АВТОР: ПАВЕЛ КРАСНОМОВЕЦ | ПРОДЮСЕР: ДАША СТЕЦЕНКО| ФОТО: ТАНЯ ОСМАНОВА | СТИЛЬ: КАТЯ МАХНО
Александр Трегуб, Алена Скирта и Мария Дмитрова о том, как учиться современной молодежи
Александр Трегуб, Алена Скирта и Мария Дмитрова о том, как учиться современной молодежи
АВТОР: ПАВЕЛ КРАСНОМОВЕЦ
ПРОДЮСЕР: ДАША СТЕЦЕНКО
ФОТО: ТАНЯ ОСМАНОВА
СТИЛЬ: КАТЯ МАХНО
Материал подготовлен в партнерстве с TOMMY HILFIGER
Что это значит?
Большинство современной молодежи сталкивается с проблемой неактуальности знаний, которые дает им система образования. За последние два десятилетия в ней мало что менялось. Но сама отрасль образования, к счастью, не стоит на месте.

Сейчас у выпускников школ и начинающих специалистов есть альтернатива — интернет полон знаний, в городах регулярно проходят лекции, растут профессиональные сообщества, количество и качество офлайн-курсов.

Учиться становится модно. Как при этом не ограничиться постом в Instagram, а получить знания и профессию, редакция AIN.UA поговорила с людьми, которые развивают современное образование, популяризируют науку и получают международные награды в сфере рекламы и креатива.
Родители Томаса Хилфигера хотели, чтобы он пошел традиционным путем и поступил в университет. Но будущий основатель известного бренда одежды считал иначе: «Я действительно верил, что могу научить себя тому, как растить бизнес и бренд, и получить диплом в «реальном мире». В 2006 году британский фонд Apax Partners заплатил за Tommy Hilfiger $1,6 млрд.

За дизайн вещей компании, которая носит его имя, Томми отвечает до сих пор. Благодаря этому основанный в 1985 году бренд до сих пор идет в ногу со временем и разделяет те же ценности, что и современная молодежь, которая жаждет новых знаний, самореализации и развития.
Александр Трегуб
основатель и CEO Projector
Основатель школы креатива и технологий Projector Александр Трегуб начинал свой путь с далекого от дизайна и креатива Института телекоммуникаций Киевского политеха. «Закончил его. Не знаю, зачем», — говорит сейчас Трегуб. Поняв, что IT — не для него, он вспомнил об увлечении рисованием. Будучи студентом он сам начал учиться дизайну и параллельно подрабатывать.
На Александре: джемпер в полоску Tommy Hilfiger
Сейчас он руководит Projector — «платформой, помогающей профессионалам разного уровня и специализаций развивать системные и точечные навыки» в дизайне, разработке, проджект-менеджменте, интернет-маркетинге, английском языке и других направлениях. На некоторые курсы, которые длятся от несколько месяцев до года, стоят очереди из сотен человек.
На Александре: джемпер в полоску Tommy Hilfiger
Александр Трегуб
основатель и CEO Projector
Основатель школы креатива и технологий Projector Александр Трегуб начинал свой путь с далекого от дизайна и креатива Института телекоммуникаций Киевского политеха. «Закончил его. Не знаю, зачем», — говорит сейчас Трегуб. Поняв, что IT — не для него, он вспомнил об увлечении рисованием. Будучи студентом он сам начал учиться дизайну и параллельно подрабатывать.

Сейчас он руководит Projector — «платформой, помогающей профессионалам разного уровня и специализаций развивать системные и точечные навыки» в дизайне, разработке, проджект-менеджменте, интернет-маркетинге, английском языке и других направлениях. На некоторые курсы, которые длятся от несколько месяцев до года, стоят очереди из сотен человек.
Мы со школы привыкли, что ты попадаешь в какую-то структуру. Когда я учился в КПИ, у меня не было осознанных мыслей о том, как улучшить процесс образования.
Я до сих пор не могу понять, почему в университетах все начитывается настолько в отрыве от практики. Почему это никак не связывают с тем, что человек реально может применять. Мне кажется, что все украинское образование, от школы до последних курсов университета, пропитано этим духом теоретических абстрактных лекций, написанных очень давно и никак не связанных с тем, что происходит вокруг.
Нам в Projector очень интересно менять систему образования и дизайн в ней. Мы понимаем, как это сделать.

Я очень верю в силу прецедента. В любой теме. Я верю в Projector и другие хорошие образовательные проекты. Они должны стать образцом того, каким может стать государственное образование. Я понимаю, что через некоторое время реформы все равно придут, и наша задача показать, как это можно делать. Думаю, наш пример тоже может что-то изменить.
Не считаю, что нужно сначала просидеть 5 лет подряд, не понимая, как применять полученные знания. Хороший путь для молодого человека — примерно два года курсов после школы, чтобы понять базу и ее применение в реальном мире, а затем доучиваться по тем потребностям, которые возникают по ходу жизни. В будущем люди будут учиться понемногу всю жизнь.

В следующем году только по теме интерфейсов мы планируем три разных годичных курса — Professium. Человек, который захочет пройти все три, получит, по сути, честное высшее образование. Потому что каждый курс намного сложнее моей учебы в институте. Тут очень много домашек и почему-то здесь домашки делают.

Я тоже веду годичный курс по графическому дизайну и мои студенты прямо стонут. Параллельно есть еще и курсовые проекты.
Я вижу даже за два месяца курса «до» и «после» — многие ребята уже сильно изменились.
Поэтому, думаю, что мы уже строим некую форму высшего образования будущего. Уже сегодня мы где-то на полпути в построении «нового университета». Потому что годичные профессиумы — промежуточный формат. Думаю, что в будущем рано или поздно сделаем стационар.
На Александре: джемпер в полоску Tommy Hilfiger
Поэтому, думаю, что мы уже строим некую форму высшего образования будущего. Уже сегодня мы где-то на полпути в построении «нового университета». Потому что годичные профессиумы — промежуточный формат. Думаю, что в будущем рано или поздно сделаем стационар.
Единственное, нужно сделать ремарку о том, что это профессиональное высшее образование. Мы не пытаемся заменить широкое высшее образование, которое должно дать кругозор, понимание взаимосвязей, того, как устроен мир, человек, экономика, психология и так далее. Такое образование должно воспитывать ученых, профессоров, политиков, лидеров общества.
Как сделать так, чтобы человек попадал в проект и прогрессировал быстро? При этом без болезненных синяков и ожогов, которые получили мы, попав в клиентскую мясорубку ничего не умея. Мы росли, но подводили бизнес своими ошибками.

В ответ появляется формат, который мне кажется самым рациональным — учеба, которая имитирует реальный процесс. Мы встречаемся не каждый день, а несколько раз в неделю. Но процесс работы над проектом абсолютно тот же, что и в реальности. У моих студентов по графическому дизайну есть арт-директор — я. У них есть реальный клиент — бизнес, у которого есть проблема. Он брифует и рассчитывает на результат. Точно также есть сроки и командная работа.

Мы хотим, чтобы люди на практике получили нужный для них опыт и выросли благодаря нему. В течение года обучения человек делает такое количество проектов, что выходя на работу, для ничего супернового нет. Он полностью понимает процесс. У него достаточно опыта, чтобы даже развивать агентство.

Почему-то традиционный университет устроен не так. Никто не вкладывается в студента. Вкладываются в расписание, проведение лекционных занятий и все. Хотя работает именно персональная опека и критичный фидбек — так люди растут. Таким должно быть современное образование.
Если бы Александр Трегуб снова был студентом КПИ, который решил учиться дизайну сегодня, он бы попробовал:
3. Уйти из университета
2. Найти курсы
1. Найти работу
Если представить, что мой ребенок сегодня учится в 11 классе и завтра поступает, то вариант учебы в университете я бы отмел первым. Скорее всего, я бы склонялся или к образованию за рубежом (хотя зарубежное образование тоже далеко не всегда так волшебно, как может звучать), или шел бы на курсы, искал бы работу и делал бы lifelong-образование, когда ты постепенно доучиваешься своему делу.
Советы о том, как учиться
1. Для учебы нужно освободить время.

2. Нужно освободить время, чтобы делать проекты и домашние задания.

Если с этими пунктами не складывается, то вся дальнейшая учеба превращается в постик в Instagram о том, как я классно тусуюсь.

3. Студенту нужно максимально захотеть получать критику. Он должен понимать, что он приходит учиться, чтобы получать критику. Нужно настроить себя на то, что это благо, а не какой-то негативный момент, которого стоит избегать.

4. Нужно понять, что учеба — как пионерлагерь: ты никого не знаешь, никто тебя не знает. Ты можешь расслабится и делать вещи, которые будут дерзкими, интересными и наполнят твое портфолио. Тебе никто не даст по голове из-за того, что клиент что-то не принял. Смелость и решительность играют большую роль.

5. Нужно приходить с желанием меняться, а не оставаться таким, как ты есть. Потому что многие ребята приходят учиться, но меняться тяжело.

6. Важно ставить цели. Если поставить себе на 5 лет задачи, от которых становится страшно, дальше нужно понять, как к ним прийти.
Образование должно быть не процессом ради процесса, а инструментом достижения чего-то. Чем яснее ты понимаешь, где ты хочешь быть через некоторое время, тем яснее осознаешь, зачем тебе здесь вкалывать, делать все эти проекты и посвящать обучению столько времени и сил. Если будущее размыто, ты просто движешься куда-то, то мотивации делать сегодня домашнее задание гораздо меньше. Поэтому хорошая штука — представить себя через некоторое время и пушить в этом направлении. Даже если ты придешь не совсем туда, ты все равно будешь идти.
Алена Скирта
основатель конференции INSCIENCE
За последние два года Алена Скирта организовала научно-популярные конференции Brain&Ukraine и INSCIENCE, где выступали украинские и мировые ученые, а послушать их пришло более 1600 человек. В 2010 году она заканчивала политехнический лицей и хотела стать биотехнологом.
На Алене: синий бомбер и красный джемпер в полоску Tommy Hilfiger
На Алене: синий бомбер и красный джемпер в полоску Tommy Hilfiger
Алена Скирта
основатель конференции INSCIENCE
За последние два года Алена Скирта организовала научно-популярные конференции Brain&Ukraine и INSCIENCE, где выступали украинские и мировые ученые, а послушать их пришло более 1600 человек. В 2010 году она заканчивала политехнический лицей и хотела стать биотехнологом.
А потом я попала в лабораторию. Там было очень холодно и выглядело все совсем не так, как представляешь биотехнологическую лабораторию.

Поэтому я пошла учиться и работать журналистом, параллельно организовав конференцию TEDx в университете Шевченко и пригласив туда ученых. Тогда у меня родилась идея сделать конференцию только с учеными.
У меня и у многих людей есть страсть к знаниям, познанию и науке. Я реализовываю это тем, что делаю ивенты, конференции, планирую запускать инкубатор для наукоемких проектов и работаю над специальными проектами в медиа про науку. Таким образом, я больше узнаю о ней.

Интерес к науке уже растет. В прошлом году на Brain&Ukraine нам было сложнее собирать аудиторию. Конференцию посетило 600 человек. В этом году за день до старта INSCIENCE был солдаут — собралась тысяча заинтересованных.

Есть и другие научно-популярные сообщества, которые делают разные мероприятия. Ивентов больше и они конкурируют. Сами ученые больше рассказывают о науке и своей деятельности. Им проще и интерактивнее выступать, когда они знают, что к ним придут. Из-за этого растет и качество презентаций, и качество популяризации.

INSCIENCE работает на стыке науки, образования и бизнеса. Мне кажется, этим сторонам не хватает площадки, на которой они могли бы договорится, что они могут сделать вместе.
Кроме того, у украинской науки есть несколько проблем:
3. Науке не хватает менеджеров.
2. Недофинансирование. Бюджет на науку в 2018 году составил 0,27% ВВП. В развитых странах речь идет о 1-3%.
1. На нее мало обращают внимание. Даже в Министерстве образования и науки.
Мы бьем в две точки: создаем для представителей образования, бизнеса, науки, креативного класса, фондов и немного государства комфортную площадку, где они могут общаться и заводить новые контакты. Также через спецпроекты в медиа мы обращаем внимание на то, что:
Всем сторонам не хватает диалога. Образование должно лучше понимать, что нужно человеку, который заканчивает университет и потом переходит работать в бизнес или в науку.
На Алене: свитшот, спортивные брюки и кеды Tommy Hilfiger
Всем сторонам не хватает диалога. Образование должно лучше понимать, что нужно человеку, который заканчивает университет и потом переходит работать в бизнес или в науку.
Наука, чтобы развивать прикладную часть, должна больше сотрудничать с большим бизнесом, который может ее финансировать. Также ученым полезно быть более открытыми. Им нужны некие PR-щики, которые рассказывали бы о том, что происходит, к кому нужно обратиться, если есть какой-то конкретный проект.

У нас в принципе нет активной и открытой культуры презентации себя. В США это развивается с детства. В Украине есть классные ученые, которые в том числе могут выступать на телевидении, давать интервью. Я думаю, что дойдет дело и до того, что с ними будут делать качественные шоу.

Есть, к примеру, Саша Коляда, генетик, который очень классно рассказывает и объясняет на пальцах свою работу. Есть биолог Оля Маслова, которая тоже суперпросто говорит о науке. Список большой и все больше ученых говорят о себе. Но у них недостаточно площадок, где они могли бы выступать. Медиа больше заинтересованы в политике.

А сами ученые не так давно поняли, что есть какая-то корреляция с тем, насколько о них знают, и что они получают в итоге. Открытость ведет к тому, что у них больше поддержки как среди людей, так и с финансовой точки зрения. Конечно, сразу в финансирование от государства это не выльется, но может выливаться в поддержку от бизнеса.
У бизнеса есть спрос на прикладную науку. У фундаментальной науки слишком большие горизонты планирования и ее во всем мире финансируют государство и международные фонды. С другой стороны в Европе есть фонд Carlsberg, который финансирует именно фундаментальные исследования. Carlsberg и в Украине собирается открывать фонд, который будет финансировать наукоемкие стартапы.

В Украине есть много возможностей получить финансирование на разные научные проекты. Есть такое ощущение, что ученые долго жаловались на свои маленькие зарплаты и вот узнали о грантах, которые доступны и украинцам.
Чтобы больше людей шло в науку, мы сделали программу ее популяризации среди детей. Водим к ним и ученых, которые занимаются исследованиями, и бизнесменов, которые сделали бизнес на науке.

Когда я думала над карьерой биотехнолога, проблема была в том, что ты не понимаешь, как в этом развиваться и какие могут быть истории успеха. Я четко осознавала, что если я пойду в биотехнологи, то в какой-то момент либо столкнусь с низкой зарплатой в научном институте, либо нужно будет уходить в бизнес, либо уезжать.

Поэтому сейчас в нашей программе мы стараемся, чтобы ребенок в 9-10 классе видел истории успеха. Если он заинтересован в науке, но не хочет идти в исследовательский институт, он должен видеть, что есть возможность сделать что-то смежное. Когда мы показываем детям разработки наукоемких стартапов и изобретений из научных институтов, они очень удивляются тому, что это делают в Украине. Это вызывает у них воодушевление. Они видят, что тоже могли бы этим заниматься.

Сейчас я бы сама скорее пошла на биотехнологию. Потому что лучше знаю, куда идти, где учиться и работать, чтобы было драйвово и классно. Я уже знаю научные институты и конкретных ученых, к которым пошла бы в команду. После конференции INSCIENCE я узнала, что у биотехнологов в Украине есть больше возможностей для экспериментов. А если зарплаты в научном институте не хватает, то можно получить грант на свое исследование.
Что делать школьникам, заинтересованным в науке
В первую очередь стоит разобраться, что конкретно тебе интересно. Затем попробовать найти наставника и начать работать в отрасли. Такие возможности в науке есть. Я знаю примеры, когда люди, будучи еще в школе, писали ученым в Facebook и шли к ним на практику.

Хотя я работаю не в науке, а в ее популяризации, у меня такой подход с обучением срабатывает. Я определяю, что мне интересно, ищу ментора, с которым я бы лучше разобралась в том, как что-то делать. Затем иду практиковать.

В контексте обучения, я бы искала хороший университет. Если по этой специализации нет ничего в Украине, то езжай учиться за границу. Мир большой и открытый.

Откровенно говоря, мне кажется, что детям будет интересно. В науке все меняется и появляются новые возможности. Но не думаю, что им будет просто.
Мария Дмитрова
экс-арт-директор Banda Agency
Мария Дмитрова проработала почти четыре года в украинском рекламной агентстве Banda Agency. На ее счету в качестве арт-директора более 20 проектов, самая престижная премия в отрасли — Каннский Лев и четыре международные награды в сфере дизайна Red Dot (всего агентство их получило семь). Дмитрова работала над брендом Украины Ukraine Now и Евровидения. В 2014 году она попала в Banda стажером.
На Марии: футболка Tommy Hilfiger
На Марии: футболка Tommy Hilfiger
Мария Дмитрова
экс-арт-директор Banda Agency
Мария Дмитрова проработала почти четыре года в украинском рекламной агентстве Banda Agency. На ее счету в качестве арт-директора более 20 проектов, самая престижная премия в отрасли — Каннский Лев и четыре международные награды в сфере дизайна Red Dot (всего агентство их получило семь). Дмитрова работала над брендом Украины Ukraine Now и Евровидения. В 2014 году она попала в Banda стажером.
Я училась в довольно сильной школе — гимназии имени Пушкина. В 8-10 классе я фотографировала и параллельно учила Photoshop, чтобы делать цветокоррекцию снимков. Всегда чувствовала какое-то творческое начало. В университет меня привлекло название: «О, Университет технологий и дизайна. Звучит прикольно!» Поступила на специальность «Маркетинг». В школе нам объясняли, что это смесь творчества, креативного мышления, а еще и экономическая профессия.

В итоге все оказалось совсем не так. Университетское образование не дало ничего. Я приходила в универ по накатанной, полдня нифига не делала. Ждала момент, когда вернусь домой, буду сидеть до ночи в интернете и читать прикольные статьи.

Мне очень нравилось издание Look at Me. Там все было такое интересное, все про креатив. Я любитель кучи вкладок и отдельное место занимали вкладки по тегу «арт-директор». Тогда я не знала, что это, но звучало круто. Look at Me и интернет в целом на меня очень сильно повлияли. Это был совсем другой мир.
В то же время появилась Kyiv Academy of Media Arts (KAMA). Не помню, как я о них узнала, но на меня сработал брендинг — они были суперяркие, классный стилек. «Блин, наверное они очень крутые и что-то шарят», — думала я.

Друг заставил меня отправить заявку на грант. Я сделала тестовое и через две недели узнала, что прошла.
В грант входила стажировка в Banda. Сперва я подошла к [основателю и креативному директору] Паше Вржещу, а он говорит: «Ну, мы не знаем, у нас нет времени тебя обучать. Ты поучись и посмотрим». Подумала, что мне уже ничего не светит. Но учусь бесплатно, получаю интересный новый опыт, надо стараться и показать себя.

Уже на первом учебном проекте в KAMA получилось так, что моя команда ничего не успевает. Завтра сдача. Я сама что-то рисую, смотрю уроки на YouTube и в Keynote собираю презентацию. Впервый в жизни презентовала проект и он победил. С оглядкой на прошлое думаю, что уже тогда надо было понять, что меня ждет — сейчас как арт-директор я отвечаю за конечный продукт.
Обучение в КАМА направляло. Но не было такого, что ты пришел и забрал мешок того, что нужно уметь. Меня обучение погрузило в понимание процесса креативности как такового, задало вектор.
На Марии: фиолетовый свитшот и джинсы Tommy Hilfiger
Обучение в КАМА направляло. Но не было такого, что ты пришел и забрал мешок того, что нужно уметь. Меня обучение погрузило в понимание процесса креативности как такового, задало вектор.
В итоге Паша решил, что в Banda все-таки нужен помощник — меня взяли на роль дизайнера. Так я проработала полгода: делала дизайн и постеры для КАМА — набивала руку, потому что сказала, что хорошо знаю Photoshop. Оказалось, что не очень.

Так получилось, что у Banda многофункциональный подход: постеры нужно было сначала отфотографировать, отретушировать и затем уже собрать в Photoshop. Для меня это был целый новый мир. Это ж надо взять какой-то Canon, надеть объектив, поставить свет, сфотографировать. Потом ретушь. Это вообще как? Я очень много тратила времени, чтобы просто раздуплиться. Но чем сложнее задача, тем интересней.

Получалось не сразу. Паша периодически подходил и говорил: «Боже, что это? Переделывай». Приходилось работать ночами, но после четырех-пяти переделок получалось что-то прикольное.
С чего начать обучение:
Все знания сейчас открыты. Талант существует, но это супермегаредкость. А все остальное — работа. Секретов нет. Нужно лучше понимать себя и работать.
Всегда нужно стремиться работать с самыми клевыми ребятами. Иначе не будет роста. Когда попадаешь в среду, где все очень классные, ты не можешь все время быть середнячком.
В обучении самое важное — сперва потратить время на саморефлексию. Ты должен понять, хотя бы очень размыто, что тебе нравится. Если в процессе пяти переделок интерес не угасает, значит это точно твое. Затем нужно тратить время на самообразование — оно растет из интереса.
В самообразовании также важно иметь какую-то базу. Когда едешь в отпуск, в чемодан кладешь вещи, чтобы потом их применить. С обучением так же. Пока у тебя нет багажа знаний, ты не можешь брать знания из мира. Если ты дизайнер, обязательно нужно знать Photoshop, Illustrator, монтажку, 3D. В 2018 году недостаточно просто уметь рисовать картинки. Без базы навыков, ты ничего не сможешь сделать.

Когда есть стартовый пакет, мозг начнет вычлененять важную информацию в окружающем мире. Запустится некий вектор мышления. Умение фильтровать информацию и забирать нужное — очень важный навык. Большие массивы данных, нужно раскладывать по полочкам.

Креативность — это, когда ты берешь что-то старое, о чем ты знаешь, ищешь новое, а затем в голове все это превращается в идею. Instagram для креатива — важный инструмент. Но там 99% ненужной информации, поэтому важно вычленить 1%. Это стает возможным с опытом и насмотренностью.

Когда ты каждый день ищешь и смотришь, у тебя формируется вкус. Он не появляется с рождения. Это вещь, которая развивается и любой человек может наработать вкус. Затем это помогает замечать интересные вещи.
Мой рост связан с тем, что я попала в Banda, которое за время моей работы и само сильно изменилось. Четыре года назад агентство было малышом, а теперь выросло до одного из крупнейших и интереснейших на рынке.

С этим ростом постоянно менялись задачи. К примеру, ко мне приходит новый бриф и там нужно что-то смонтировать. «В смысле смонтировать?» — для меня это новый мир, не умею этого делать. Подходит ко мне Егор [Петров, Head of Art] говорит: «У тебя есть два дня, чтобы выучить After Effects. Села, вечер потратила, разберешься». Первая мысль: «Как?! Это так не работает». А потом садишься и понимаешь, что спустя два два вечера ты уже можешь что-то сделать.

Сложные задачи, которые изначально не понятно как сделать, тебя развивают. Если же задача простая, то нужно сделать что-то большее, чем просто ее выполнить. Не нужно останавливаться на том, что уже умеешь. Нужно всегда делать что-то большее.

Вносить интересность в проект и заражать им команду — еще один важный навык. Ты должен быть человеком, который соберет вокруг себя людей, которым тоже будет интересно.
Как учиться, чтобы работать в креативной индустрии
  1. Самое важное — сразу попасть на стажировку. Можно ничего не уметь и прийти стерильным. От этого сразу идет резкий рост. Если есть сложные задачи, ты не знаешь, как их сделать, включается какой-то инстинкт выживания.

  2. Надо стремиться работать с лучшими, учиться у них. Пока ты еще молод и зелен, нужно бросать себя в воду. Не начинать работать в 25 студии, а стремиться в первую пятерку. Если есть настойчивость и интерес, ты обязательно туда попадешь. Может не через месяц, но через полгода.

  3. Если нужна помощь, нужно не стесняться ее просить. Есть Facebook, где всегда можно найти людей, готовых поделиться опытом.

  4. Рыть интернет. Надо искать интересные вещи в своей сфере, где не 5 млн просмотров, а где 5000, но сделано круто. Когда ты докапываешься до таких знаний, становится приятно от того, что ты делаешь. Нужно искать корень у людей, почему они это сделали и как. Это очень развивает.
AIN.UA выражает благодарность Projector за предоставленное место съемки
© 1999-2018 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками "Новости компаний" и PR публикуются на правах рекламы.