Статистика 2016 года должна быть интереснее – на нынешний год пришлась львиная доля развития 3G в стране и рост базы смартфонов на руках у пользователей. Все это делает украинский рынок более интересным для разработчиков мобильных приложений с коммерческой функцией и подстегивает пользователей больше платить за товары и услуги в электронном виде. Кроме того, в этом году НБУ принял стратегию Cashless economy, в планах Нацбанка –
увеличение безналичных платежей до 55%. Сегодня только треть операций в стране приходится на безнал. Стратегия подразумевает движение в четырех направлениях, среди которых – развитие платежной инфраструктуры и изменение привычек людей. Последнее, похоже, особенно важно, так как большинство операций с банковскими картами в Украине сводятся к снятию средств.
«Мы наблюдаем растущее доверие украинцев к безналичным платежам и всестороннее развитие платежной инфраструктуры. Согласно статистике НБУ, уже почти
70% операций украинцев по картам составляют именно безналичные платежи в торговых точках. Продолжает развиваться сегмент бесконтактных карт – на 1 июля 2016 их количество составило уже 1,68 млн. По нашим наблюдениям, пользователь, который сделал оплату бесконтактной картой, в дальнейшем использует ее на 30% чаще, – говорит Сергей Францишко. – Увеличению безналичных расчетов способствует внедрение инноваций, в частности, в концепции «умный город», подразумевающий внедрение технологичных решений с большой социальной значимостью для решения задач города и его жителей. И нам есть чем гордиться в этой связи – речь о платежных инновациях в транспортной инфраструктуре. Сейчас уже можно считать свершившейся бесконтактную революцию с оплатой банковской картой в киевском метро: уже 4 млн раз пассажиры оплатили проезд бесконтактно и сэкономили при этом
75 000 часов без необходимости стоять в очереди за жетонами. Также бесконтактные платежи доступны уже в Киевском фуникулере, на Борщаговской линии скоростного трамвая, вендинговых автоматах в Киеве, в паркоматах Киева и Львова».
Приватбанк говорит о том, что у его мобильного приложения 5 млн загрузок из Google Play (половина всех, у кого есть Android-смартфоны в Украине), каждый второй пользователь iOS-смартфонов в Украине также скачал их приложение. Компания говорит о 5,5 млн пользователей мобильного приложения (тут надо понимать, что одна загрузка не означает автоматически одного клиента, ведь люди иногда меняют телефоны, переустанавливают систему и т.д.). Общее количество пользователей Приват24 –
11 млн (то есть примерно четверть населения страны), а в день в системе происходит 711000 банковских транзакций со средним чеком 560 гривен.
С мобильной коммерцией в Украине дела обстоят не ахти как, о чем мы уже упоминали. Vodafone Украина пока не комментирует перспективы развития мобильных платежей под своим брендом, но 2015 году компания
зарегистрировала торговый знак M-Pesa в Украине и на ноябрьской презентации
упоминала о планах представить финансовые услуги в нашей стране.
Киевстар развивает «Мобильные деньги» (запущены в 2014 году), где миллион пользователей. В компании считают мобильную коммерцию перспективным направлением. «Во-первых, в Украине достаточно большое количество населения, которое не пользуется банковскими карточками. Согласно данным НБУ за 2015 год, большинство транзакций в Украине – наличные деньги. Особенно это касается населения в сельской местности, где, зачастую нет ни банкоматов, ни терминалов пополнения. Поэтому для операторов, которые могут помочь клиентам осуществлять микроплатежи в режиме онлайн, без использования банковской карты -– это интересный рынок. Кроме того, такие услуги расширяют возможности мобильного телефона, дают клиентам дополнительную ценность. А, значит, усиливают лояльность пользователей к своему оператору», - комментирует ситуацию Тарас Горкун, начальник департамента мобильно-финансовых услуг.
Надо полагать, что вскоре мы увидим развитие услуги. По словам Тараса Горкуна, в 2016 компания через свою дочернюю структуру «СтарМани» получила разрешение НБУ на осуществление финансовых услуг и лицензию НБУ. «Данная лицензия дает возможность Киевстар осуществлять переводы средств населения, получать платежи в пользу третьих лиц, осуществлять деятельность по эксплуатации терминалов приема платежей. Для Киевстар – это начало процесса запуска услуг «электронных кошельков» для абонентов на базе их мобильных счетов. Функциональность такого «кошелька» аналогична использованию расчетного банковского счета. Сейчас мы работаем над «перезапуском» услуги «Мобильные деньги» на базе своей собственной платформы. Согласно нашим планам, уже в первой половине 2017 года наших клиентов ждут новые сервисы и возможности, связанные с мобильно-финансовой коммерцией», – рассказывает Тарас Горкун.