«Справиться с напряжением занимая руководящую позицию невозможно. Нужно научиться с этим жить»
Анна Тищенко,
СЕО JBS Ukraine
Материал подготовлен в партнерстве с ПУМБ
Что это значит?
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Автор: Федор Шайко

Совместно с сервисом для предпринимателей ПУМБ редакция AIN.UA запустила спецпроект Win&Fail — цикл интервью с владельцами бизнеса об их взлетах и падениях, об удачных и не очень временах для их компаний.

JBS — аутсорсинговая IT-компания. Основана в 2009 году. Имеет представительства и партнеров в Америке, Швеции, Израиле, R&D центры в Чернигове, Житомире и главный офис Киеве.

Реализует долгосрочные проекты для клиентов из США, Европы и Украины силами команды из 50 специалистов.

Анна Тищенко, CEO компании, пришла на должность, когда на JBS надвигался затяжной кризис, и смогла вернуть компанию в строй. Пообщались с ней, чтобы узнать как ей это удалось, каких правил ведения бизнеса она придерживается и как принимать непопулярные, но необходимые решения.
— Расскажите о студенческих годах, первой работе. Как и когда попали в IT?
— Я из Харькова. Училась, на удивление, на историческом факультете Харьковского университета.

Первым местом работы был крупный мобильный оператор. Попала на позицию эксперта обслуживания клиентов. Это не был осознанный выбор, скорее желание не сидеть на месте, что-то зарабатывать, чувствовать себя полезной и получать первый опыт.

Довольно быстро перемещалась от позиции к позиции внутри компании. В какой-то момент меня заметили люди из киевского офиса, которые отвечали за создание программных продуктов.

Через пять дней после защиты диплома я уже направлялась в Киев, чтобы присоединиться к департаменту разработки ПО.

За несколько лет я прошла путь от координатора команды тестирования до главы группы разработки программных решений для внутреннего использования.
Если бы не IT, то что?
— Однозначно занималась бы организацией: людей, времени, пространства.

Поскольку я социально активный человек, дорога могла бы завести меня в политику, но я рада, что этого не случилось.
— Опишите тот момент, когда пришло осознание, что пора двигаться самостоятельно.
— Выбор сделали с моим участием, но за меня.

JBS основал один талантливый инженер, у которого была необходимость разработки программных решений под свои нужды. Он не планировал создавать большую компанию, масштабироваться, заниматься активным маркетингом.

Однажды к JBS обратился крупный клиент из США. Пришлось срочно расширяться. Чуть позже появились дополнительные субподряды, ради которых также пришлось нанимать дополнительный персонал.

В этот напряженный момент, когда компания активно росла, основатель был вынужден эмигрировать в Штаты. Он пришел ко мне и сообщил, что выезжает из страны, и видит меня операционным директором компании

Это был вызов.
— Расскажите о ранних днях компании.
— Компания строилась по принципу товарищества: классная культура, но полное отсутствие грамотно настроенных и структурированных бизнес-процессов.

Львиную долю доходов приносил один клиент, активность взаимодействия с которым снижалась. Ряд субподрядных контактов не могли спасти положение. На компанию надвигался кризис.

Необходимо было принимать оперативные меры, чтобы сохранить компанию. Мы приняли непростое решение — распустить значительную часть команды.
— Сколько человек работает в JBS?
— Чуть больше 50. И ведется активный набор.

Мы адаптировались, научились жить в новых условиях и готовы двигаться дальше. Трансформация почти закончена. Благодарны нашим партнерам, которые вовремя поддержали компанию.
— Топ-менеджмент компании — люди, строившие компанию с первых дней, или специалисты, присоединившиеся позже?
— Директорат компании — нанятые сотрудники. Большинство руководителей отделов попросту не могли вырасти внутри JBS, поскольку компания зарождалась как техническая. Неоткуда было взяться финансовому директору или руководителю отдела маркетинга.

Но мы заинтересованы в росте наших сотрудников до руководящих позиций. На днях CTO компании может стать человек, работающий с первых дней основания JBS.
Человек становится неэффективным, если считает, что достиг максимума. Я стараюсь не уходить от сложных ситуаций, а наоборот — оперативней в них включиться, решить, чтобы они не мешали двигаться вперед. Ошибиться не страшно. Хуже не двигаться из-за страха ошибки.
— Считаете ли себя профессиональным управляющим? Какие качества важны для крупного менеджера?
— Человек становится неэффективным, если считает, что достиг максимума. Поэтому оценить собственную профессиональность будет сложно. Скажем так: стараюсь делать максимум.

Выделяю два важных качества для управленца: решительность и уверенность в своих действиях. Менеджер должен уметь быстро ошибаться, чтобы иметь время все исправить. Для этого он должен решительно и без задержек принимать решения.

Это не отменяет того, что нужно уметь детально анализировать каждую ситуацию и подключать компетентных людей в случаях, когда их экспертиза необходима для эффективного решения вопроса.
— Как справляетесь с профдеформацией и давлением? Чем увлекаетесь, как отдыхаете?
— Справиться с напряжением занимая руководящую позицию невозможно. Нужно научиться жить с этим.

Нельзя позволять незначительным проблемам влиять на свое настроение и самочувствие. Но понимание того, что важно, а что не должно тебя волновать, приходит с опытом.

Отдых — это смена деятельности. Отдохнуть лежа на диване невозможно. Еще больше уйдешь мыслями в работу.

Чтобы расслабиться, я общаюсь с людьми, посещаю мероприятия. Это хороший способ отвлечься и провести время с пользой, получить дополнительный опыт.
Отдых — это смена деятельности. Отдохнуть лежа на диване невозможно. Еще больше уйдешь мыслями в работу.
— Какие рабочие ситуации для вас самые трудные?
— Как и для многих — прощание с людьми. Было сложно, когда проходили массовые сокращения. Я понимала, что должна персонально попрощаться с огромным количеством людей, которые являлись частью нашей команды на протяжении многих лет. Они росли вместе с нами, преодолевали трудности, но в момент кризиса компания не была готова подставить им плечо.

Стараюсь не уходить от сложных ситуаций, а наоборот — оперативней в них включиться, решить, чтобы они не мешали двигаться вперед.
— Часто общаетесь с рядовыми сотрудниками? Считаете ли это необходимым?
— Да, помогает открыть глаза на многие вещи, выявить проблемы «на местах».

Посещая R&D центры в Чернигове и Житомире всегда выделяю время на общение с командой.
— Как перестать бояться и начать делегировать?
— Проблема, скорее, не в страхе передать полномочия, а в неуверенности в людях. Так что окружайте себя нужными специалистами и делегирование перестанет быть головной болью.

Рядом со мной профессионалы, которым я делегирую задачи с радостью. Я понимаю, что они смогут выдать результат лучше моего.
— Говорят, что делегировать можно все, кроме стратегических вопросов. Согласны?
— Частично. Стратегия — дело коллективное. История помнит успешных стратегов-одиночек, но таких единицы. В большинстве случаев важные вопросы нужно обсуждать командой. Но оставлять финальное решение за собой.
Менеджеру нужно уметь детально анализировать каждую ситуацию и подключать компетентных людей в случаях, когда их экспертиза необходима для эффективного решения вопроса. Окружайте себя нужными специалистами и делегирование перестанет быть головной болью.
— Существует ли сексизм в IT? Были ли случаи, когда это касалось вас лично?
— Присутствует на бытовом уровне. Представьте себе системного администратора. Кого вы видите? Бородатого мужчину со свитером, заправленным в штаны. То есть стереотип, что IT — это по большей части мужчины, все еще присутствует. Но далеко не так, как, скажем, 5-7 лет назад.

В разное время у нас были девушки, занимающие руководящие позиции в командах разработки. Было интересно наблюдать за реакцией специалистов, которые приходили на техническое собеседование на high-load проект, ожидая увидеть «типичного» в их представлении тимлида, а в переговорку заходила маленькая, милая девушка.

О том, что у мужчин и женщин в IT разняться зарплаты или условия слышала, но никогда не видела.

Был случай, когда в JBS обратился клиент из Саудовской Аравии. Он знал, что компанию возглавляет женщина, но вежливо намекнул, что мое присутствие на ключевой встрече будет нежелательным, так как в их стране не принято вести переговоры с дамой.
— В интервью для НВ вы говорили, что до 35% проектного персонала JBS — женщины. Как удается держать такую высокую долю женщин в компании?
— Да, это так. Цифра не статическая, она меняется, но доля женщин в наших технических коллективах существенная.

Все происходит само по себе, никаких действий, чтобы сохранять такое соотношение мы не предпринимаем.
— У JBS офисы в Украине и представительства в Израиле, Швеции, США. Какой рынок самый перспективный?
— Практически все аутсорсинговые IT-компании ориентируются на рынки Европы и США. Они самые знакомые. Сотни украинских компаний выходили на эти рынки. Все понимают как с ними работать.

Но это не значит, что у нас нет клиентов из Азии, Африки или Австралии.
— Какие качества ценят клиенты из разных стран? На какие характеристики обращают внимание?
— Никому больше не интересен традиционный аутстафинг. Все ищут решение под ключ.

Спрос есть на тех, кто готов предоставить широкую экспертизу: провести бизнес-анализ, исследовать рынок, углубиться в процессы клиента, составить карту развития продукта.
— Как банк может помочь IT-компании в Украине?
— 60% клиентов в JBS — иностранные компании. А это международные переводы, регуляторка на стороне отправителя и получателя. Банк берет на себя решение всех вопросов и экономит нам много времени и нервов.
Вести международный бизнес легче с ПУМБ. Например, у банка есть специальный тарифный пакет Международный. Заявки на покупку-продажу валюты принимаются до 15:00. Также предусмотрены безлимитные консультации валютного советчика. Персональный менеджер всегда проконтролирует оперативность проведения платежей и поможет в решении финансовых вопросов. Подробнее с предложением банка можно ознакомиться здесь.
— Почему в Украине так сильно развит ИТ-аутсорсинг, но успешные продуктовые компании можно пересчитать по пальцам?
— Что нужно аутсорсингу: развить маркетинг, чтобы доказать «надежность» и подбирать специалистов под проекты.

Для создания продукта практически всегда нужен капитал. Капитал — это инвестиции, а они в Украину заходят не так активно, как хотелось бы.

Причин много: несовершенство законодательства, общий уровень экономической и политической стабильности. Эти факторы, кстати, влияют не только на продуктовые компании, но и на аутсорсинговые.

Нельзя сказать, что у нас нет продуктовых компаний. Да, их меньше, чем аутсорсинговых. Но есть украинские продуктовые компании, которые являются мировыми игроками.
— Работаете или планируете работать над собственным IT-продуктом?
— Идеи есть. Мы уже чувствуем себя на 1/3 продуктовой компанией. Но все должно делаться постепенно. Нам есть чем заниматься. Нужно трансформировать компанию, развивать аутсорсинговый бизнес.
— Известно, что в стране нехватка квалифицированных IT-кадров. Как JBS борется за лучших специалистов?
— Все компании борются одинаково. Зарплата уже не отыгрывает роль ключевого фактора — она не особо разниться между компаниями и достигла показателей, когда это очень комфортная сумма. Офисом с настольным теннисом и игровой приставкой тоже никого не удивить.

Единственное, на что смотрят опытные спецы при выборе места — интересность проекта: в чем его суть, какая команда над ним работает, какой стек используется и участвуют ли специалисты в принятии ключевых решений. Привлечь качественные кадры можно только нестандартными проектами.
Единственное, на что смотрят опытные спецы при выборе места — интересность проекта: в чем его суть, какая команда над ним работает, какой стек используется и участвуют ли специалисты в принятии ключевых решений. Привлечь качественные кадры можно только нестандартными проектами.
— Как относитесь к «утечке мозгов»?
— Это проблема. И на ближайшее время она останется с нами. Людей не только привлекает что-то там, но и пугает что-то здесь. Поэтому они так активно уезжают.

Выезд квалифицированных спецов должен мотивировать украинские компании создавать для сотрудников условия, в которых они будут ощущать стабильность, защищенность. Только так можно побороть проблему.
— Традиционный вопрос: какие советы дадите предпринимателям?
— Совет, который я бы хотела получить, когда только начинала: не нужно бояться. Ошибиться не страшно. Хуже не двигаться из-за страха ошибки.

Если говорить об украинском IT-рынке, то важно общаться, заключать партнерства, объединяться и командно решать проблемы. То, что компании создают кластеры и вместе стараются продвигать идеи и реформы — круто. Поддерживайте этот процесс.
WINS
Средний срок работы сотрудника в компании — 4,5 года. Средний показатель по индустрии — 1,2 года.
Крупный клиент дал возможность получить опыт построения больших энтерпрайз-систем на раннем этапе развития компании. Приобретенная экспертиза помогла выйти из кризиса и получить новые заказы.
Выход из монопсонии одного клиента.
70% клиентов обращаются в JBS повторно. С 90% всех клиентов ведется активная коммуникация.
FAILS
Ориентация на одного клиента. Крупный заказчик с США обеспечивал большую часть дохода. Процессы в компании были подстроены под него. Уход клиента привел к кризису.
Потеря части команды из-за неготовности процессов к уходу главного клиента. Сокращенные сотрудники были частью команды с первых дней существования JBS.
Возникновение крупной дебиторской задолженности из-за лояльного отношения к клиентам.
Фотографии: Ольга Закревская
© 2018 All Rights Reserved
ain.ua
pumb.ua
Made on
Tilda