Президент Украины приехал на завод Firefly Макса Полякова в Днепре.
Что там покажут?
Материал подготовлен при поддержке Firefly Aerospace
Что это значит?
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Что случилось?
17 мая во время рабочего визита в Днепр президент Украины Петр Порошенко посетил R&D-центр космической компании Firefly Aerospace, который открылся в Украине.
Что такое Firefly Aerospace?
Firefly Aerospace — частная американская аэрокосмическая компания, которая занимается разработкой ракет-носителей для запуска грузов в космос. Она была создана в 2017 году, когда украинский серийный предприниматель Максим Поляков выкупил активы Firefly Space Systems. Главный офис компании находится в городе Остин, США.

Особенность компании в поддержке идеи так называемого «Нового космоса» — движения в сторону открытия космоса для физических и юридических лиц. Цель — сделать запуски максимально доступными по цене, а также снизить зависимость от государственных структур, которые могут тормозить или ограничивать коммерческие миссии.
А в чем отличие от уже существующих проектов?
Идея Firefly Aerospace в том, чтобы запускать в космос не большие дорогие ракеты, а легкие, коммерчески эффективные носители для доставки на орбиту небольших грузов, таких как спутники CubeSat. В январе 2018 подобное уже совершила новозеландская Rocket Lab со своей ракетой-носителем Electron. На этом рынке RocketLab стала первой компанией, которая не зависит от государственных заказов. То же собирается повторить Firefly Aerospace.

На это есть несколько причин. Во-первых, экономическая. Запуск подобной ракеты-носителя стоит в разы дешевле любых других запусков сегодня. Во-вторых, все большему числу компаний интересен запуск небольших спутников на околоземную орбиту. Нынешние запуски — дорогое удовольствие, требующее еще и времени на подготовку. Отправка же легких ракет сделает это доступнее и быстрее.

Например, запуск Falcon 9 от SpaceX обойдется от $60 млн до $100 млн. В Firefly Aerospace сообщили, что смогут управиться за $15 млн.
Есть уже что запускать?
На данном этапе есть два варианта — ракеты Firefly Alpha и Firefly Beta. Первая предназначена для запуска грузов весов до одной тонны на высоту до 200 км (около 600 кг на солнечно-синхронную орбиту 500 км). Это легкая ракета, ее старты планируют проводить каждые две недели. За счет частоты клиенты смогут выводить свои спутники по удобному им графику. Beta — более тяжелая двухступенчатая ракета, она способна поднимать груз весом до четырех тонн на низкую околоземную орбиту, до трех тонн на солнечно-синхронную и до 400 кг на геостационарную. Конкурировать за клиентов Firefly намерена за счет цен, а также наличия собственного космодрома в США.
Длина Firefly Alpha (сверху) — 29 м, Firefly Beta — 31 м. Для сравнения, длина Falcon 9 — 70 м
Что еще за космодром?
В начале мая компания Firefly Aerospace Макса Полякова получила право от правительства США на использование пускового комплекса Space Launch Complex 2 West (SLC-2W) на базе BBC США в Ванденберге, штат Калифорния. Это позволит компании не зависеть от чужих площадок и не ждать месяцами окна запуска, предоставляя более гибкие условия для своих клиентов. Компания стала второй в мире, кому досталась возможность управления космодромом на территории США.

Если все пойдет по плану, первые запуски ракеты Alpha пройдут уже в четвертом квартале 2019 года, а с 2020 начнутся регулярные запуски (6 запусков в год).
А причем здесь Украина?
В Днепре Firefly Aerospace открыла свой R&D-центр — «Фаєрфлай Аероспейс Україна». Местное отделение займется проведением исследований и изучением экспериментальных разработок в сфере технических наук. Также впервые в истории правительство США готово рассмотреть возможность сотрудничества в вопросах изучения космоса с частной компанией, чей R&D-центр будет находится за пределами США. Уже сейчас в Firefly Aerospace Макса Полякова работает 150 человек, запуск филиала в Днепре существенно увеличит это число, что позволит создать десятки новых рабочих мест.

Местная команда будет работать над разработкой электрореактивного двигателя, а также над созданием собственного спутника.
Теперь им нужна помощь государства?
Не особо. Дело в том, что Firefly Aerospace нацелена на работу исключительно с частными клиентами. Государственные подряды ей неинтересны. Ситуация не совсем типичная, даже SpaceX частично развивается за счет многомиллиардных контрактов от NASA. Впрочем, опыт Firefly Aerospace может дать новый толчок для развития аэрокосмической отрасли в Украине, где за последние годы, к сожалению, многие проекты так и не реализовались. Сейчас в Украине в сфере космоса работают только государственные компании, а возможности и средства частных организаций могут стать новым этапом в развитии отрасли в стране. Для этого нужна законодательная поддержка и создание условий рынка внутри государства, как это происходит в других странах.
Так что, полетим?
Команда Firefly Aerospace уже провела первые испытания двигателей, следом пойдет подготовка к первым запускам. Тестовые старты намечены на конец 2019, когда компания получит доступ к космодрому и сможет переоборудовать его под свои ракеты. В 2020 начнется полноценная коммерческая деятельность.
© 1999—2018 AIN.UA
[email protected]