Как начать ecommerce-бизнес за границей и заработать больше
Юридическая часть
В основе любого ecommerce-проекта лежит интернет-эквайринг — услуга, с помощью которой бизнес, оперирующий в интернете, может принимать платежи. В основном с платежных карт конечных пользователей. Учитывая, насколько доступна сейчас стала регистрация практически любой компании в практически любой юрисдикции, правильно строить корпоративную структуру именно вокруг эквайринга. Редакция AIN.UA поговорила с руководителем юридической службы международного процессинг-провайдера Maxpay Олегом Дерлюком о том, как зарегистрировать юридическое лицо, чтобы зарабатывать больше.

Материал подготовлен при поддержке Maxpay
Что это значит?

Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя

Олег Дерлюк
Руководитель юридической службы Maxpay
«С точки зрения юриста структура компании (юридическое лицо) — это инструмент с определенной функцией. При создании корпоративной структуры любого бизнеса юрист подбирает и использует решения, которые позволят бизнесу эффективно работать и расти.

Ошибки в регистрации компании могут дорого стоить и помешать бизнесу продавать свои услуги за границей, так как ограничат инструменты для эквайринга. В лучшем случае торговцу не откроют счет, и он пойдет регистрировать новую компанию в подходящей юрисдикции и с нужной структурой. В худшем — компанию торговца примут, но обслуживать будут, применяя повышенные комиссии, и компания может несколько лет терять деньги».
Выбор юрисдикции и ограничения в эквайринге
Юрисдикция (упрощенно) — это страна или территория, где действует свой правопорядок. Например, Гонконг, разные штаты в США, специальные экономические зоны ОАЭ — это юрисдикции. В юрисдикции, согласно ее нормам, регистрируются компании. Выбирать юрисдикцию — значит одновременно выбирать и где будет зарегистрирована компания, и какая она будет.
Правильный выбор юрисдикции — и важный старт,
и половина дела.
Выбор юрисдикции влияет на то, какие банки смогут обеспечивать эквайринг для транзакций. Дело в том, что законы разных государств и правила отдельных платежных систем ограничивают банки-эквайеры в сотрудничестве с компаниями из-за границы. Так, эквайеры из ЕС могут обслуживать только компании, зарегистрированные в ЕС. Американские банки — преимущественно бизнесы с регистрацией в США. Таким образом компания, которая зарегистрирована в Гонконге, просто не сможет напрямую работать с европейским банком-эквайром.

С торгового счета нельзя осуществлять оплату как с расчетного: на нем толькопроисходит аккумулирование средств, полученных от кредитных карт. Чтобы средства с торгового счета стали доступны, они должны быть перечислены на расчетный счет. Обычно это происходит раз в неделю.

Кроме того, если раньше компании могли открывать торговый счет в ЕС, а расчетный не в ЕС, то теперь правила в этой сфере ужесточились. Европейские эквайеры осуществляют выплаты только на расчетные счета внутри ЕС.
Перед регистрацией компании важно проанализировать структуру трафика, понять, откуда основной поток клиентов и учесть это при выборе эквайринг-партнера.
Компания (корпоративная структура) подбирается под тип эквайера. Но эквайера тоже нужно выбрать. Этот выбор следует из особенностей бизнеса: где находятся ваши клиенты, откуда будет идти трафик и оплаты.

Например, если бизнес в основном обслуживает пользователей из США, то целесообразно подбирать эквайринг в США или Канаде. Если американский пользователь попытается сделать оплату картой на торговый счет, открытый в ЕС, есть вероятность, что его транзакции будут заблокированы риск-отделами банков-эмитентов.

У европейского эквайринга хорошая проходимость для транзакций внутри этого региона. Например, если покупатель из Франции приобретает что-то на сайте с эквайрингом во Франции, у банка-эмитента не будет вопросов к этой операции, потому что нет ничего подозрительного в том, что француз покупает что-то во французском магазине. Но если эквайринг обеспечивается, например, китайским, американским, гонконгским или любым другим экзотическим для региона банком, то риск-отдел банка-эмитента может посчитать транзакцию подозрительной и заблокировать.
Оценка риска
У каждого эквайера есть специализация на определенных видах бизнеса, в них он умеет оценивать риски и понимать, готов ли обслуживать компанию.
Одни бизнесы меньше связаны с рисками, другие больше. Компаниям, работающим в более высокорисковых областях, сложнее найти банк-эквайер. Например, если компания занимается продажами БАДов через интернет, то не сможет прийти в любой банк и попросить открыть мерчант-счет. Эквайер откажет, просто поскольку у него не хватает компетенции оценить степень риска, связанного с обслуживанием клиента. Такому торговцу нужен банк, который специализируется на подобных видах бизнеса.
Руководство компании
Банки выдвигают все более строгие требования к руководству компании.
Например, эквайер из ЕС откроет торговый счет только если компания формально-реально управляется резидентом Евросоюза. Он не должен быть номинальным и состоять еще в 100 компаниях. Если банк находит такую информацию — он отказывает компании. Директор должен быть профессиональным — то есть уникальным.

Кроме этого у VISA и MasterCard есть de facto «черные списки номиналов» (VMAS для VISA и MATCH для MasterCard). Если выясняется, что одна из компаний «номинала» под видом магазина тканей занимается гэмблингом, ей закрывают счет и отправляют директора, principal owner, в черный список. Почти автоматически могут закрываться торговые счета и остальным клиентам, которые пользовались услугами «номинала», но не нарушали требований банка и ассоциаций, а также счета этой компании в других эквайерах.
Состав акционеров тоже важен.
Эквайеры также лояльны, если акционерами американской компании являются резиденты США, а европейской — ЕС.
Структурирование бизнеса
Если речь идет о группе компаний, то чтобы бизнес нормально функционировал, нужно, чтобы он был разделен на несколько юридических лиц и правильно структурирован, была разграничена ответственность и разделены риски.
У структурирования IT-бизнеса есть особенности, это связано в том числе с особенностями эквайринга. Чтобы грамотно структурировать его, нужно иметь специализацию конкретно в сфере IT.

От этой ошибки часто страдают клиенты, которые обращаются в юридические фирмы, плохо знакомые со спецификой международного структурирования, либо, что иногда заканчивается даже хуже, в юридические фирмы, которые специализируются на структурировании других отраслей экономики — например, международной торговли зерном. Такая компания может даже осознать свою ошибку, но продолжать водить клиента за нос.

Кроме этого, даже если IT-бизнес на данном этапе не работает с эквайрингом, это все равно не означает, что он может быть структурирован как любой производственный холдинг. У структур IT действительно много особенностей: от доминирования офшорных юрисдикций — с целью урегулирования отношений с инвесторами — до решения вопросов с безопасностью и взаимодействия с массивами ФЛП-программистов в Украине.
Техническая возможность
Убедитесь, что у вашего эквайера есть техническая возможность сотрудничать.
Не все банки имеют достаточно современные технические системы: даже если банк подходит по юридическим и прочим параметрам, не факт, что он сможет обслуживать компанию. Некоторые финансовые учреждения могут заниматься эквайрингом, но им нужен процессинг и платежный шлюз, а некоторые занимаются только эквайрингом. Это значит, что расчетный счет, без которого начать процессинг также не выйдет, придется открывать в другом месте. Тогда они сотрудничают с другими компаниями или рекомендуют их клиенту.
Так а с чего начинать?
Есть несколько советов для тех, кто планирует открывать компанию за границей и продавать свои услуги иностранным клиентам. При выборе юрисдикции отталкивайтесь от анализа трафика и от возможности банков-эквайеров работать с вашим бизнесом. Правильно подобрать инструменты для эквайринга помогут специалисты, которые постоянно занимаются именно этим, так как сфера быстро меняется, законы ужесточаются и то, что было актуально месяц назад, может быть не лучшим выбором теперь. Выбирайте партнеров, которые специализируется конкретно на вашем бизнесе.
© 1999—2017 AIN.UA
adv@ain.ua
Made on
Tilda