«Зрада» недели: в ProZorro зафиксирована попытка договорняка

12065
5

Запорожская АЭС в ходе торгов в системе Prozorro указала в спецификации окон, которые собралась покупать, уже готовое предложение от компании ООО «Сакура-Техно». Сумма сделки составила бы почти полмиллиона гривен. В качестве «зрады» недели этот кейс отметил на своей страничке в Facebook замминистра экономразвития Максим Нефьодов.

«Может, представители заказчика уже покупали окна того производителя, может сосед там работает и гарантирует лично, что продукция самого высокого качества. Все мы имеем любимые бренды, и заказчика можно было бы понять, если бы он покупал окна для своего дома. Но здесь закупка идет на государственные средства, и ссылка на конкретного производителя идет вразрез с принципом недискриминации», — написал Максим Нефьодов.

В тендерной документации можно указывать четкие технические характеристики нужного товара, но недопустимо ограничивать его конкретным производителем и, тем более, поставщиком.

«Указывать конкретного производителя оправдано тогда, когда это действительно важно. Например, если у вас принтер японского производства за $200 000, и вам нужен для него оригинал картриджа в $50 000 – и если вы поставите не оригинал, то принтер снимут с гарантии. Только тогда, чтобы избежать неполадок, можно указывать четкого производителя», — рассказал AIN.UA Андрей Барышполь, руководитель департамента развития госзакупок торговой площадки Zakupki.Prom.ua, одной из основателей и официального участника системы ProZorrо.

По его словам, похожие случаи нарушений в условиях тендеров проходят достаточно часто. Разработчики системы их отслеживают и ищут способы закрыть возможности злоупотреблений.

Например, еще месяц назад у заказчиков была возможность манипулировать временем при объявлении закупки. Ее могли объявить в 20:00 вечера, после окончания рабочего дня. А прием предложений провести в течение всего лишь двух часов: с 9 до 11 утра. Понятно, что в таких условиях выигрывал тендер лишь кто-то хорошо знакомый закупщику.

«Чтобы таких случаев больше не было, техническая поддержка системы ProZorro программно установила минимальный период, который возможен в системе на прием предложений и проведение тендеров. Если заказчик объявил закупку на сумму до 50 000 грн, то минимальный период уточнений для него будет один день, еще один день — на прием предложений. Меньше ему просто не позволит выставить система. Для больших сумм – период уточнений уже 3 дня, а период приема предложений – 2 дня», — поясняет Андрей Барышполь.

Однако попытки обойти систему и провести тендер непрозрачно до сих пор продолжаются. «Часто действуют как в анекдоте: когда президентом Беларуси может быть только человек с опытом президентства в Беларуси. Например, ограничивают поставщиков по территориальному признаку: заказчик из города Днепра прописывает в условиях, что поставщик может быть только из города Днепра, якобы из-за того, что хочет «способствовать развитию экономики города». При этом компания, скажем, из Николаева может предложить более высокое качество еще по более низкой цене, ведь основная цель системы – способствовать снижению трат бюджетных денег налогоплательщиков», — говорит Андрей Барышполь.

Пока существуют только три действенных рецепта преодоления таких ситуаций. Во-первых, постоянно проходят семинары для повышения профессиональной квалификации закупщиков – чтобы они точно понимали, как безупречно подавать заявку.

Во-вторых, работает специальная система обжалования на случай, если поставщика неправомерно дисквалифицировали или заказчик объявил заведомо ограничивающие критерии отбора. Точно так же в случае принятия необъективного решения о победителе тендера, поставщик жалуется в специальный рекомендательный орган, у который может принять решение о необходимости пересмотреть результаты или вовсе отменить закупку.

Наконец, весной 2016 года разработчики запустили систему риск-менеджмента, которая определяет проблемные тендеры и сигнализирует о потенциальных нарушениях.

Напомним, ранее AIN.UA писал о том, что ProZorro победила в международном конкурсе как лучшая система госзакупок.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Все равно будут придумывать способы обойти систему. И всё равно придумают. И здесь прозорро не причем. Менталитет менять надо и кое-что ещё…
    В конце концов прозорро тоже ведь не ангелы запустили… у них тоже есть кум, брат, сват…. Все хотят денег. Подберуться, дайте только время

    • Казати «не допоможе» це все одно що рукою махати та казати «та нащо це все взагалі намагатися контролювати, все одно не будуть слухатися» або, наприклад, «навіщо закони — все одно ж не дотримуються»?
      Так що тепер, скласти руки і «забити» на цю справу?Ну, якщо хочете, то будь ласка. Не заважайте іншим хоча б спробувати змінити країну.

  • Я не думаю что кто-то пытался что-то обойти. Сумма слишком незначительна для этого. Скорее всего просто затупили. В гос секторе не всегда все так категорично.

    Если рассмотреть указанную в статье ситуацию (про принтер и картридж), и допустить, что принтер уже не на гарантии, то заказчик может захотеть купить картридж за 20 000 (условно) который прослужит 2 года (т.к. заказчик уже неоднократно брал такие картриджы и производитель себя хорошо зарекомендовал), а будет вынужден купить картридж неизвестного китайского бренда за 15 000 (опять же, условно), которые подходят под указанные характеристики, но он сдохнет за год, и придется проводить новый тендер и все по-новой и по кругу. Тот, кто работает с проф оборудованием сразу поймет что я хочу сказать. Т.е. заказчик за 2 года мог потратить 20 000 гос денег, а потратит 30 000.
    Опять же, не стоит рассматривать данную ситуацию так категорично, все возможно и наоборот.
    Однако, мы, почему-то, не ходим поголовно с китайскими телефонами, «подтянутыми» по характеристикам под лидеров рынка.

    п.с. всего лишь мысли вслух)

  • Интересно, а как быть если ТТХ заказа точно «заточены» под определенного производителя?

Поиск