краткая история кинофраншизы «Люди Икс»
ЖИЗНЬ МУТАНТОВ
Материал подготовлен при поддержке Ukrainian Film Distribution
Что это значит?
Текст: Юрий Поворозник
краткая история кинофраншизы «Люди Икс»
ЖИЗНЬ МУТАНТОВ
Материал подготовлен при поддержке Ukrainian Film Distribution
Что это значит?
Текст: Юрий Поворозник
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Июнь 2019 года возвращает на экраны «Людей Икс». Впервые там не будет Росомахи, а старые поклонники уже приготовились вздыхать и говорить, что в 2006-м было лучше. Франшизе о мутантах 19 лет и за это время она успела несколько раз изменить подход Голливуда к супергеройским фильмам, попутно пережив череду взлетов и падений. Перед выходом «Людей Икс: Темный феникс» рассказываем, с чего все начиналось, что нужно знать о франшизе и к чему готовиться. Ну а если вы настоящий фанат фильмов — бросаем вам вызов. Ответьте на вопросы нашего теста и получите возможность выиграть крутые призы.
Мутантометр
(для получения информации нажмите на пиктограмму)
Люди Икс (2000)
Кол-во мутантов: 15
Бюджет: 75 млн долл.
Сборы: 296 млн долл.
Люди Икс 2 (2003)
Кол-во мутантов: 19
Бюджет: 110 млн долл.
Сборы: 407 млн долл.
Люди Икс: Последняя битва (2006)
Кол-во мутантов: 26
Бюджет: 210 млн долл.
Сборы: 459 млн долл.
Люди Икс: Начало. Росомаха (2009)
Кол-во мутантов: 13
Бюджет: 150 млн долл.
Сборы: 373 млн долл.
Люди Икс: Первый класс (2011)
Кол-во мутантов: 14
Бюджет: 160 млн долл.
Сборы: 353 млн долл.
Росомаха: Бессмертный (2013)
Кол-во мутантов: 5
Бюджет: 120 млн долл.
Сборы: 414 млн долл.
Люди Икс: Дни минувшего будущего (2014)
Кол-во мутантов: 20
Бюджет: 210 млн долл.
Сборы: 747 млн долл.
Дэдпул (2016)
Кол-во мутантов: 6
Бюджет: 53 млн долл.
Сборы: 783 млн долл.
Люди Икс: Апокалипсис (2016)
Кол-во мутантов: 18
Бюджет: 178 млн долл.
Сборы: 543 млн долл.
Логан (2017)
Кол-во мутантов: 4
Бюджет: 97 млн долл.
Сборы: 619 млн долл.
Дэдпул 2 (2018)
Кол-во мутантов: 22
Бюджет: 110 млн долл.
Сборы: 785 млн долл.
Школа мутантов открывает двери
Во время комикс-бума начала 90-х «Люди Икс» были одной из главных франшиз Marvel: герои успешно приносили деньги как на страницах периодических изданий, так и на телевидении. Первое шоу о мутантах вышло еще в 1960-х, когда у компании Grantray-Lawrence Animation закончились права на «Фантастическую четверку» и они попросту заменили героев команды на мутантов, не затрагивая общий сюжет. Учитывая, что индустрия только развивалась, никто не обратил внимания. Но когда в 1992 году компания FOX запустила анимационный сериал X-Men: The Animated Series, критики и фанаты были в восторге. Шоу до сих пор считается одним из лучших экранизаций комиксов, наряду с легендарным Batman: The Animated Series.
X-Men: The Animated Series (1992)
Успех анимации подтолкнул студию к покупке прав на съёмки полнометражного фильма. Сделка была подписана в 1994 году и продюсер Лорен Шулер Доннер взялась за работу. Тема социального неравенства, сквозная для «Людей Икс», привлекла интерес к проекту — режиссеры и сценаристы получили возможность не просто поработать над боевиком, но и сделать его куда более философским, чем привычные на то время экранизации комиксов.
Тот же Брайан Сингер, получивший кресло режиссера в 1996 году и занимавшийся франшизой до 2017 года, утверждал, что не воспринимал супергероику серьезно, но проникся проблематикой дискриминации. Та же история с Иэном Маккелленом: актер, будучи открытым геем и активистом, увидел в ленте возможность аллегорично рассказать зрителям о проблемах секс-меньшинств.
20th Century Fox вовремя заметили потенциал фильма и выделили на экранизацию огромные по меркам того времени $75 млн. Студия пыталась привлечь звезд первой величины: роли предлагались Расселу Кроу, Натали Портман, Мелу Гибсону и Киану Ривзу. Но в итоге продюсеры решили сделать ставку на молодых актеров (Хью Джекман, Джеймс Марсден, Холли Берри), а наставников, мутантов Чарльза Ксавьера и Магнето, сыграли авторитетные Патрик Стюарт и Иэн Маккеллен.
Люди Икс (2000)
Итоговая работа Брайана Сингера превысила все ожидания. Вышедшие в 2000 году «Люди Икс» фактически запустили эпоху супергероики, причем в двух разных направлениях. С одной стороны, удачным объединением экшна и драмы они натолкнули молодого британского режиссера на идею перезапуска Бэтмена, с которой тот пришел в офис Warner Bros в 2003 году. Это мы, конечно же, о Кристофере Нолане.

С другой стороны, на площадке работал совсем юный ассистент продюсера и страшный фанат комиксов Кевин Файги. Он умудрился убедить гримеров сделать Хью Джекману классическую прическу Росомахи (чтобы порадовать поклонников героя).

Спустя пять лет Файги запитчит идею создания киновселенной Marvel и предложит самостоятельно снимать фильмы, а не просто отдавать права на откуп другим студиям. Все началось с «Железного человека», а сегодня в копилке Marvel — 22 финансово успешных фильма, ни одного провала. А самого Файги называют одним из самых знаковых кинотворцов XXI века.

Единственный обладатель Пулитцера за кинокритику, журналист Роджер Эберт, отметил, что кроме сюжетной линии Росомахи, которая была центральной, остальные герои получили слишком мало времени чтобы раскрыть свой потенциал. Это дело оставили сиквелу, который был неотвратимым.
Путь к саморазрушению
Вторую часть франшизы планировали еще на этапе разработки оригинальных «Людей Икс», но успех ленты убедил продюсеров, что они мыслят слишком мелко. И после премьеры в планах нарисовалась полноценная трилогия, которую в случае дальнейшего успеха собирались дополнить спин-оффами отдельных персонажей.

Режиссер Брайан Сингер, следуя привычной схеме «второй фильм должен быть масштабнее» добавил еще нескольких мутантов (включая популярного среди фанатов серии Ночного змея) и развернул полноценную войну между мета-людьми (люди с возможностями, выходящие за рамки человеческих) и простыми смертными. При этом, непостижимым образом постановщик умудрился обойти проблемы первой части — несмотря на множество персонажей, практически все получили бэкграунд, а общая история только подчеркнула достоинства франшизы как инструмента для социальной критики.
Люди Икс: Последняя битва (2006)
Прибавьте уверенную игру актеров, которые к сиквелу нашли подход к своим персонажам и получите восторженную реакцию обозревателей, которые раньше даже не предполагали, что могут так хвалить супергероику. Существенно возросшая фанбаза «Людей Икс» принесла картине огромный успех и добавила продюсерам самоуверенности.

Брайан Сингер ушел снимать «Возвращение Супермена». Ему на смену пришел Брэтт Ратнер, который, создавая «Люди Икс: Последняя битва», начал воплощать главную идею студии — существенно увеличенный масштаб. Желая побить успех сиквела, Fox выделили проекту невероятные даже по сегодняшним меркам $210 млн (и это в 2006 году), а сценарист Саймон Кинберг запихнул в хронометраж сразу две известные сюжетные линии из комиксов: «Сагу о Темном фениксе» (да, именно ее вернут в 2019-м) и «Одаренные» (история о возможности излечиться от мутации). Спецэффектов было настолько много, что над ними работало 11 разных компаний.

Фильм получил очень смешанные отзывы. Третья часть с трудом себя окупила, не принеся ощутимых доходов, поэтому студия решила отложить идею четвертой части и переключилась на спин-оффы о Росомахе.
Хью Джекман с радостью согласился, вот только лента 2009 года, рассказывающая о происхождении его персонажа оказалась по настрою куда ближе к финалу трилогии, а не началу. Место сложных тем о дискриминации занял Райан Рейнольдс в роли Дэдпула, что, впрочем, не помешало «Началу» принести доход и оставить в планах продолжение.

В это же время Брайан Сингер оправился от неудачи с Суперменом и принес Fox концепцию нового развития «Людей Икс», которую быстро одобрили.
Люди Икс: Дни минувшего будущего (2014)
Опять в «первый класс»
Режиссером назначили Мэттью Вона. Лучший друг Гая Ричи, вечный продюсер его фильмов и будущий создатель лент «Пипец» и «Кингсмен» должен был снимать третью часть «Людей Икс», но вовремя покинул проект. На этот раз Вон все-таки сел в режиссерское кресло и вместе с Сингером реализовал новую идею. Тандем создал предысторию оригинальной трилогии и вернулся к истокам, вооружившись политической и социальной проблематикой. На роли молодых Ксавьера и Магнето взяли Джеймса Макэвоя и Майкла Фассбендера, а Мистик сыграла Дженнифер Лоуренс. События развернулись во время Карибского кризиса 1962 года.
Идея Сингера была во многом революционной. Фактически, он решил создать параллельную вселенную, не перезапуская франшизу. У многих героев (кроме Росомахи) появились молодые двойники, которые позволили переосмыслить внешний вид персонажей и в то же время заложили основу для огромного кроссовера.
Работа Вона с молодой командой опять вернула «Людей Икс» в большую игру. Новая версия команды куда больше походила на мутантов из комиксов, чем в фильме 2000 года, новые Магнето и Ксавьер понравились всем (и породили очень масштабный пейринг — фанатское движение, созданное вокруг романтизации отношений вымышленных персонажей), а критические отзывы оказались даже лучше, чем у «Людей Икс» два.

Но у Брайана Сингера в рукаве оказался еще один туз, который он решил разыграть самостоятельно, уже без Мэттью Вона. Да, речь о «Днях минувшего будущего» — том самом кроссовере двух поколений.
Падение с вершины
Успех «Дней минувшего будущего» состоит из многих факторов: потрясающая работа сценаристов, которые свели воедино сразу два времени, Хью Джекман, вышедший на совершенно новый уровень понимания своего персонажа, уже культовая сцена замедления времени Ртутью — не даром фильм стал самым успешным за все время существования франшизы (пока не пришел «Дэдпул»), собрав $750 млн. Главной причиной популярности ленты можно назвать грамотную работу с персонажами — фанаты оригинальной серии оценили новое поколение, а новым зрителям очень плавно подали предыдущие воплощения героев.
Работа Сингера стала именно тем логическим продолжением, которое в свое время было нужно «Людям Икс 2». Еще больше масштаба, больше героев, больше проблематики и при этом очень стройное повествование. В первую очередь, оно поднимает все те же проблемы дискриминации (эта тема является неотъемлемой частью истории мутантов, так что не повторять ее невозможно) и этического выбора «одна жизнь — жизни миллионов».


Кроме того, фильм очень удачно исследует эффект «самосбывающегося пророчества» (ситуация, когда попытка помешать пророчеству запускает цепочку событий, о которых оно говорит ). Ведь по сюжету Мистик, пытаясь предотвратить уничтожение мутантов, на самом деле запускает его.
С вами говорит капитан Дэдпул
В 2009-м Fox выбрали другое направление для развития. Студия взяла паузу на пять лет и выпустила сиквел «Росомаха: Бессмертный», основываясь не на экшне, а на драме. Фильм 2013 года впервые затронул тему длинной жизни героя Джекмана и неотвратимых последствий постоянной регенерации.

Экшн, в свою очередь, ушел к «Дэдпулу». Fox не верили в проект Рейнольдса и не собирались его запускать, но фанатское общество убедило дать фильму минимальный шанс. Лента о неумолкающем наемнике вышла в идеальное время — в Голливуде наметился ренессанс жанрового кино (фильмы, существующие в пределах заданного жанра для увеличения коммерческой привлекательности), а постмодернизм окончательно завоевал широкие массы. Итог: сборы в $783 млн при бюджете в $58 млн, народная любовь и смена отношения студий к рейтингу R.
Дэдпул 2 (2018)
Спустя год успех жанрового подхода к созданию спин-оффов показал «Логан». Лента Джеймса Мэнголда завершила историю Росомахи лучшим из возможных способов — номинацией на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий». Герой Хью Джекмана окончательно превратился в трагического персонажа, а редкий экшн только подчеркивал достоинства драматической истории.

«Логан» стал очередным витком эволюции супергеройского кино. Третья часть истории о Росомахе открыла глаза многим зрителям на комиксы как медиум: оказалось, часто они рассказывают сложные и полные пессимизма истории, к которым детей лучше не подпускать.
Последовавший после «Логана» сиквел «Дэдпула» в очередной раз доказал, что постмодернизм правит миром, а зрителям сейчас интересно смотреть жанровое кино.
В 2019-м году франшиза о «Людях Икс» возвращается: нас ждут зрелищные сцены, множество героев и сюжет «Темного феникса». Есть все основания считать, что новый фильм повторит успехи своих предшественников.
ТЕСТ
А для фанатов «Людей Х» мы вместе с Ukrainian Film Distribution подготовили конкурс.

Проверьте свои знания фильмов в небольшом тесте, заполните Google-форму и поделитесь ссылкой на материал в Facebook.

20 июня мы разыграем набор призов:
магниты, значки, футболки, рюкзак, блокнот и худи.
Удачи всем!

Старт
Какой фильм стал для Райана Рейнольдса дебютным в роли Дэдпула?
Дальше
Проверить
Результат
Какова главная угроза для мутантов в фильме «Люди Икс: Последняя битва»?
Дальше
Проверить
Результат
Во время каких событий происходит действие фильма «Люди Икс: Первый класс»?
Дальше
Проверить
Результат
Под какой трек Ртуть не совершал пробежку с замедлением времени?
Дальше
Проверить
Результат
Кто сыграл Невидимку в фильме «Дэдпул 2»?
Дальше
Проверить
Результат
Кто похищает президента США в «Людях Икс 2»?
Дальше
Проверить
Результат
Где по сюжету «Росомаха. Бесмертный» был Логан во время ядерной бомбардировки Японии?
Дальше
Проверить
Результат
НАЧИНАЮЩИЙ
Так-так-так! Кому-то самое время посетить несколько дополнительных занятий в школе Чарльза Ксавье. Так что с 6 июня вперед на новый фильм о «Людях Икс»!

Участвовать в конкурсе
Ещё раз
Хорошист
Тут Уэйд Уилсон передает вам привет: «Откуда ты знаешь, что я Дэдпул? Ответь мне. ОТВЕТЬ! И бегом на «Темного феникса», он в кино с 6 июня».

Участвовать в конкурсе
Ещё раз
ПРОФЕССОР
Профессор, вы ли это? Тогда встретимся на сеансах «Темного феникса» уже с 6 июня!

Участвовать в конкурсе
Ещё раз
РЕЗУЛЬТАТЫ РОЗЫГРЫША ПРИЗОВ
20 июня мы подвели итоги и определили победителей.
Призы выиграли:

Магниты — Андрей Левкивский и Галина Николайчук
Значки — Кирилл Бурлаков и Елизавета Терещенко
Футболки — Влада Думенко и Alex Malifiy
Рюкзак — Никита Грицаненко
Блокнот — Инна Титова
Худи — Andrii Chernenko

Поздравляем! С победителями свяжутся для уточнения информации о доставке.
Офіційні правила участі в Конкурсі від AIN.UA та Ukrainian Film Distribution:

  1. Організатори Конкурсу — онлайн-видання AIN.UA і Ukrainian Film Distribution.

  2. Учасником Конкурсу може стати дієздатна фізична особа, якій на момент участі в Конкурсі виповниться 18 (вісімнадцять) років. Особа має бути громадянином України.

  3. Конкурс проводиться на території України, за винятком АРК та тимчасово окупованих територій.

  4. Особи, що беруть участь у Конкурсі, повинні пройти тест на сторінці AIN.UA, поділитися тестом на особистій сторінці у Facebook та залишити контактні дані в Google-формі.

  5. Результати Конкурсу будуть визначені через рандомайзер 6 червня 2019 року (конкурс продовжено до 20 червня). Список переможців будет опублікований на сторінці.

  6. Призовий фонд: 2 магніти, 2 значки, 2 футболки, 1 рюкзак, 1 блокнот, 1 худі з символікою франшизи «Люди Х».

  7. Призи відправляються за рахунок Організатора конкурсу.

  8. Всі відносини, що виникають у зв'язку з Конкурсом, регулюються цими Правилами.

  9. Приймаючи участь у Конкурсі, Учасник погоджується з умовами цих Правил та зобов'язується виконувати їх. Невиконання умов Правил є підставою для дискваліфікації Учасника.

  10. Приймаючи участь в Конкурсі, Учасник надає Організатору Конкурсу свою згоду на обробку персональних даних: прізвище та ім'я, номери засобів зв'язку, адресу електронної пошти. Суб'єкти персональних даних користуються правами, передбаченими статтею 8 Закону України «Про захист персональних даних».

  11. Результати Конкурсу є остаточними і оскарженню не підлягають.
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.