«Зрада» недели: в ProZorro зафиксирована попытка договорняка
Запорожская АЭС в ходе торгов в системе Prozorro указала в спецификации окон, которые собралась покупать, уже готовое предложение от компании ООО «Сакура-Техно». Сумма сделки составила бы почти полмиллиона гривен. В качестве «зрады» недели этот кейс отметил на своей страничке в Facebook замминистра экономразвития Максим Нефьодов.
«Может, представители заказчика уже покупали окна того производителя, может сосед там работает и гарантирует лично, что продукция самого высокого качества. Все мы имеем любимые бренды, и заказчика можно было бы понять, если бы он покупал окна для своего дома. Но здесь закупка идет на государственные средства, и ссылка на конкретного производителя идет вразрез с принципом недискриминации», — написал Максим Нефьодов.
В тендерной документации можно указывать четкие технические характеристики нужного товара, но недопустимо ограничивать его конкретным производителем и, тем более, поставщиком.
«Указывать конкретного производителя оправдано тогда, когда это действительно важно. Например, если у вас принтер японского производства за $200 000, и вам нужен для него оригинал картриджа в $50 000 – и если вы поставите не оригинал, то принтер снимут с гарантии. Только тогда, чтобы избежать неполадок, можно указывать четкого производителя», — рассказал AIN.UA Андрей Барышполь, руководитель департамента развития госзакупок торговой площадки Zakupki.Prom.ua, одной из основателей и официального участника системы ProZorrо.
По его словам, похожие случаи нарушений в условиях тендеров проходят достаточно часто. Разработчики системы их отслеживают и ищут способы закрыть возможности злоупотреблений.
Например, еще месяц назад у заказчиков была возможность манипулировать временем при объявлении закупки. Ее могли объявить в 20:00 вечера, после окончания рабочего дня. А прием предложений провести в течение всего лишь двух часов: с 9 до 11 утра. Понятно, что в таких условиях выигрывал тендер лишь кто-то хорошо знакомый закупщику.
«Чтобы таких случаев больше не было, техническая поддержка системы ProZorro программно установила минимальный период, который возможен в системе на прием предложений и проведение тендеров. Если заказчик объявил закупку на сумму до 50 000 грн, то минимальный период уточнений для него будет один день, еще один день — на прием предложений. Меньше ему просто не позволит выставить система. Для больших сумм – период уточнений уже 3 дня, а период приема предложений – 2 дня», — поясняет Андрей Барышполь.
Однако попытки обойти систему и провести тендер непрозрачно до сих пор продолжаются. «Часто действуют как в анекдоте: когда президентом Беларуси может быть только человек с опытом президентства в Беларуси. Например, ограничивают поставщиков по территориальному признаку: заказчик из города Днепра прописывает в условиях, что поставщик может быть только из города Днепра, якобы из-за того, что хочет «способствовать развитию экономики города». При этом компания, скажем, из Николаева может предложить более высокое качество еще по более низкой цене, ведь основная цель системы – способствовать снижению трат бюджетных денег налогоплательщиков», — говорит Андрей Барышполь.
Пока существуют только три действенных рецепта преодоления таких ситуаций. Во-первых, постоянно проходят семинары для повышения профессиональной квалификации закупщиков – чтобы они точно понимали, как безупречно подавать заявку.
Во-вторых, работает специальная система обжалования на случай, если поставщика неправомерно дисквалифицировали или заказчик объявил заведомо ограничивающие критерии отбора. Точно так же в случае принятия необъективного решения о победителе тендера, поставщик жалуется в специальный рекомендательный орган, у который может принять решение о необходимости пересмотреть результаты или вовсе отменить закупку.
Наконец, весной 2016 года разработчики запустили систему риск-менеджмента, которая определяет проблемные тендеры и сигнализирует о потенциальных нарушениях.
Напомним, ранее AIN.UA писал о том, что ProZorro победила в международном конкурсе как лучшая система госзакупок.
Комментарии | 5
Welcome to Ukraine
Все равно будут придумывать способы обойти систему. И всё равно придумают. И здесь прозорро не причем. Менталитет менять надо и кое-что ещё…
В конце концов прозорро тоже ведь не ангелы запустили… у них тоже есть кум, брат, сват…. Все хотят денег. Подберуться, дайте только время
Казати «не допоможе» це все одно що рукою махати та казати «та нащо це все взагалі намагатися контролювати, все одно не будуть слухатися» або, наприклад, «навіщо закони — все одно ж не дотримуються»?
Так що тепер, скласти руки і «забити» на цю справу?Ну, якщо хочете, то будь ласка. Не заважайте іншим хоча б спробувати змінити країну.
Я не думаю что кто-то пытался что-то обойти. Сумма слишком незначительна для этого. Скорее всего просто затупили. В гос секторе не всегда все так категорично.
Если рассмотреть указанную в статье ситуацию (про принтер и картридж), и допустить, что принтер уже не на гарантии, то заказчик может захотеть купить картридж за 20 000 (условно) который прослужит 2 года (т.к. заказчик уже неоднократно брал такие картриджы и производитель себя хорошо зарекомендовал), а будет вынужден купить картридж неизвестного китайского бренда за 15 000 (опять же, условно), которые подходят под указанные характеристики, но он сдохнет за год, и придется проводить новый тендер и все по-новой и по кругу. Тот, кто работает с проф оборудованием сразу поймет что я хочу сказать. Т.е. заказчик за 2 года мог потратить 20 000 гос денег, а потратит 30 000.
Опять же, не стоит рассматривать данную ситуацию так категорично, все возможно и наоборот.
Однако, мы, почему-то, не ходим поголовно с китайскими телефонами, «подтянутыми» по характеристикам под лидеров рынка.
п.с. всего лишь мысли вслух)
Интересно, а как быть если ТТХ заказа точно «заточены» под определенного производителя?