АВТОР:НИНА ГЛУЩЕНКО
Почему нельзя быть компанией одного продукта: история Concepter
Материал подготовлен при поддержке TCDC и K.Fund.
Что это значит?
Нативная реклама — материал/серия материалов, которые подготовлены журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и были выпущены при поддержке рекламодателя.
В Украине устройство iBlazr более известно, чем имя компании, которая его создала. Мобильная вспышка первого и второго поколения от компании Concepter стояла на полках магазинов Apple по всей Европе и не только, доступна в 40 странах мира и представляет собой воплощение украинской мечты, когда соотечественники-инженеры создают продукт, успешно продаваемый на глобальном рынке и копируемый даже в Поднебесной. О том, как появилась компания Concepter, в каких нишах видит перспективу и почему любой лонч начинается с кампании на Кикстартере, рассказал основатель и CEO компании Влад Тисленко.
Справка о компании
Основатель: Влад Тисленко

Чем занимается: разрабатывает гаджеты и приложение Soul

Сколько лет на рынке: 3 с половиной года

Сайт: concepter.co
Почему вспышка
По иронии судьбы, Concepter появился из идеи Влада Тисленко создавать технологичные продукты, а не из конкретного устройства, которое принесло успех. Будущий предприниматель заканчивал обучение и думал о том, что делать со своими знаниями дальше – устраиваться наемным работником в компанию или создавать собственный бизнес. Тисленко склонялся ко второму, а из всех сфер деятельности его интересовали технологии.
Влад Тисленко
Прежде чем прийти к идее мобильной вспышки, ее автор долго изучал, какие направления в технологиях перспективны, но в итоге сама идея пришла в голову случайно. Мобильная фотография в то время набирала популярность. На волне тренда первое поколение iBlazr не просто попало в магазины Apple, но еще и оказалось в самом привлекательном месте – специальной зоне для смартфонографии, где можно было попробовать аксессуары в действии.
iBlazr первого поколения
Китайцы начали iBlazr копировать примерно через год. Причем их реплики продавались по цене, которая была ниже себестоимости оригинала, так как они использовали самые дешевые компоненты. «Первую вспышку мы принципиально делали только из высокачественных компонентов, брали дорогие светодиоды уровня качественного «света» и только фирменные детали. У нас были не большие объемы сразу, это тоже сказалось на цене. А китайцы просто взяли и поставили сразу все самое дешевое. Диоды, которые светят непонятно как, зато стоят центы. Естественно, их вариант не работал так, как наш, но и стоил дешево», – рассказывает Тисленко.

Повторить подобное пытались и крупные бренды, но скопировать следующее поколение, iBlazr 2, пока не удалось никому. «Мы вовремя выпустили iBlazr 2. Получился классный и технологичный продукт. В маленьком корпусе много правильной электроники и правильная комбинация фич. Чтобы скопировать это и производить, требуется много ресурсов», – говорит Тисленко. И уточняет, что продукт стал и более популярным, чем вспышка первого поколения. Основные продажи у компании в странах с высоким уровнем жизни: США, Европе, Сингапуре и других развитых азиатских государствах.
iBlazr второго поколения
Почему Китай
«Проблема не в цене, потому что разница в себестоимости в сравнении с Китаем – не разы, а около 15-30%. При такой математике производство в Украине могло иметь смысл, потому что в нем есть свои плюсы. Но дело в том, что Китай уже стал хабом, в котором легко работать глобально, а мы – маленькая компания с ограниченными ресурсами. После производства нам надо «реализовать» Кикстартер, разослать продукт тысячам людей по всему миру. Из Китая все это очень просто сделать. У нас есть подрядчик, у которого пять логистических центров в разных странах. Мы продукт отправили в эти офисы, и дальше можем быстро доставить дистрибутору или конечному потребителю. А из Украины как?», – рассказывает предприниматель.

В Украине сразу стает вопрос таможни, затем – логистики. Чтобы доставлять товар по миру, его надо вывозить, например, в Польшу, там его распределить перед отправкой. Отправка нашей почтой – это серьезные издержки и риски снижения качества обслуживания.

Но доставка – не единственная проблема. «Все, кто просчитывает производство в Украине – это больше романтики, чем прагматики. Я, безусловно, очень уважаю этих людей. В Украине дешевая рабочая сила, нет проблем с тем, чтобы заказать сюда компоненты. Но когда ты создаешь новый продукт, до начала производства в нем может многое измениться. Надо будет какой-то компонент поменять, пресс-форму поправить – в Китае все это можно сделать быстрее. Кроме того, у нас сложно запустить следующую партию. В Китае ты можешь дать задачу и проконтролировать качество и максимально быстро распространить все по складам. В Украине все еще низкая культура производства».
Видео iBlazr 2 для Kickstarter
Еще одно препятствие – сложная ситуация с банковской системой и финансовыми потоками. «В Китае все проще – сделал продукт, отправил товар, получил деньги. У нас кто-то хочет наличными получить, где-то еще что-то, процесс усложняется. Но мы работаем, условно, по-американски. Мы не хотим по-украински. Это все испортит. Если ты делаешь глобальный продукт, у тебя должно быть глобальное мышление», – рассказывает Тисленко.

По словам предпринимателя, даже прототипирование в нашей стране вызывает трудности, так как компоненты приходится заказывать из Китая, для мелких работ – искать подрядчиков в Украине. Грубо говоря, чем сложнее и многослойнее плата, тем выше вероятность, что в Украине ее не сделают.

В ближайшее время Concepter планирует сотрудничать с Fablab Fabricator в процессе работы над прототипами в рамках кластера TCDC. «Мы разрабатываем как софт, так и «железо», и пока из оборудования у нас есть только 3D-принтер и все, – рассказывает о процессе предприниматель. – Поэтому мы постоянно что-то в Китае заказываем или у украинских производителей. Что-то надо фрезернуть, распечатать на более качественном принтере, покрасить. Если у нас под боком будет Fablab Fabricator со своим оборудованием, мы сможем делать что-то быстрее. А вопрос скорости разработки в нашей индустрии горячий. Чем быстрее вышел на рынок, тем больше шансов быть первым. Есть теория, что в одно и то же время одним проектом занимается 12 команд одновременно».
Почему краудфаундинг
Все свои новые проекты Concepter запускает на краудфаундинговых платформах – и это принципиальная позиция. «Кикстартер позволяет оценить, насколько интересен твой продукт широкой аудитории», – объясняет ее предприниматель. Проекты, которые набирают популярность, уходят в разработку, те, к которым нет большого интереса – откладываются. В Concepter постоянно генерируют идеи новых гаджетов, и на все рук не хватит, поэтому команда старается сосредотачиваться только на том, что потенциально успешно.

Так, через Кикстартер прошли iBlazr и iBlazr 2, чехол-вспышка, от выпуска которой в итоге отказались. Через пару месяцев команда планирует запустить кампанию для своих беспроводных наушников. На Indiegogo была запущена компания гаджета-трекера времени, но он в итоге тоже не привлек достаточно интереса для запуска, поэтому от него в Concepter тоже отказались, заменив «железо» на софт.
Почему не только вспышка
«Потребительский рынок – непростая вещь. Крупные компании тратят огромные бюджеты на то, чтобы понимать тренды. Но даже у них не всегда получается точечно бить в потребителя своими продуктами. Есть примеры, когда олдскульные компании не предлагают дерзких технологических решений и продолжают двигаться на тех рынках, где они поднялись, и это приводит к краху. Мы решили быть очень гибкими и открытыми к потенциальным технологиям», – говорит Тисленко. Concepter проявляет интерес к другим рынкам, более крупным, чем смартфонография.

По словам предпринимателя, у команды постоянно в планах есть длинный список продуктов в разных нишах, включая Smart Home и электронные инновационные способы передвижения. «Беремся за вещи, которые никто не создавал. В этом весь кайф – делать то, что до тебя еще никто не делал, – объясняет Влад Тисленко стратегию компании. – Также мы стали активнее помогать другим стартапам в технической реализации и запуске продуктов на краудфандинговых платформах – от дизайна до разработки электроники и производства. В прошлом году помогли команде Futo собрать $150 000 на Кикстартере и запустить на рынок, в этом будем еще несколько интересных сторонних продуктов выводить в свет».

В данный момент в Concepter идет работа над двумя новыми продуктами – приложением Soul и наушниками Airphones. Идея последних в том, чтобы сделать накладные наушники (on ear и over ear) полностью беспроводными.
Наушники Airphones
Рынок наушников – один из самых больших в потребительской электронике. В 2016 году было продано более 350 млн штук, а также произошел сдвиг в сторону Bluetooth-решений, не в последнюю очередь благодаря Apple. А это потенциально более дорогие и маржинальные устройства, и, в отличие от других «старых» ниш, рынок наушников не проседает в цене, люди охотно покупают дорогие «уши» для себя и в подарок, понимая, за что они платят.

Крупные компании и мелкие стартапы заинтересовались сегментом по-настоящему беспроводных решений, и Concepter тут увидели нишу для себя: «На этом рынке продается 60% моделей in ear, но есть еще 40% on ear и over ear. И пока ни одна компания не сделала полностью беспроводного решения. Нужна инновация. Мы хотим быть первыми, кто заявит такой продукт и зайдет на рынок, поэтому запускаем Airphones на Кикстартер через 3-4 месяца».

Приложение Soul – это технология, призванная помочь людям лучше распоряжаться своим самым ценным ресурсом – временем. В мире четко прослеживается рост интереса к спорту и здоровому образу жизни, а правильные привычки – одна из составляющих здоровья. Soul анализирует поведение человека со смартфоном – его интересы в интернете, перемещение по городу и позволяет в игровом виде формировать новые привычки.
«Мы запустились в Украине, России, Беларуси, пока без монетизации. Большого анонса не было, но в приложении уже 4000 пользователей и видим стабильный органический рост. Приложение собирает огромное количество данных. Если применить к ним машинное обучение, то можно дать человеку очень точные рекомендации по тому, как распоряжаться своим временем», – рассказывает Тисленко.

По его словам, приложение самобучающееся и пользователи доводят почти до 100% точность трекинга времени. Собрав эти данные и приравняв их к среднему значению, например, по Киеву, разработчики понимают, куда в среднем человек тратит свое время, насколько он высыпается, сколько тратится на работу, насколько активен днем и сбалансированно ли проходит его жизнь. На основании данных приложение дает рекомендации, которые помогают менять образ жизни.

Тисленко говорит о том, что не знает, над каким продуктами компания будет работать через пять лет, и перечисляет огромное количество ниш, которые могут быть ей потенциально интересны. IoT («умный» дом, офис, город), электротранспорт, софт для автономных автомобилей, искусственный интеллект, робототехника, AR, спутниковый интернет и технологии, связанные с космосом – это новые ниши, где появляется огромное количество возможностей и проектов.

«Людям однозначно нужен будет более быстрый доступ к интернету. Чтобы более эффективно получать доступ к информации, нам необходим способ не искать ее в телефоне, а просто сию секунду получать. У машин такой доступ есть, поэтому они уже вытесняют людей со своих рабочих мест. Однозначно будут серьезные технологии, которые позволят человеку получать данные из интернета напрямую в мозг. Это произойдет не так быстро, тем не менее, это произойдет», – считает Тисленко.
Узнайте больше о:
Центре развития технологических компаний: В поисках своего Цукерберга.

Программе обучения для резидентов Be tech. Client focus strategy: IT-аутсорс vs. свой продукт: что больше нужно Украине?

14.02.17 пройдет презентация программы Be Tech. Client focus strategy:
© 1999—2017 AIN.UA
adv@ain.ua
Made on
Tilda