Кого в IT называют бизнес-аналитиком? Портрет специалиста
Материал подготовлен при поддержке ДТЭК
Что это значит?
Вакансия «бизнес-аналитик» подразумевает широкий спектр профессиональных навыков: начиная от человека, который станет представлять интересы бизнеса клиента в аутсорс-команде, до дата-саентиста, который ищет закономерности в больших массивах данных для улучшения бизнес-показателей. Между этими вариантами — еще много промежуточных.

AIN.UA встретился с бизнес-аналитиком из программы MODUS по цифровой трансформации ДТЭК Денисом Чуевым и выяснил, какие задачи стоят перед специалистом такого профиля.
Кого в IT называют бизнес-аналитиком? Портрет специалиста
Вакансия «бизнес-аналитик» подразумевает широкий спектр профессиональных навыков: начиная от человека, который станет представлять интересы бизнеса клиента в аутсорс-команде, до дата-саентиста, который ищет закономерности в больших массивах данных для улучшения бизнес-показателей. Между этими вариантами — еще много промежуточных.

AIN.UA встретился с бизнес-аналитиком из программы MODUS по цифровой трансформации ДТЭК Денисом Чуевым и выяснил, какие задачи стоят перед специалистом такого профиля.
Материал подготовлен при поддержке DTEK
Что это значит?
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Материал подготовлен при поддержке DTEK
Что это значит?
Чем занимается бизнес-аналитик
Задача этого специалиста — выявить потребности и проблемы бизнеса, а затем предложить наиболее эффективное их решение. Для этого он делает из концепции конкретные требования, на которые опираются разработчики. При этом, бизнес-аналитику нужно отсеивать нерелевантные задачи и относиться ко всем вводным критично.

Это арбитр между разработкой, тестированием и проектированием дизайна. Бизнес-аналитик формирует требования, а разработчики их воплощают.

Такая работа не терпит невнимательности. Например, клиент скажет: «Нужно покрасить стену в красный цвет».
01
Все предусмотреть невозможно, но бизнес-аналитику предусмотреть нужно максимально многое. Так у бизнеса и всех участников процесса будет полная картина происходящего.
Бизнес-аналитик сначала уточнит:
Почему это необходимо сделать?
Почему именно в красный цвет?
В какие сроки это нужно?
Какой краской нужно красить?
Сколько она должна сохнуть?
Откуда приходят в бизнес-аналитику?
В бизнес-анализ нет такого легкого входа, как, например, в тестирование. Для того, чтобы начать работу, — один курс пройти недостаточно. Бизнес-аналитик в продуктовой IT-компании должен иметь хорошую подготовку. Часто такими специалистами становятся менеджеры проектов/продуктов, технические писатели, руководители разного ранга, иногда в сферу приходят из разработки.
Чем занимается бизнес-аналитик
Задача этого специалиста — выявить потребности и проблемы бизнеса, а затем предложить наиболее эффективное их решение. Для этого он делает из концепции конкретные требования, на которые опираются разработчики. При этом, бизнес-аналитику нужно отсеивать нерелевантные задачи и относиться ко всем вводным критично.

Это арбитр между разработкой, тестированием и проектированием дизайна. Бизнес-аналитик формирует требования, а разработчики их воплощают.

Такая работа не терпит невнимательности. Например, клиент скажет: «Нужно покрасить стену в красный цвет».
01
Все предусмотреть невозможно, но бизнес-аналитику предусмотреть нужно максимально многое. Так у бизнеса и всех участников процесса будет полная картина происходящего.
Бизнес-аналитик сначала уточнит:
Почему это необходимо сделать?
Почему именно в красный цвет?
В какие сроки это нужно?
Какой краской нужно красить?
Сколько она должна сохнуть?
Откуда приходят в бизнес-аналитику?
В бизнес-анализ нет такого легкого входа, как, например, в тестирование. Для того, чтобы начать работу, — один курс пройти недостаточно. Бизнес-аналитик в продуктовой IT-компании должен иметь хорошую подготовку. Часто такими специалистами становятся менеджеры проектов/продуктов, технические писатели, руководители разного ранга, иногда в сферу приходят из разработки.
Личный опыт
Мой путь был сложнее. Я начал карьеру как оператор контакт-центра в банке, а параллельно учился на магистратуре по специальности «Маркетинг на b2b-рынке».

Образование мне помогло:
02
Специалисты по маркетингу в процессе обучения в университете изучают экономику, бизнес-анализ, эконометрику, поведение пользователей — все это способно помочь бизнес-аналитику в его повседневной работе.

Моя карьера бизнес-аналитика началась в том же контакт-центре, но в другом отделе. Пока был оператором, нужно было много общаться с клиентами и решать, как наше ПО может закрыть их проблемы. Этот опыт пригодился: когда я начал работать бизнес-аналитиком, получалось быстро трансформировать потребности клиента в конкретные задачи на разработку.

Следом я попробовал свои силы в другом подразделении банка и перешел в отдел управления. Там занимался открытием новых и полной поддержкой действующих отделений. В обязанности также входил сбор, анализ и выявление требований. Но подход отличался.

Далее был опыт PM (Project Manager) в рамках PMO (Project Management Office). Основной задачей было выстроить правильный процесс Сhange Мanagement в рамках всего банка, в том числе и взаимодействия с вендорами. Частично я выполнял функции менеджера, частично был классическим BA/СА.

Последние два года, я работаю бизнес/системным аналитиком, из них полтора — совмещаю должности BA и владельца продукта.
Маркетолог и аналитик — очень близкие специальности, хотя сразу это не очевидно.
Личный опыт
Мой путь был сложнее. Я начал карьеру как оператор контакт-центра в банке, а параллельно учился на магистратуре по специальности «Маркетинг на b2b-рынке».

Образование мне помогло:
02
Специалисты по маркетингу в процессе обучения в университете изучают экономику, бизнес-анализ, эконометрику, поведение пользователей — все это способно помочь бизнес-аналитику в его повседневной работе.

Моя карьера бизнес-аналитика началась в том же контакт-центре, но в другом отделе. Пока был оператором, нужно было много общаться с клиентами и решать, как наше ПО может закрыть их проблемы. Этот опыт пригодился: когда я начал работать бизнес-аналитиком, получалось быстро трансформировать потребности клиента в конкретные задачи на разработку.

Следом я попробовал свои силы в другом подразделении банка и перешел в отдел управления. Там занимался открытием новых и полной поддержкой действующих отделений. В обязанности также входил сбор, анализ и выявление требований. Но подход отличался.

Далее был опыт PM (Project Manager) в рамках PMO (Project Management Office). Основной задачей было выстроить правильный процесс Сhange Мanagement в рамках всего банка, в том числе и взаимодействия с вендорами. Частично я выполнял функции менеджера, частично был классическим BA/СА.

Последние два года, я работаю бизнес/системным аналитиком, из них полтора — совмещаю должности BA и владельца продукта.
Маркетолог и аналитик — очень близкие специальности, хотя сразу это не очевидно.
Какие качества нужны бизнес-аналитику
03
Нужно говорить с бизнесом на одном языке.
Аналитик может сколько угодно хвастаться передовой терминологией и подходами, но если они с бизнесом друг друга не поймут, то продукт успешным не будет.
Говорить на одном языке — это значит, что есть полное взаимопонимание собеседников, совпадение их субъективных представлений. Для того, чтобы уравнять эти совпадения, необходимо до начала беседы/интервью составить глоссарий, где дать толкование терминов, которые могут трактоваться по-разному.
Нужны навыки глубинного интервью и анализа.
Нельзя просто записать «хотелки» по итогу приятной беседы. Каждый пункт придется взвесить, поставить под сомнение и обосновать.
Благодаря глубинному интервью, бизнес-аналитик может установить доверительные отношения с респондентом. Это важно, потому что так можно получить уникальную информацию о проблеме. Следом бизнес-аналитик тщательно анализирует данные и находит эффективное применение каждому пункту.
Базовый навык — проактивность, умение предлагать решения.
Одного только реактивного управления проблемами (приходить с проблемами, не предлагая выхода) — недостаточно. Проактивный подход позволяет избежать повторения проблем в будущем.
Бизнес-аналитик должен быть знаком со всеми этапами разработки.
От продумывания идеи до разработки и передачи решения в эксплуатацию и использования клиентом.
Необходимо владение практическими навыками: умение проводить воркшопы, выявлять, собирать и анализировать функциональные и нефункциональные требования, коммуницировать.
Сейчас в ДТЭК открыто несколько вакансий. Одна из них — бизнес-аналитик.
Какие качества нужны бизнес-аналитику
03
Нужно говорить с бизнесом на одном языке. Аналитик может сколько угодно хвастаться передовой терминологией и подходами, но если они с бизнесом друг друга не поймут, то продукт успешным не будет.
Говорить на одном языке — это значит, что есть полное взаимопонимание собеседников, совпадение их субъективных представлений. Для того, чтобы уравнять эти совпадения, необходимо до начала беседы/интервью составить глоссарий, где дать толкование терминов, которые могут трактоваться по-разному.
Нужны навыки глубинного интервью и анализа. Нельзя просто записать «хотелки» по итогу приятной беседы. Каждый пункт придется взвесить, поставить под сомнение и обосновать.
Благодаря глубинному интервью, бизнес-аналитик может установить доверительные отношения с респондентом. Это важно, потому что так можно получить уникальную информацию о проблеме. Следом бизнес-аналитик тщательно анализирует данные и находит эффективное применение каждому пункту.
Базовый навык — проактивность, умение предлагать решения. Одного только реактивного управления проблемами (приходить с проблемами, не предлагая выхода) — недостаточно. Проактивный подход позволяет избежать повторения проблем в будущем.
Бизнес-аналитик должен быть знаком со всеми этапами разработки. От продумывания идеи до разработки и передачи решения в эксплуатацию и использования клиентом.
Необходимо владение практическими навыками: умение проводить воркшопы, выявлять, собирать и анализировать функциональные и нефункциональные требования, коммуницировать.
Сейчас в ДТЭК открыто несколько вакансий. Одна из них — бизнес-аналитик.
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.