«Смысл кого-то покупать или с кем-то объединяться появляется только тогда, когда твой основной бизнес работает: есть четкая бизнес-модель, монетизация продумана, продажи идут, компания зарабатывает деньги и приносит дивиденды», — говорит Евгений Сысоев. С ним согласен и Дмитрий Лисицкий: «Перед тем как кого-то покупать, надо сначала понять, способны ли вы вообще на это, есть ли у вашей компании возможности по интеграции чужого бизнеса. Это сложный вопрос и на него надо отвечать очень серьезно. Возможно, вам стоит сначала разобраться с тем, что происходит в вашей существующей структуре». По словам Дмитрия, после покупки другой компании сложность организации резко возрастает, что может привести к большим проблемам.
«У вас фактически появится еще один бизнес, который работает по своим принципам, — объясняет он. — И если вы перед сделкой не сформировали в своей компании мощную структуру, которая подчиняется понятным правилам, то это будет катастрофа. Например, после сделки к вам придут представители компании, которую вы купили, и спросят: «Какая у вас HR-политика?» И если у вас нет HR-политики, а у них есть, то что вы будете с этим делать? В целом, способность покупать и интегрировать компании — это очень высокая планка, и если ваша компания до этой планки не дотягивает, то результаты слияния никого не обрадуют».
Как определить готовность к M&A со стороны продающей стороны? По словам Евгения Сысоева, есть два подхода к этому вопросу.
Сторонники первого подхода утверждают, что компанию надо строить в первую очередь для себя, чтобы она работала, приносила дивиденды и могла жить и развиваться на собственные средства. Сторонники второго подхода считают, что первая точка зрения верна, но при этом фаундеры должны задумываться о продаже компании с самого начала. Для этого необходимо знать, кому такая компания может быть нужна, иметь на горизонте потенциальных покупателей и проактивно готовить бизнес к продаже, чтобы при появлении возможности быстро совершить сделку.
В качестве примера подобной оппортунистической сделки Евгений Сысоев приводит
продажу MSQRD социальной сети Facebook. «После того, как Snapchat купил Looksery, стало понятно, что другие гиганты будут присматриваться к похожим технологиям. MSQRD максимально быстро подготовились к продаже, потому что потенциальный экзит маячил на горизонте, — считает Евгений. — Я не могу утверждать, что компания строилась исключительно для продажи, у них были и свои обороты, но такая быстрая сделка не была случайностью».