автор: Нина Глущенко
Опыт мировых столиц: как сделать город «умным»
Светофоры с приоритетом для скорых, сенсоры, распознающие опасные запахи и звук битого стекла, онлайн-мониторинг состояния больных диабетом и другие замечательные технологии, которые делают жизнь горожан удобнее и безопаснее. Редакция AIN.UA собрала примеры городов со всего мира, которые становятся все более «умными». Это позволяет жителям чувствовать себя комфортнее, а городам – существенно экономить ресурсы.

Материал подготовлен при поддержке «Киевстар»
Что это значит?

Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя.
Барселона, Испания
В прошлом году Барселона взялась за глобальное переосмысление концепции города. Город поделили на суперкварталы, пространство внутри которых планируют максимально освободить от автомобилей и отдать жителям. Мэр Барселоны рассчитывает сократить количество автомобилей на 21%.

Эти нововведения требуют переработки транспортной системы. Благодаря Big Data городские власти изучили, как люди перемещаются внутри каталонской столицы, и разработали новые маршруты так, чтобы максимально сократить время в пути. В городе появились «вертикальные», «горизонтальные» и «диагональные» линии маршрутов вокруг суперкварталов. Расстояние между остановками разных линий составляет 2 метра. Если раньше жителям приходилось ждать транспорта в среднем по 14 минут, то в соответствии с новой концепцией время сократится до 4-5 минут.
Городской трафик регулируют «умные» светофоры. Они запрограммированы таким образом, чтобы максимально обеспечить общественному транспорту «зеленую улицу».

Благодаря анализу трафика и GPS-маячкам, которыми оснащаются муниципальные объекты, «умные» светофоры подстраиваются также и под передвижения экстренных служб. Если в городе случилось происшествие, светофоры обеспечат максимально быстрое прибытие служб быстрого реагирования на место события.
Стамбул, Турция
В Турции электричество стоит достаточно дорого, поэтому и бизнес, и обычные граждане относятся к этому ресурсу бережливо и осознанно. Например, бизнес использует «умные» электрические счетчики, чтобы понимать, сколько энергии расходуется определенными объектами – лампами, электроникой, оборудованием и т.д. Счетчики собирают данные, и по отчетам с Big Data сразу видно, когда и какой-то объект превышает типичные показатели.

Возьмем, к примеру, некую сеть аптек. Их владелец видит, что все торговые точки расходуют примерно одинаковый один объем электроэнергии, а одна – значительно больший. По данным «умного» счетчика владелец может вычислить причину перерасхода и исправить проблему. Скажем, заменить лампы на более экономные. Или заняться утеплением здания. Или выяснить, что работники одного из заведений сети не выключают свет, уходя вечером домой.

А по факту устранения проблемы при помощи специального программного обеспечения он может оценить, сколько киловатт, а значит и средств, сэкономила оптимизация.
Кстати, Турция интересна и еще одним кейсом. В 2012 году власти в партнерстве с мобильным оператором запустили в одном из медицинских учреждений страны пилотный проект по мониторингу состояния больных диабетом. Цель проекта – сократить расходы на лечение этого заболевания путем предотвращения у пациентов осложнений.

В рамках программы «пилота» больные получили «умные» глюкометры, которые через мобильный интернет практически в режиме онлайн передают врачу все результаты измерений. Данные пациентов хранятся в электронной таблице, и значения, отличные от нормы, подсвечиваются в ней автоматически. Так врач может отследить, в какое время у пациента повышается сахар, и из общения с пациентом вычислить источник неблагоприятного воздействия. Все данные сохраняются в базе — лечащий врач в любой момент может посмотреть актуальную историю болезни.

А больные, которые по какой-то причине пропустили мониторинг, получают звонок из больницы с напоминанием о процедуре.
Таллин, Эстония
Электронные услуги Эстонии в представлении не нуждаются. В этой стране такой идентификатор личности гражданина, как MobileID, подключен к огромному количеству сервисов: государственных и частных. К примеру, им удобно пользоваться для оплаты такси. Так как в Эстонии распространено контрактное подключение, абоненты зачастую оплачивают счета телеком-оператора уже после предоставления услуг. По желанию они могут привязать свой MobileID к сервису такси и оплачивать его услуги одновременно с счетом за мобильные услуги (подробнее мы писали об этом в статье об Эстонии).
Веллингтон, Новая Зеландия
В Новой Зеландии работают над развитием концепции Smart City сообща. Итог этой деятельности – продвинутая система сенсоров, которые установлены в нескольких городах.

Сенсоры интересны тем, кто они умеют распознавать подозрительные звуки, запахи и движения. Например, в торговом центре Cuba Mall в Веллингтоне они распознают семь показателей, среди которых, в том числе — движения обычных покупателей и грабителей, звуки разбитого стекла или крики о помощи. В случае внештатной ситуации сенсоры сами подают сигнал охранной службе.
Cuba str., на которой установлены сенсоры
А в тех зонах города, где часто появляются граффити, власти установили сенсоры, распознающие запах. Как только те улавливают запах свежей краски, тут же отправляют сигнал органам правопорядка.
Амстердам, Нидерланды
Развитию Smart City в Нидерландах очень способствует наличие специальной сети для интернета вещей (IoT), которую в стране развернули пару лет назад. Она работает в специальном стандарте LoRa, а пользоваться ею могут как власти и бизнес, так и горожане. Бизнес активно развивает свои услуги на базе технологий, используемых городом. А местные власти, в свою очередь, собирают огромное количество данных о разных параметрах жизни города и используют Big Data для улучшения условий жизни и оптимизации бюджетных расходов.

Вот как это работает:
Нидерланды – страна низинная, отсюда обилие каналов на ее территории. И там, где есть вода, всегда высок риск подтоплений. В столице Нидерландов их особенно много. Поэтому город оснастил каналы датчиками, которые фиксируют уровень воды. Датчики собирают информацию в режиме реального времени. И если где-то уровень поднимается выше допустимого, в городе открываются шлюзы для спуска излишков. Таким образом предотвращается подтопление домов.

Сортировка мусора в городе также происходит с применением современных технологий. Контейнеры и мусоровозы оснащаются специальными датчиками. Первые – чтобы видеть степень заполнения баков, вторые – чтобы можно было отследить местоположение машин и оптимизировать маршрут – направить автомобиль именно туда, где он наиболее всего необходим.

Данные с датчиков город накапливает, чтобы уже на основании анализа Big Data в масштабах Амстердама и целой страны прогнозировать загруженность служб и потребности отдельных районов или даже городов. На основании больших данных принимаются решения о том, как улучшить ситуацию – нужен ли новый мусороперерабатывающий завод, дополнительные контейнеры, больше автомобилей и т.д.
Контейнеры для сортировки мусора в Амстердаме
Кроме того, в Нидерландах с умом подходят к утилизации вредных отходов. Они собираются, маркируются, датчики позволяют отследить местонахождение опасного мусора и проконтролировать, чтобы утилизация была произведена вовремя.

Важным вопросом для Нидерландов является и проблема энергоэффективности. Страна активно использует альтернативные источники энергии – солнце, ветер. Общественный транспорт переводится на электричество, власти создают идеальные условия для велосипедистов, а существующие дороги оснащают устройствами для накопления зеленой энергии. Для дополнительной мотивации создана карта Амстердама, где собраны данные как о расходах, так и о выработке электроэнергии. Благодаря тому, что вся информация открыта и собрана в одном месте, власти могут видеть дефицитность энергии в одних районах и проводить мероприятия по сокращению энергозатрат в других, где идет явный перерасход.
Smart City — это не просто несколько технологических решений, это целый комплекс изменений, которые работают вместе. Но чтобы начать меняться по примеру более развитый столиц, украинским городам необходимо для начала работать с тем, что уже есть. В частности, делать анализ открытых данных и применять результаты на практике — этим уже начали заниматься Киев и Львов. Или же широко внедрять MobileID, который значительно расширит «электронные» возможности государства.

За последний год Украина уже поднялась на 30 позиций в рейтинге открытости данных. А значит у страны есть задел на то, чтобы сделать свои города «умнее».
Владимир Остащук
Директор по работе с государственными предприятиями Киевстар
© 1999—2017 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda