Управление складом в облаке: мифы и реальность
Изначально TBT WMS создавалась как внутренняя разработка Kasta. После, внутренний проект перерос в универсальный продукт. Так появилась отдельная компания и команда. А теперь TBT WMS доступна для других пользователей, решивших перейти на новую систему управления складом и торговой логистики.

На примере кейса клиентского сервиса Fulfilled by Kasta (FBK) подробнее рассказываем, почему складскому бизнесу стоит перенести процессы в облако.

В 2018 году команда модного маркетплейса Kasta отказалась от системы управления складом 1С в пользу облачного сервиса. Благодаря переходу, партнёры улучшили производительность процессов от 5 до 35%.
1С идеально подходит для управления сложной складской логистикой
миф 1
Облачная WMS запустилась с Kasta — в 2018 компания перешла с 1С на новую технологию, которая уже заявила о себе к тому моменту благодаря успешному запуску и развитию другого сервиса — KastaPost и имела название TBT.
Новая система управления складской логистикой (WMS) — все так же создается под нужды клиента, но работает в облаке, а в случае с Kasta — в личном микрооблаке предприятия (инфраструктура ДЦ Kasta). Процессы 1C показывали достаточную производительность. Однако к работе системы складской логистики на базе 1С все же накопились некоторые претензии:

Сложный интерфейс;

Система регулярно отключается на 10-30 минут для обновления кода и баз данных;

Документы редактируются задним числом, тем самым это наводит беспорядок в учете и нарушает логику процессов;

Достаточно объемные требования к конфигурации рабочего места и оборудования.
Конечно, у бизнеса были и опасения насчет переезда в облако:
1. Интерфейс окажется неудобным для персонала;

2. Начнется хаос из-за незамеченной ошибки в архитектуре платформы;

3. Программа не ускорит, а замедлит работу склада, ведь складские процессы измеряются секундами;

4. Складская логистика для ритейла — ядро бизнеса, и каждое изменение в этих процессах сильно угрожает продажам и работе с клиентами и службами доставки;

5. 1С все-таки работает на внутренних серверах, а облако где-то далеко от них. Сам по себе этот факт неизвестности добавляет изрядную долю стресса.
Переехать в облакоэто сложно
В облако перенесли данные склада, которые хоть как-то использовались в процессе. Происходило это так: товар на складе хранился на четырехэтажном мезонине (на каждом этаже хранится от 300-350 тысяч единиц товара), на каждом этаже 24 ряда.

Брался ряд и переносился в новую WMS. Продажи при этом не останавливались. При перемещении 1% товара в облако, склад параллельно обслуживал этот 1% заказов в облаке, а все изменения автоматически транслировались обратно в исходную систему. Потом — 2%, 3% и так далее. За 4 месяца они достигли уже 33%, можно было и быстрее, но один большой блок процессов дописывали разработчиками параллельно. С 33% до 100% перешли за 2 месяца. В таком режиме кладовщики работали полгода. Со временем стало легче — персонал понемногу обучали, и если сначала сотрудники воспринимали новую систему с опаской, то через пару недель уже предпочитали работать в WMS TBT, а не в 1С.

Благодаря новым сервисам электронного документооборота в WMS TBT — процессы оптимизировались. Уже первые измерения во время переезда показали, что производительность склада местами даже возросла на 5-15%. Чем дальше, тем сильнее увеличивалась разница в выработке двух систем учета — в пользу облака и WMS TBT.
миф 2
Переезд все же не оказался простым — только через год процессы вчистую замкнулись в новой системе. Их оказалось неожиданно много, часто возникали проблемы с двойным и тройным дном. В новую WMS Kasta переходила этапами. Параллельно команда наблюдала за состоянием дел, правила ошибки и улучшала существующий процесс. Если все работало стабильно – масштабировали решение. По большему счету, переход состоялся через полгода.
«По описанию, процессы выглядят логично и закончено, без противоречий. На практике оказывается, что не учитывают много мелких, но значимых нюансов. Например, в одном возврате товары из разных заказов или товары без сопроводительных документов. В этом случае нужно максимально быстро идентифицировать товары, дату их продажи. После чего обработать, чтобы клиенту как можно быстрее вернулись денежные средства. Или за кладовщика контролировать допустимое для хранения количество товара в ячейке, иначе в ней может быть большее количество единиц – это удлинит время сборки – и в результате, увеличит срок от формирования заказа до его получения», — говорит Алексей Василенко, глава сервиса складской логистики Fulfilled by Kasta.
ПАРТНЕРЫ И КЛИЕНТЫ ПОЛУЧИЛИ УСЛОВИЯ WIN-WIN
1. Веб-интерфейс делает акценты, которые быстрее ориентируют сотрудника на складе.

2. Перестали делать продажи oversell-товара, которого нет по факту и в учете.

3. Лаконичный дизайн и минимум переключений в программе за несколько часов обучают нового сотрудника работе с облачной WMS.

4. Cистема, в основе которой лежит блок-чейн, сводит к нулю влияние человеческого фактора. Подготовка заказа к отправке состоит из последовательных задач, которые назначает сама система. Их порядок в WMS TBT изменяется, но при переходе к следующему шагу нужно выполнить предыдущий.

5. Правильная циклическая инвентаризация. Система в виде задач также направляет сотрудника к ячейкам, которые требуют выполнения инвентаризации. Сотрудник не отказывается от выполнения задачи по своему разумению, а в конце зафиксируются недостачи и излишки согласно логике учета.
Решающие плюсы облачной системы в Kasta сформулировали так:
миф 3
Система в облаке — это ненадежно и бесконтрольно. Ее невозможно развивать.
В партнерской модели фулфилмента Kasta выполняет операции для обслуживания клиентского заказа: принимает товар, бережно хранит, комплектует, упаковывает и отгружает заказ на курьерскую службу, проверяют и принимают возврат, если это необходимо. Фулфилмент Kasta в режиме онлайн получает задачи на приемку и упаковку, и так же в режиме онлайн отчитывается о статусе выполнения задачи.

Клиентам не приходится строить склад с нуля и нанимать персонал, а специалисты по товару могут полностью сосредоточится на ассортименте, ценообразовании, маркетинге и продажах. Поэтому компании-партнеры Kasta по фулфилменту сохраняют до 40% прибыли.

Оформить заявку на фулфилмент можно через коммерческий отдел Kasta, тариф рассчитают в течение 1-2 дней.
В 2021 году облачный WMS — это образец полноценной системы управления складской логистикой. У Kasta система работает on-premises с полной конфигурацией и развивается в рамках самостоятельной IT-компании в группе Kasta. Что уже само по себе доказывает уровень качества продукта, надежности решения, а также обеспечивает высокое качество и производительность собственного сервиса Fulfilled by Kasta, при этом позволяя создавать складские сценарии для нужд собственных клиентов Kasta.

«Fulfilled by Kasta интересен представителям бизнеса, интернет и офлайн магазинам, которые думают о выходе в Ecomm. А также поставщикам и производителям без собственной розницы. При этом тариф зависит от специфики товара. В одной ячейке хранения поместится 10 футболок или одна пара ботинок — соответственно, занимаемый объем хранения и скорость инвентаризации будет отличаться. Это тот случай, когда кнопка «оставьте свой номер и мы вам перезвоним» — решает все», — Алексей Василенко, глава сервиса складской логистики Fulfilled by Kasta.
«Облако TBT и WMS SaaS, которые и позволили Kasta запустить фулфилмент высокого уровня в Украине, с января 2021 года доступно для открытого рынка. Доступ к облаку оформляется по подписке в пакетах Basic, Standard и Enterprise. А скорость внедрения на готовый склад измеряется в днях», — Алекс Ильченко, СЕО TBT LLC, холдер и разработчик TBT Cloud.

Когда решение уже принято и появились первые операции — подключать дополнительную функциональность становится вопросом нескольких дней, большая часть из которых уходит на внутреннее согласование и организацию процесса. И, конечно, всегда есть к кому обратиться за помощью и консультацией, без мучительных внутренних разработок и исследований с последующим самостоятельным внедрением и отладкой силами собственных разработчиков.
Построить складскую логистику и фулфилмент это дорого и долго
миф 4
реальность
Масштабирование
Компании из розничного бизнеса запускаются с небольшими подразделениями электронной коммерции. Это касается как узнаваемых брендов, так и компаний среднего ценового сегмента. Онлайн-продажи такого бизнеса составляют 2-3% выручки. Хоть эта цифра и не велика, но со временем она «взрывается». В этом случае происходит мгновенное масштабирование с увеличением объема количества заказов.

Таким образом, компаниям нужна система, которая начинает с малого, но быстро внедряется и масштабируется по мере роста.

SaaS WMS работает для небольшого и развитого бизнеса в части электронной коммерции и онлайн-торговли. Причина банальна: SaaS WMS изначально разработан на основе масштабируемой логики.

Традиционное складское программное обеспечение часто не подходит для потребностей компаний с быстрорастущим арсеналом решений. В частности, для электронной коммерции. Подходящая среда для традиционного ПО — использование его с устоявшимися, мало изменяющимися операционными процессами.
Когда игрок рынка — это не розничный торговец, SaaS WMS становится «серебрянной пулей» для сохранения перспектив управления ритейл-операциями. Почему так происходит: SaaS WMS уже обладает большей функциональностью, чем традиционный WMS. Требования к электронной коммерции сильно отличаются от требований к офлайновым розничным складам. Процессы для розницы формировались на протяжении многих лет, а электронная же коммерция — постоянно меняется и развивается.

Это и направляемый торговый поток, разнообразие товаров, и необходимость частого изменения каналов доставки и условий. Что важно — это процент отказов и возвратов. В областях Украины он составляет 2/3 от исходящего торгового потока.

Если вдруг системы управления складом изначально не разработаны для подобной адаптации, то они не смогут оперативно реагировать на изменения. SaaS WMS же — изначально проектируется гибкой.
Фулфилмент: розничная торговля и электронная коммерция
И последнее — продавая традиционную складскую систему, продавцы взимают единовременную плату. На первый взгляд, затраты окажутся минимальными. Затем будут добавлены затраты на сопровождение и настройки.

В SaaS тоже есть эти расходы. Однако, их тяжесть ложится на плечи провайдера, а не пользователя. Эти скрытые расходы включают обновления, серверные лицензии и управление базой данных. Этот список у провайдера будет достаточно длинным. Но инфраструктура провайдера едина и потому удорожание для конечного клиента — практически незаметно. Это происходит благодаря доступу к SaaS, осуществляемому по подписке. В результате бизнес платит только за функциональность WMS и не сразу, а небольшими частями по мере использования. Это и помогает обоим бизнесам развиваться гармонично.
В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ТЕКСТ
Маргарита Дудина
ПАРТНЕР
Материал подготовлен при поддержке TBT Cloud
Что это значит?
ВЕРСТКА
Юля Трофименко
ПРОДЮСЕР
Александра Герт
Алекс Ильченко
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ TBT CLOUD
МЕНЕДЖЕР
Ирина Насильнева
Материал подготовлен при поддержке рекламодателя
При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний», PR, «Спецпроект», «Промо» и «Блоги» публикуются на правах рекламы.
© 1999-2021 AIN.UA