Как мы на дублинском Web Summit нашли проект с украинцами, и зачем ездить за рубеж — опыт украинского ІТ-инвестора
В этом году Web Summit собрал в Дублине около 50 000 человек из 134 стран мира. Было более 2000 стартапов и 1000 инвесторов. Наша команда провела в Дублине более 1000 встреч, посмотрела несколько сотен проектов, и в Украину мы вернулись с 5-6 предложениями очень хороших сделок. Причем, одно из них – от проекта с украинскими участниками. В Украине, мы бы не встретились, хорошо хоть в Дублине смогли. Мы узнали, как западные инвесторы относятся к украинским стартапам, почему отворачиваются от российских, чем плох 500 startups и много чего интересного. Своими наблюдениями и впечатлениями хотим поделиться с читателями AIN.UA.
За пять лет Web Summit из категории «один из многих» перерос в «одно из ключевых ІТ-событий года», на котором в роли спикеров выступают ведущие игроки отрасли. Конференция была разбита на 22 блока несколько блоков. Нас, как инвесторов, привлек Angel Summit. И, поскольку мы вкладываемся в проекты в сфере software, e-commerce, tech и мобильных приложений – соответствующие блоки попали в зону нашего внимания.
Больше всего команд было из Великобритании и Ирландии, США, Европы и гораздо меньше – из Азии. Был и громадный зал с «железом» (hardware), где традиционно собирались японцы и корейцы. А вот китайцев в этот раз было мало. Также были интересные стартапы в сфере Big Data. Если говорить о В2В, то в Дублин имеет смысл ехать тем, кто ориентирован на e-commerce, малый и средний бизнес и на стартапы. Там были Trello, SalesForce, SimilarWeb, а также Microsoft со своими решениями для стартапов.
Эпизод II: атака стартаперов
Web Summit – это громадный муравейник, в котором найти подходящий стартап – как найти иголку в стоге сена. Пока инвестор идет по залу к заинтересовавшему стенду, его постоянно отвлекают. Буквально дергают за рукав: «Эй, инвестор, стойте! Сейчас питчить буду». Вам уже не до стенда, к которому вы шли, вам бы лишь бы сбежать от назойливых стартаперов. Поэтому к концу первого дня (а то и к обеду) приходилось переворачивать бейдж с надписью «инвестор».
Мы видели, что индийцы ходили по залам и целенаправленно искали команды из сферы путешествий (travel). Но нам показалось, что они не собирались ни в кого вкладывать, а искали идеи для своих же индийских стартапов.
По соотношению хороших стартапов и «треша» выдерживалось привычная пропорция: 5-10% хороших, и 90-95% — откровенный треш. Венчурные инвесторы вообще не ходили по павильону, они из венчурной ложи «выдергивали» по одному тех, кого им советовали коллеги. Впрочем, самые настырные стартаперы прорывались и в ложу. Я не осуждаю их, а даже немного восхищаюсь, поскольку это показывает мощную мотивацию: раз они прорвались к инвестору и сумели его заинтересовать, то чего-то добьются.
Отзывы о саммите довольно противоречивые. Стартаперы им недовольны, потому что выделиться среди сотен других было почти нереально. Один отчаявшийся стартапер встал на тумбу и зазывал инвесторов через мегафон. Кстати, на недавней DLD-конференции в Израиле участников было меньше, но полезных знакомств – больше, поскольку проекты были намного более зрелые.
В Дублине был хороший шанс познакомиться с TechCrunch, Mashable, The Next Web и другими ІТ-медиа. Если у стартапа есть изюминка, о нем наверняка напишут. К примеру, украинско-американская команда The App Solution заинтересовала TechCrunch и The Next Web.
Наши в Дублине
“Украинцы, у вас что – стартаперская госпрограмма?” Этот вопрос нам задавали очень часто, потому что в Дублине было много украинских команд с амбициями выйти на иностранные рынки. Мы познакомились с ребятами из украинско-американского проекта, с которыми хотели бы встретиться еще в Киеве. Но в столице Украины они не светились, а поехали в Дублин за инвесторами и клиентами.
Отношение к украинцам в целом позитивное. Только в Польше наслышаны об обысках в ІТ-компаниях, поэтому есть некая предубежденность, но не против самих команд, а именно в отношении ситуации в Украине. Плюс, много укранцев переехали в Польшу, и там понимают, что не от хорошей жизни. Однако западные инвесторы не настаивают на переезде украинских команд.
В отношении к россиянам все наоборот. Когда в Дублине слышали «Россия», многие отворачивались. Дело даже не в политике, а в том, что в российские стартапы не рискуют вкладывать, пока страна находится под санкциями. Ни одна американская или израильская компания не купит российский стартап, если тот не переедет в Америку или в Европу, причем полностью – то есть основатели получат там гражданство. В этом плане у украинцев есть преимущество.
Обидно, что наше правительство никак не поощряет стартаперов. А могло бы запускать специальные программы, предоставлять гранты, отправлять на профильные конференции. Например, в Скандинавских странах есть специальная программа для стартапов. Правда, там она не пользуется спросом, потому что у них и так все хорошо: зарплаты высокие и нет смысла пахать по 18-20 часов, чтобы чего-то добиться.
В кулуарах
Мы услышали немало неприятных слов в адрес основателя фонда 500 startups Дэйва Макклюра, якобы он слишком наращивает капитализацию. Капитализация – это хорошо, но всех интересует живой бизнес. Очень многие стартапы живут на деньги инвесторов, но прибыль не приносят. У них расширяется аудитория, и поэтому создается впечатление, будто они растут. Многих инвесторов это смущает, потому что главное мерило успешности – прибыль, а эти проекты прибыли не дают. Это ведет к пузырю подобно тому, что был в начале 2000-х. В любой момент он может лопнуть, и капитализация упадет в 10-100 раз. Нужно строить прибыльный бизнес, а не жить за деньги инвесторов.
Кому, зачем?
Ездить на подобные мероприятия нужно обязательно и инвесторам, и стартапам. Себя показать и других посмотреть. Мы познакомились с несколькими фондами из Европы, Америки и Израиля. Есть наметки для создания инвестиционного синдиката. Лучшие проекты можно найти по связям и по рекомендациям коллег. Да и вкладывая вместе с кем-то, разделяешь не только потенциальную прибыль, но и риски.
Стартаперы могут найти инвесторов, но только если заранее запланируют встречи с конкретными компаниями и инвесторами. Иначе они рискуют остаться незамеченными.
Для украинских команд подобные конференции – must have, поскольку отечественный рынок сокращается, и чтобы развиваться, нужно глобализироваться. А подобные международные саммиты позволяют найти нужные точки выхода на другие рынки.
Автор — Алексей Витченко, СЕО инвестиционной компании Digital Future. Серийный предприниматель в digital, e-commerce
Комментарии | 7
Очередная пиар статья Витченко и Ко, из серии как казаки за солью ездили…
Ну и как же не упомянуть про компанию, которая ‘заинтересовала’ TechCrunch и The Next Web )
Ребята съездили на крутую конференцию, поделились интересным опытом и инсайтами. Не вижу проблемы.
яким досвідом поділились? реально стаття ніпрощо
Тут можуть бути різні думки, Віталію, пишу це із повною повагою до Вашої думки. Але боюся, що дискусія на тему, що таке «що» та «ніщо» заведе нас у філософію, точніше у софістику. Тим не менш, готова спробувати заперечити Вашій думці, за пунктами. У статті написано про ставлення до українських стартаперів за кордоном; написано про поведінку стартаперів та інвесторів; написано про ставлення до рос. проектів; написано про «інвестиційну бульбашку». Але, звісно, то питання уподобань: вважати це «чимось», або не вважати.
Ааалекс Иванов, ну, Вы же прочли. Причем довольно внимательно 😉
Работа нашей команды на ВебСаммит была очень напряженной. 8 человек, стенд, 100-200 контактов в день у каждого. Плюс переговоры, встречи на стендах и InvestorLounge. Для многих из нас — это был первый опыт работы на столь крупном мероприятии и серьезным вызовом. В рамках небольшой колонки сложно уложить все наши 5 дней в Дублине, так как программа была предельно насыщенной. Алексей дал самую выжимку наших впечатлений, которая кому-то поможет принять решение об участии (или не-участии) в подобных мероприятиях. Для тех, кто не обратил внимание — конференция — это место и время, где проверяется, насколько хорошо Вы выполнили домашнее задание — нашли необходимые мероприятия, назначили встречи с интересующими людьми и компаниями. Необходимо было быть готовым к объективным трудностям (постоянно пропадающий WiFi, колоссальное количество людей, сложности с транспортом, разряжающиеся гаджеты, британские розетки питания и многое другое).
Если что-то интересно — спрашивайте, поделимся своими впечатлениями.
Спросите и сторону стартапа о впечатлениях — наши ребята из Moneyveo.ua ездили. http://www.imena.ua/blog/web-summit-ukraine/