автор: павел красномовец

Steam, ритейл и даже терминалы:
как сегодня покупают ПК-игры

Украинские «Казаки» вернулись
Рынок мобильных игр, несмотря на пристальное внимание прессы и разработчиков, смог догнать ПК по объему только в этом году. Согласно данным отчета Newzoo Global Games Market Report, оба сегмента занимают по 27% глобального рынка цифровых игр, который в текущем году составил $99,6 млрд. При этом количество внимания, которое получают оба сегмента, далеко от равенства: о мобильных играх, кажется, говорят все. Чтобы восстановить справедливость, в преддверии возвращения на экраны мониторов одной из самых культовых ПК-игр украинского производства, RTS-стратегии «Казаки», рассказываем, как они и другие игры сегмента попадают в руки геймеров.
Материал подготовлен в партнерстве с процессинговой компанией LEOGAMING

Steam is the king
В мире дистрибуции игр для ПК существует Steam от Valve и все остальные. Основанная 13 лет назад платформа на лето текущего года насчитывала более 175 млн активных пользователей. Им доступны около 11 000 игр, из которых 3 000 появились на сервисе только за прошлый год. В 2015 году Steam продал около 350 млн копий платных игр и получил порядка $3,5 млрд доходов. Принимая во внимание, что объем общего рынка ПК-игр составил около $27 млрд, то Valve, с учетом доходов от собственных игр, занимает на нем порядка 15%.
Учитывая такой масштаб, не пользоваться маркетплейсом компании Гейба Ньюэлла могут позволить себе только крупные разработчики. Blizzard, Ubisoft, EA, Epic Games, Mail.ru, Wargaming строят собственные платформы распространения игр. Это позволяет им контролировать ценообразование, иметь прямой доступ к своей аудитории и, как следствие, большую гибкость. Поэтому, если компания имеет ресурсы и аудиторию, то собственная платформа - инвестиция, которая окупится.

Украинские игровые компании такого позволить себе не могут и выходят на Steam, хотя у нас в стране и представлены те, кто обходиться без него. Киевский офис немецкой Crytek разрабатывает free-to-play шутер Warface, который распространяется на платформе Mail.ru. Ubisoft и Wargaming, у которых есть украинские офисы, также справляются с доставкой игр потребителю самостоятельно.
Все, кто поменьше, или те, кто не сильно волнуется по поводу ПК-рынка и сконцентрирован в первую очередь на консолях, идут на Steam.
Сергей Галенкин
Основатель аналитического сервиса Steam Spy и Head of Publishing в Epic Games
Помимо платформы Valve существует еще несколько вариантов цифровой дистрибуции - такие проекты как GOG.com и Itch.io, но по сравнению со Steam их вклад выглядит незначительно. «На рынке распространения third-party продуктов [Steam] занимает 95% рынка, если не больше, – говорит Галенкин.
Нишевые альтернативы
Наиболее жизнеспособной альтернативой можно считать GOG.com, но у него есть ряд особенностей, которые готовы принять далеко не все разработчики. Запущенный в 2008 году, сейчас он насчитывает 1686 игр. Его изначальной идеей было распространение старых игр (GOG - Good Old Games - ред.) без систем цифровой защиты авторских прав (DRM-free). Такой подход может быть приемлемым для игр, вышедших несколько лет назад и собравших свою основную прибыль, но далеко не все разработчики соглашаются выпускать новые игры на таких условиях. Не пошла на это и украинская студия GSC Game World, «Казаки 3» которой вышли 20 сентября.
Старые «Казаки» можно было купить на GOG, но новый релиз разработчики делать там не захотели.
Они очень настаивали, чтобы мы были у них. Но мы посчитали, что раз Good Old Games, то пусть новые «Казаки» появятся там, когда они станут «старой доброй игрой». Их аргумент за версию без защиты «все равно все сломают» абсолютно правильный. Это еще никто не победил. Но официальная GOG-версия без защиты – это хорошая, не ломаная Steam-версия, только без защиты. Зачем давать пиратам такой простой способ получить официальную версию со всеми обновлениями?
Валентин Елтышев
Директор по маркетингу и PR GSC Game World
Помимо политики DRM-free, по словам Галенкина, у GOG есть несколько системных проблем, связанных с организацией мультиплеерных игр, которые ограничивают разработчиков. К тому же патч-сервис, по утверждению аналитика, значительно проигрывает в удобстве Steam.

При дистрибуции игр для ПК есть также некоторые жанровые особенности, которые позволяют развиваться альтернативным Steam-платформам. Так, платформа Valve очень плохо относиться к играм для взрослых. Обычно, все они выходят на Itch.io. «На данный момент это очень маленькая ниша (за пределами Японии, где для этого есть свои платформы)», – рассказывает Галенкин.

Он считает, что Steam также плохо подходит для free-to-play игр, потому что у него мало механизмов для работы с аудиторией, а система патчей работает асинхронно. То есть, человек в Америке может обновиться на несколько часов раньше, чем человек в Украине. «Для однопользовательские игры это абсолютно нормально, но для free-to-play, которая обычно онлайновая, такой рассинхрон очень плох», – поясняет основатель Steam Spy.
Петровка в прошлом
Несмотря на то, что игроки первых «Казаков» хорошо помнят походы на киевскую Петровку за новой игрой, эти дни давно ушли. По данным аналитической фирмы DFC Intelligence, в прошлом году мировые продажи ПК-игр в офлайн-ритейле составили менее 5% общего объема продаж. Диски с играми на ПК все еще покупают в Европе, в первую очередь в Германии, Франции, в меньшей степени – в Великобритании. Но на всех остальных рынках о «болванках» уже почти забыли.
В Украине о них напоминают разве что единичные киоски и раскладки, где по старой памяти торгуют нелицензионным контентом.
«Физический ритейл в своей основе заточен под хиты – продукты, которые можно поставить по 10 коробок в каждый магазин в стране и они продадутся, – утверждает Галенкин. – Поэтому игры крупных компаний вроде Blizzard и EA все еще можно найти на полках. Но если говорить о средних и мелких разработчиках, то мало кто может себе позволить произвести достаточное количество коробок».

Те диски, которые игроки все же покупают офлайн, обычно содержат Steam-версию игры. То есть, человек устанавливает игру с диска и должен подключить ее к своему Steam-аккаунту. Это позволяет получать ее регулярные обновления.
Возвращение «Казаков»
Аудитория первых «Казаков», по данным GSC Game World, составляет более 5 млн человек. В 2000 году, когда вышли «Европейские войны», диски были едва ли не единственным способом дистрибуции: «Приходилось ездить на Петровку и следить за тем, чтобы диски не закончились», – вспоминает Валентин Елтышев.
Теперь аналогичное значение имеет Steam и именно он станет основным каналом продаж новых «Казаков 3»
Версия, которая сейчас ушла печататься на диски в России, Германии и Франции – не финальная
Но у них будет еще несколько альтернативных вариантов дистрибуции. Продолжение серии все же попадет на полки офлайн-магазинов в Западной Европе (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Германия и Франция), странах СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан) и Украине. В большинстве этих стран у GSC остались старые партнеры, которые помогали с дистрибуцией «Казаков» и S.TA.L.K.E.R.

«Мы очень плотно идем по графику релиза. Версия, которая сейчас ушла печататься на диски в России, Германии и Франции – не финальная. Мы все еще вносим правки, полируем, что-то добавляем», – рассказывает Елтышев за несколько дней до официального старта продаж. Такой подход возможен, потому что на дисках распространяется Steam-версия. По словам директора по маркетингу, офлайн-ритейл – попытка сделать доступ к игре для пользователей максимально удобным, ведь кто-то просто привык их покупать, а кто-то не знает, что такое Steam. Такое удобство GSC предоставляет за свой счет: если в Steam разработчик получает 70% от продаж, оставляя платформе 30% комиссии, то в ритейле ему достанется 30-40%. По дороге в магазин свою комиссию заберет издатель, оптовый закупщик, розница и другие.

При этом дисковая цена совпадает со стоимостью в Steam, а все, кто запустят игру в течение двух недель с момента релиза, получат пак бонусных материалов (мини-кампания, два юнита-наемника и прочее).
Скриншот из «Казаков 3»
Новая игра – новые методы
Помимо этих очевидных способов дистрибуции, третьи «Казаки» опробуют еще один вариант продаж в странах СНГ. Благодаря партнерству с компанией LEOGAMING, которая занимается процессингом платежей фанатов онлайн-игр, продолжение культовой украинской стратегии можно будет купить в сетях терминалов iBox, EasyPay и других. Это эксперимент как для разработчика, так и для LEOGAMING, но у них есть основания полагать, что новый подход может сработать.
По словам СЕО компании Алены Дегрик, есть четыре основные причины, по которым людям должно быть удобно купить «Казаков» через терминал.
1
В Украине уже насчитывается более 45 000 платежных терминалов. Они стали едва ли не самым привычным инструментом для оплаты всего, от мобильного телефона и коммунальных услуг до онлайн-игр. «Многомиллионная аудитория украинских онлайн-геймеров тому подтверждение», – говорит Дегрик.
2
Терминалы – возможность покупки за наличные. Проникновение безналичных платежей в Украине растет медленно и наличные по прежнему остаются основным платежным средством. Многие избегают привязки карты к Steam, предпочитая пополнять счет на платформе через терминалы.
3
Цены в Steam для Украины выставляются в долларах – это особенности политики компании Valve по отношению к украинскому рынку. Вопрос курса для людей болезненный, поэтому LEOGAMING будет продавать «Казаков» по фиксированной цене в гривнах. В Steam украинцам игра обойдется в $12 и $20 за обычную и Digital Deluxe версию, а в терминалах – 300 и 500 грн соответственно.
4
«Это новый способ в ритейле и возможность показать пользователю преимущество легального контента, потому что эту игру ему все равно придется активировать через Steam. Это возможность показать преимущество Steam. А для украинских разработчиков - это еще один канал продаж, который, к тому же, уже популярен», – утверждает СЕО компании.
Еще один вариант получить игру, которая GSC реализовывает в партнерстве с LEOGAMING – возможность предзаказа с программой Mastercard Rewards. В рамках нее, при оплате картами Mastercard пользователи получают бонусы. Их можно тратить на различные ваучеры того же Steam, XBox, Playstation, Amazon и других сервисов. Уже с 17 сентября у участников Rewards была возможность купить новых «Казаков», хотя поиграть до старта официальных продаж 20 сентября было нельзя – игра активируется в Steam.
По словам Сергея Галенкина, чтобы игра стала успешной, нужно делать не просто хорошую игру, ведь из 500 выходящих на Steam игр в месяц хороших может быть половина. Нужно делать игру, которой никогда не было. «Или игру, которой давно не было, как «Казаки». Одна из причин, по которой я и мои друзья ждут «Казаков» – ничего похожего не было очень давно и хочется в них поиграть», – говорит Галенкин.

На руку GSC и то, что это уже далеко не первая их игра, в том числе и на Steam. У продуктов украинской компании есть своя аудитория. Учитывая то, что с возможностью купить игру у фанатов проблем не будет, остается только до них достучаться.
© 1999—2016 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda