ярких представителей индустрии остаются, конечно, компании, которые производят ракеты и предоставляют услуги по запуску грузов в космос.

Понятно, что Firefly не единственная, кто собирается летать в космос за деньги. На рынке уже есть SpaceX и Rocket Lab, Virgin Orbit, Vector и Relativity Space. В общем, довольно внушительный список. Объединяет эти компании то, что все они либо уже работают, либо собираются работать на рынке пусковых услуг, хотя и специализируются на разных направлениях.

Скажем, те же Virgin Galactic и Blue Origin планируют развивать космический туризм. Пока, правда, не сильно успешно — компании все еще тестируют технологии. Тем не менее, информация про цены на билеты уже есть. Согласно Space Angels, цена билета за услуги компаний обойдется около $250 000.

SpaceX успешно конкурирует на рынке грузовых перевозок, доставляя на орбиту довольно габаритные грузы. Кроме того, компания летает к МКС — в свой недавний полет аппарат Dragon привез на МКС около 2,5 тонн полезной нагрузки. А в дальнейшем параллельно с Boeing перейдет к доставке на станцию астронавтов.
Dragon by SpaceX
Cамые известные компании-производители небольших ракет
Источники: Crunchbase, официальные сайты компаний
Направлений, в которых работают космические стартапы, масса. Это анализ изображений, тестирование, производство запчастей, работа с новыми материалами. Но одними из самых ярких представителей индустрии остаются, конечно, компании, которые производят ракеты и предоставляют услуги по запуску грузов в космос.

Понятно, что Firefly не единственная, кто собирается летать в космос за деньги. На рынке уже есть SpaceX и Rocket Lab, Virgin Orbit, Vector и Relativity Space. В общем, довольно внушительный список. Объединяет эти компании то, что все они либо уже работают, либо собираются работать на рынке пусковых услуг, хотя и специализируются на разных направлениях.
Dragon by SpaceX
Скажем, те же Virgin Galactic и Blue Origin планируют развивать космический туризм. Пока, правда, не сильно успешно — компании все еще тестируют технологии. Тем не менее, информация про цены на билеты уже есть. Согласно Space Angels, цена билета за услуги компаний обойдется около $250 000.

SpaceX успешно конкурирует на рынке грузовых перевозок, доставляя на орбиту довольно габаритные грузы. Кроме того, компания летает к МКС — в свой недавний полет аппарат Dragon привез на МКС около 2,5 тонн полезной нагрузки. А в дальнейшем параллельно с Boeing перейдет к доставке на станцию астронавтов.
Cамые известные компании-производители небольших ракет
Источники: Crunchbase, официальные сайты компаний
Направлений, в которых работают космические стартапы, масса. Это анализ изображений, тестирование, производство запчастей, работа с новыми материалами. Но одними из самых ярких представителей индустрии остаются, конечно, компании, которые производят ракеты и предоставляют услуги по запуску грузов в космос.

Понятно, что Firefly не единственная, кто собирается летать в космос за деньги. На рынке уже есть SpaceX и Rocket Lab, Virgin Orbit, Vector и Relativity Space. В общем, довольно внушительный список. Объединяет эти компании то, что все они либо уже работают, либо собираются работать на рынке пусковых услуг, хотя и специализируются на разных направлениях.
Dragon by SpaceX
Скажем, те же Virgin Galactic и Blue Origin планируют развивать космический туризм. Пока, правда, не сильно успешно — компании все еще тестируют технологии. Тем не менее, информация про цены на билеты уже есть. Согласно Space Angels, цена билета за услуги компаний обойдется около $250 000.

SpaceX успешно конкурирует на рынке грузовых перевозок, доставляя на орбиту довольно габаритные грузы. Кроме того, компания летает к МКС — в свой недавний полет аппарат Dragon привез на МКС около 2,5 тонн полезной нагрузки. А в дальнейшем параллельно с Boeing перейдет к доставке на станцию астронавтов.
Cамые известные компании-производители небольших ракет
Источники: Crunchbase, сайты компаний
003
По мелочи
003
По мелочи
003
По мелочи
Далеко не всегда есть необходимость отправлять в космос что-то габаритное. Со сбором данных, исследованием планеты или коммуникационными задачами отлично могут справиться и небольшие аппараты. Например, малые спутники (Smallsats) весом от 100 до 500 кг или микроспутники (Microsatellites) вес которых колеблется от 10 до 100 кг. Есть и совсем малыши — наносаты (от 1 до 10 кг) и даже пикосаты (до 1 кг).
Electron от Rocket Lab
На орбиту их выводят постоянно. Согласно аналитикам из SpaceWorks, в 2017 году на орбиту запустили более 300 спутников весом от 1 до 50 кг, в прошлом — более 250. В дальнейшем цифра будет только расти.

Чаще всего микро- и наносаты применяют для мониторинга и зондирования Земли (Earth observation). За период с 2014 по 2018, согласно данным SpaceWorks, 57% нано- и микросатов работали именно в этом направлении. До 2024 года эта цифра должна сократиться до 41%. Зато процент спутников, запущенных для решения коммуникационных задач, должен вырасти. Если за предыдущие 5 лет их доля составляла лишь 6%, то в ближайшее пятилетие она увеличится до 27%. Процент небольших спутников, которые используют для научных целей, стабилен и составляет 10%. Кроме того, нано- и микросаты — удел в основном гражданских и коммерческих операторов. Доля спутников военного назначения — менее 5%.
Несмотря на растущую популярность, «гонять» на орбиту ради таких малышей Falcon или Ariane никто не станет, потому производителям smallsats приходится обычно ждать запуска первичных крупных грузов. Малые спутники в данном случае становятся грузом вторичным и их производители вынуждены подстраиваться под график и требования главного заказчика полета.

В ответ на эту проблему на рынке пусковых услуг появились производители небольших ракет, заточенных специально для отправки в космос небольших грузов.

Одной из первых стала компания Rocket Lab, основанная в 2006 году Питером Бэком. Ее двухступенчатая ракета Electron — всего 17 м в высоту и 1,7 м в диаметре — способна вывести на низкую околоземную орбиту от 150 до 250 кг груза. До того, как коммерциализировать пуски, Rocket Lab провела несколько тестовых полетов. Первый из них состоялся два года назад 25 мая и назывался It's a test (да, Electron так, как и SpaceX, любит веселые названия). Второй полет прошел под девизом «Still testing» 21 января 2018 года. С конца прошлого года компания перешла к коммерческим запускам. Причем RocketLab поднялся самостоятельно, без помощи государства. В отличие от того же SpaceX, который получил в свое время поддержку от NASA.

В спину Rocket Lab дышат американские Vector и Firefly. Vector был основан в 2016 году бывшим сотрудником компании SpaceX Джимом Кантреллом с мыслью о том, чтоб сделать космос доступным для стартапов. Компания разработала несколько вариантов ракеты. Vector-R поменьше и может отправить в космос чуть больше 60 кг груза, Vector-H — побольше и способен вывести до 150 кг.

Firefly около 5 лет назад основал американец Том Маркузик, в 2017 компанию, переживающую серьезные финансовые трудности, приобрел украинец Макс Поляков. В итоге Firefly продолжил разработку ракет. Сейчас активно ведется работа над версией Alpha, которая должна запускать на низкую околоземную орбиту до тонны полезной нагрузки, на солнечно-синхронную — до 600 кг. В конце года Firefly должна провести пуск Alpha с базы Вандерберг.

Еще один интересный проект — Pegasus — ракета, разработанная в свое время Orbital Sciences Corporation (стала частью Northrop Grumman). Pegasus способна выводить на низкую околоземную орбиту около 400 кг груза, а особенность самой ракеты в том, что ее пускают не с земли, а из воздуха. Не смог пройти мимо нового рыночного тренда и Ричард Брэнсон, который помимо космического туризма, представленного Virgin Galactic, решил отправлять небольшие грузы с помощью ракеты LauncherOne.
В центре — основатели Firefly Макс Поляков и Том Маркузик
Смотрит в сторону запуска небольших спутников и Китай. Например, частная компания LandSpace разработала ракету ZhuQue-1 (сокращенно ZQ-1), способную вывести на орбиту небольшой груз до 300 кг. ZQ-1 была трехступенчатой ракетой диаметром 1,35 м. Была — потому что сейчас компания свою деятельность приостановила из-за проблем с подрядчиком. Еще одна китайская разработка — ракета Kuaizhou 1А, созданная компанией ExPace, коммерческим подразделением государственной China Aerospace Science and Industry Corporation. На счету Kuaizhou 1A успешное выведение в 2017 году 300-килограммового груза на низкую орбиту.

Про выход на рынок заявила также и индийская ISRO. В 2019 году ее ракета SSLV (расшифровывается, как Small Satellite Launch Vehicle) должна осуществить несколько полетов и вывести на орбиту в общей сложности до 700 кг. А японская ракета с незамысловатым названием SS-520-4 вообще является одной из самых легких и маленьких ракет для запуска наносатов.
LauncherOne от Virgin Galactic
Области применения небольших спутников (до 50 кг)
Источник: SaceWorks, Nano/Microsatellite Market forecast, 9th edition
Далеко не всегда есть необходимость отправлять в космос что-то габаритное. Со сбором данных, исследованием планеты или коммуникационными задачами отлично могут справиться и небольшие аппараты. Например, малые спутники (Smallsats) весом от 100 до 500 кг или микроспутники (Microsatellites) вес которых колеблется от 10 до 100 кг. Есть и совсем малыши — наносаты (от 1 до 10 кг) и даже пикосаты (до 1 кг).
На орбиту их выводят постоянно. Согласно аналитикам из SpaceWorks, в 2017 году на орбиту запустили более 300 спутников весом от 1 до 50 кг, в прошлом — более 250. В дальнейшем цифра будет только расти.

Чаще всего микро- и наносаты применяют для мониторинга и зондирования Земли (Earth observation). За период с 2014 по 2018, согласно данным SpaceWorks, 57% нано- и микросатов работали именно в этом направлении. До 2024 года эта цифра должна сократиться до 41%. Зато процент спутников, запущенных для решения коммуникационных задач, должен вырасти. Если за предыдущие 5 лет их доля составляла лишь 6%, то в ближайшее пятилетие она увеличится до 27%. Процент небольших спутников, которые используют для научных целей, стабилен и составляет 10%. Кроме того, нано- и микросаты — удел в основном гражданских и коммерческих операторов. Доля спутников военного назначения — менее 5%.
Несмотря на растущую популярность, «гонять» на орбиту ради таких малышей Falcon или Ariane никто не станет, потому производителям smallsats приходится обычно ждать запуска первичных крупных грузов. Малые спутники в данном случае становятся грузом вторичным и их производители вынуждены подстраиваться под график и требования главного заказчика полета.

В ответ на эту проблему на рынке пусковых услуг появились производители небольших ракет, заточенных специально для отправки в космос небольших грузов.
Electron от Rocket Lab
Одной из первых стала компания Rocket Lab, основанная в 2006 году Питером Бэком. Ее двухступенчатая ракета Electron — всего 17 м в высоту и 1,7 м в диаметре — способна вывести на низкую околоземную орбиту от 150 до 250 кг груза. До того, как коммерциализировать пуски, Rocket Lab провела несколько тестовых полетов. Первый из них состоялся два года назад 25 мая и назывался It's a test (да, Electron так, как и SpaceX, любит веселые названия). Второй полет прошел под девизом «Still testing» 21 января 2018 года. С конца прошлого года компания перешла к коммерческим запускам. Причем RocketLab поднялся самостоятельно, без помощи государства. В отличие от того же SpaceX, который получил в свое время поддержку от NASA.

В спину Rocket Lab дышат американские Vector и Firefly. Vector был основан в 2016 году бывшим сотрудником компании SpaceX Джимом Кантреллом с мыслью о том, чтоб сделать космос доступным для стартапов. Компания разработала несколько вариантов ракеты. Vector-R поменьше и может отправить в космос чуть больше 60 кг груза, Vector-H — побольше и способен вывести до 150 кг.
Firefly около 5 лет назад основал американец Том Маркузик, в 2017 компанию, переживающую серьезные финансовые трудности, приобрел украинец Макс Поляков. В итоге Firefly продолжил разработку ракет. Сейчас активно ведется работа над версией Alpha, которая должна запускать на низкую околоземную орбиту до тонны полезной нагрузки, на солнечно-синхронную — до 600 кг. В конце года Firefly должна провести пуск Alpha с базы Вандерберг.

Еще один интересный проект — Pegasus — ракета, разработанная в свое время Orbital Sciences Corporation (стала частью Northrop Grumman). Pegasus способна выводить на низкую околоземную орбиту около 400 кг груза, а особенность самой ракеты в том, что ее пускают не с земли, а из воздуха. Не смог пройти мимо нового рыночного тренда и Ричард Брэнсон, который помимо космического туризма, представленного Virgin Galactic, решил отправлять небольшие грузы с помощью ракеты LauncherOne.
LauncherOne от Virgin Galactic
Смотрит в сторону запуска небольших спутников и Китай. Например, частная компания LandSpace разработала ракету ZhuQue-1 (сокращенно ZQ-1), способную вывести на орбиту небольшой груз до 300 кг. ZQ-1 была трехступенчатой ракетой диаметром 1,35 м. Была — потому что сейчас компания свою деятельность приостановила из-за проблем с подрядчиком. Еще одна китайская разработка — ракета Kuaizhou 1А, созданная компанией ExPace, коммерческим подразделением государственной China Aerospace Science and Industry Corporation. На счету Kuaizhou 1A успешное выведение в 2017 году 300-килограммового груза на низкую орбиту.

Про выход на рынок заявила также и индийская ISRO. В 2019 году ее ракета SSLV (расшифровывается, как Small Satellite Launch Vehicle) должна осуществить несколько полетов и вывести на орбиту в общей сложности до 700 кг. А японская ракета с незамысловатым названием SS-520-4 вообще является одной из самых легких и маленьких ракет для запуска наносатов.
В центре — основатели Firefly Макс Поляков и Том Маркузик
Области применения небольших спутников (до 50 кг)
Источник: SaceWorks, Nano/Microsatellite Market forecast, 9th edition
Далеко не всегда есть необходимость отправлять в космос что-то габаритное. Со сбором данных, исследованием планеты или коммуникационными задачами отлично могут справиться и небольшие аппараты. Например, малые спутники (Smallsats) весом от 100 до 500 кг или микроспутники (Microsatellites) вес которых колеблется от 10 до 100 кг. Есть и совсем малыши — наносаты (от 1 до 10 кг) и даже пикосаты (до 1 кг).
На орбиту их выводят постоянно. Согласно аналитикам из SpaceWorks, в 2017 году на орбиту запустили более 300 спутников весом от 1 до 50 кг, в прошлом — более 250. В дальнейшем цифра будет только расти.

Чаще всего микро- и наносаты применяют для мониторинга и зондирования Земли (Earth observation). За период с 2014 по 2018, согласно данным SpaceWorks, 57% нано- и микросатов работали именно в этом направлении. До 2024 года эта цифра должна сократиться до 41%. Зато процент спутников, запущенных для решения коммуникационных задач, должен вырасти. Если за предыдущие 5 лет их доля составляла лишь 6%, то в ближайшее пятилетие она увеличится до 27%. Процент небольших спутников, которые используют для научных целей, стабилен и составляет 10%. Кроме того, нано- и микросаты — удел в основном гражданских и коммерческих операторов. Доля спутников военного назначения — менее 5%.
Несмотря на растущую популярность, «гонять» на орбиту ради таких малышей Falcon или Ariane никто не станет, потому производителям smallsats приходится обычно ждать запуска первичных крупных грузов. Малые спутники в данном случае становятся грузом вторичным и их производители вынуждены подстраиваться под график и требования главного заказчика полета.

В ответ на эту проблему на рынке пусковых услуг появились производители небольших ракет, заточенных специально для отправки в космос небольших грузов.
Electron от Rocket Lab
Одной из первых стала компания Rocket Lab, основанная в 2006 году Питером Бэком. Ее двухступенчатая ракета Electron — всего 17 м в высоту и 1,7 м в диаметре — способна вывести на низкую околоземную орбиту от 150 до 250 кг груза. До того, как коммерциализировать пуски, Rocket Lab провела несколько тестовых полетов. Первый из них состоялся два года назад 25 мая и назывался It's a test (да, Electron так, как и SpaceX, любит веселые названия). Второй полет прошел под девизом «Still testing» 21 января 2018 года. С конца прошлого года компания перешла к коммерческим запускам. Причем RocketLab поднялся самостоятельно, без помощи государства. В отличие от того же SpaceX, который получил в свое время поддержку от NASA.

В спину Rocket Lab дышат американские Vector и Firefly. Vector был основан в 2016 году бывшим сотрудником компании SpaceX Джимом Кантреллом с мыслью о том, чтоб сделать космос доступным для стартапов. Компания разработала несколько вариантов ракеты. Vector-R поменьше и может отправить в космос чуть больше 60 кг груза, Vector-H — побольше и способен вывести до 150 кг.
Firefly около 5 лет назад основал американец Том Маркузик, в 2017 компанию, переживающую серьезные финансовые трудности, приобрел украинец Макс Поляков. В итоге Firefly продолжил разработку ракет. Сейчас активно ведется работа над версией Alpha, которая должна запускать на низкую околоземную орбиту до тонны полезной нагрузки, на солнечно-синхронную — до 600 кг. В конце года Firefly должна провести пуск Alpha с базы Вандерберг.

Еще один интересный проект — Pegasus — ракета, разработанная в свое время Orbital Sciences Corporation (стала частью Northrop Grumman). Pegasus способна выводить на низкую околоземную орбиту около 400 кг груза, а особенность самой ракеты в том, что ее пускают не с земли, а из воздуха. Не смог пройти мимо нового рыночного тренда и Ричард Брэнсон, который помимо космического туризма, представленного Virgin Galactic, решил отправлять небольшие грузы с помощью ракеты LauncherOne.
LauncherOne от Virgin Galactic
Смотрит в сторону запуска небольших спутников и Китай. Например, частная компания LandSpace разработала ракету ZhuQue-1 (сокращенно ZQ-1), способную вывести на орбиту небольшой груз до 300 кг. ZQ-1 была трехступенчатой ракетой диаметром 1,35 м. Была — потому что сейчас компания свою деятельность приостановила из-за проблем с подрядчиком. Еще одна китайская разработка — ракета Kuaizhou 1А, созданная компанией ExPace, коммерческим подразделением государственной China Aerospace Science and Industry Corporation. На счету Kuaizhou 1A успешное выведение в 2017 году 300-килограммового груза на низкую орбиту.

Про выход на рынок заявила также и индийская ISRO. В 2019 году ее ракета SSLV (расшифровывается, как Small Satellite Launch Vehicle) должна осуществить несколько полетов и вывести на орбиту в общей сложности до 700 кг. А японская ракета с незамысловатым названием SS-520-4 вообще является одной из самых легких и маленьких ракет для запуска наносатов.
В центре — основатели Firefly Макс Поляков и Том Маркузик
Области применения небольших спутников (до 50 кг)
Источник: SaceWorks, Nano/Microsatellite Market forecast, 9th edition
004
Космические перспективы
004
Космические перспективы
004
Космические перспективы
В случае успешных пусков проблем с клиентами у компаний не будет. Согласно SpaceWorks, в 2019 году в космос запустят почти 300 нано/микросатов. А в течение следующих пяти лет их на орбите будет от 2000 до 2800. Довольно сильно подогреют рынок компании из сферы IoT.

Так что, несмотря на то, что ни Firefly, ни Vector еще не протестировали свои ракеты, у них уже появились потенциальные клиенты и доверие со стороны инвесторов. Так, предварительные соглашения есть у Firefly с D-Orbit и York Space System. А Vector осенью прошлого года закрыл инвестиционный раунд в $70 млн.

И это не предел. Согласно данным аналитиков, на рынке спутников сейчас работает более 270 компаний и цифра будет только расти. Seraphim Capital уверяют, что в прошлом году орбиты достигло рекордное количество стартапов, разрабатывавших малые спутники. А компании new space, которые работают с данными, привлекли почти 50% всего финансирования отрасли.
First Firefly Engine Test
В случае успешных пусков проблем с клиентами у компаний не будет. Согласно SpaceWorks, в 2019 году в космос запустят почти 300 нано/микросатов. А в течение следующих пяти лет их на орбите будет от 2000 до 2800. Довольно сильно подогреют рынок компании из сферы IoT.

Так что, несмотря на то, что ни Firefly, ни Vector еще не протестировали свои ракеты, у них уже появились потенциальные клиенты и доверие со стороны инвесторов. Так, предварительные соглашения есть у Firefly с D-Orbit и York Space System. А Vector осенью прошлого года закрыл инвестиционный раунд в $70 млн.
First Firefly Engine Test
И это не предел. Согласно данным аналитиков, на рынке спутников сейчас работает более 270 компаний и цифра будет только расти. Seraphim Capital уверяют, что в прошлом году орбиты достигло рекордное количество стартапов, разрабатывавших малые спутники. А компании new space, которые работают с данными, привлекли почти 50% всего финансирования отрасли.
В случае успешных пусков проблем с клиентами у компаний не будет. Согласно SpaceWorks, в 2019 году в космос запустят почти 300 нано/микросатов. А в течение следующих пяти лет их на орбите будет от 2000 до 2800. Довольно сильно подогреют рынок компании из сферы IoT.

Так что, несмотря на то, что ни Firefly, ни Vector еще не протестировали свои ракеты, у них уже появились потенциальные клиенты и доверие со стороны инвесторов. Так, предварительные соглашения есть у Firefly с D-Orbit и York Space System. А Vector осенью прошлого года закрыл инвестиционный раунд в $70 млн.
First Firefly Engine Test
И это не предел. Согласно данным аналитиков, на рынке спутников сейчас работает более 270 компаний и цифра будет только расти. Seraphim Capital уверяют, что в прошлом году орбиты достигло рекордное количество стартапов, разрабатывавших малые спутники. А компании new space, которые работают с данными, привлекли почти 50% всего финансирования отрасли.
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.