Что гложет украинский e-commerce сегодня: конспект выступления Владислава Чечеткина в «Часопысе»
Дно кризиса уже пройдено, а уже к 2017 году украинская онлайн-торговля может возобновить рост, прерванный в 2013 году. Но ситуация для e-commerce по-прежнему непростая, покупатели обеднели и взвешенней подходят к покупкам — и все чаще обращаются в зарубежные магазины. О том, какие проблемы сейчас стоят перед украинской онлайн-розницей, на Fireside Chat в «Часопысе» вчера говорил глава «Розетки» Владислав Чечеткин. Встречу модерировал Денис Довгополый, GrowthUP Group. Предлагаем основные тезисы из выступления Владислава о том, что происходит сейчас на рынке украинского e-commerce.
О кризисе в интернет-торговле
Конечно же, больше всего влияет на рынок общее обнищание населения. Средний чек в валюте значительно упал, а по определенным категориям товаров снизился даже в гривне. Пользователи стали покупать меньше. Если раньше мобильные телефоны в среднем меняли раз в полгода/год, то сейчас — примерно раз в три года.
Сейчас тенденция по электронике застойная еще и потому, что ничего нового рынку не предлагается. Давайте вспомним, как было со смартфонами: сначала выходит модель с камерой, потом еще и с Wi-Fi, потом еще и с экраном на 3,5 дюймов… Но сейчас между телефоном двухлетней давности и совершенно новым нет никакой разницы. То же самое — с ноутбуками, планшетами, с электроникой в общем.
Поэтому магазины, продающие электронику, страдают дважды: потому что люди начали экономить и потому что ничего нового на рынке не появляется, а значит покупателям нет смысла тратиться.
Но интернет-магазины однозначно находятся в более выгодном положении, чем кирпичный ритейл, потому что могут быстрее реагировать на изменения ситуации.
В 2014 году, когда рос курс, все интернет-магазины значительно проигрывали кирпичному ритейлу, потому что они брали большие объемы товара по курсу 12 грн за доллар и могли продавать его долго, не меняя цену. А интернет-магазины брали традиционно маленький объем и каждый раз по курсу «догоняли» цены. Затем случился февраль 2015 года, когда курс подскочил 37 грн за доллар, а затем — март-апрель-май, когда курс просел до 22 грн за доллар. Тут уже радовались интернет-магазины, ведь они закупали товар по 22, а кирпичный ритейл сидел с большими объемами товара, купленного по 37.
Но это все частности.
Конечно, у интернет-магазинов есть проблемы с ростом курса, обнищанием населения. Немного спасает, что подешевела реклама, зарплата. Но если нужно строить склад, закупать туда оборудование — это все происходит за евро или доллары, если нужно что-то докрутить на сайте — программисту придется платить зарплату в привязке к валюте. При том, что в валюте средний чек просел, так что денег в кармане у интернет-магазина стало меньше.
О доле офлайна и онлайна
Никаких цифр о долях офлайна и онлайна на рынке техники нет, экономика не очень прозрачна. Но все равно — доля онлайна растет по всем категориям. К сожалению, есть реакционистская политика, когда розницы давят на вендоров, чтобы получить ценовое преимущество перед онлайн-розницей. Часть вендоров играет в игру «мы не будем никогда продаваться в онлайне». То есть, к примеру, если у дистрибьютора есть своя небольшая сеть, он может решить отказаться продавать продукцию в онлайне принципиально. Кирпичная розница почему-то боится интернета и пытается противостоять его росту, то есть, естественному ходу истории.
Розницы также по-прежнему открывают свои интернет-магазины, наиболее в этом преуспела «Алло». «Фокстрот» окончательно закрыл «Сокол», ожидаем, что «Эпицентр» вот-вот запустит что-то большое.
О кроссбордер-продажах
Никто не публикует данные о том, сколько посылок прошло через территорию Украины. Есть примерные оценки — это сотни тысяч посылок в месяц (пока еще не миллионы). Есть очень успешные примеры вроде Next, у них до тысяч продаж в день.
В основном, успешно продаются у нас «одежники», ведь почти вся одежда, кроме топовых марок, подходит под лимит в 150 евро (до этой стоимости товар не облагается пошлиной на украинской таможне — ред.).
И чем дальше в лес, тем больше будет расти кроссбордер. Ведь чем мы беднее, тем меньше товара будут ввозить сюда дистрибьюторы. У покупателей будет меньше выбора, и они чаще будут идти за ассортиментом на Aliexpress и другие сайты.
Но если смотреть по самым ходовым товарам в электронике, влияние кроссбордера не так уж и заметно. Во-первых, есть ограничение в 150 евро на посылку, во-вторых, наши цены по электронике не так уж сильно отличаются. С другой стороны, до 90% «айфонов» привозят сюда «в черную». Но это не кроссбордер, это просто контрабанда.
Подытоживая, мы знаем о том, что кроссбордер есть, мы видим его влияние в одежде, но не во всех остальных категориях.
О будущем рынка
Ожидания от 2016 года: будет не хуже, чем 2015, возможно — чуть-чуть лучше. Ожидаем роста в 2017 году. Как именно это будет происходить — никто, наверное, не знает — слишком много факторов влияет на это.
Покупатели начинают понемногу снова тратить деньги (если смотреть на Киев или большие города), начали ползти вверх зарплаты, хотя им и далеко до уровня 2013 года. У меня лично есть надежда, что ситуация улучшится. Как бы то ни было, как бы все ни кричали «зрада», ситуация лучше, чем в 2013 году. Стало опасно в открытую брать взятки, про противозаконные схемы снова говорят вполголоса. Я считаю, что объем коррупции в Украине уменьшился, и мы идем в правильном направлении.
E-commerce будет расти по всем направлениям. Если в каких-то категориях роста не будет, скорее всего, это будет объясняться контрмерами, предпринятыми дистрибьюторами или государством. Мое мнение: в интернете сейчас покупают все, от гвоздя до автомобиля. «Розетка» за 15 дней марта продала 300 000 упаковок семян (хоть особых денег там нет, средняя стоимость пакета — где-то 2,8 грн). И интернет-торговля будет только расширяться, назад дороги нет.
Комментарии | 55
Что гложет украинский e-commerce сегодня?
Желание зарабатывать столько же, сколько и 3 года назад) Но кагбэ не получится ничего. И ассортимент из-за этого на Розетке уже ухудшился прилично.
Ассортимент уменьшился, потому что 1) дисти уменьшили ассортимент и объемы на складах 2) перестали давать в долгую отсрочку или требуют сразу предоплату. В любом случае, общими усилиями всех игроков рынка торговля превращается в логистику. А там зарабатывает не тот, кто наценил, а у кого накладные расходы меньше.
Я вообще не знаю как работают те кто не имеет как ритейл или большие игроки типа Розетки бонусов. Ибо в 8 случаях из 10 цена у дистрибьютора выше чем в интернет- рознице, или маржа менее 1%. Например на некоторых ноутбуках разница составляет 80 грн. Это без логистики итд.
Смешно про «топовые марки».
Нормальную обувь уже не закажешь.
Кроссовки интересные, даже адидасы подороже какие-нибудь тоже нет.
Сэкономить на доставке и заказать 2-3 пары джинсов+пару футболок, уже нет.
Пуховик, лыжную куртку, детали для велосипеда, да все что угодно, если это не китайское паливо, уже не пролазишь под лимит.
И как обычно, условия и сервис международных ритейлеров в разы лучше чем у нашего так называемого e-commerce.
В Чехии растаможка от 20 ойро. Растамаживают и не паряццо…
В чехии растаможка того что не из ЕС везут, а там много всего.
Плюс растаможка там приходит спокойно по почте и оплачивается через нет без проблем.
У нас же это огорожка, поехать туда сюда или брокеру заплатить 50-100 долларов сверху к тем 30% которые и так платишь.
Бла бла бла… Или сам таможишь за 1 приезд, или вообще платишь услуги службе доставки, они за тебя все делают.
Ваш опыт не является универсальным, либо вы сознательно говорите неправду. До 10 рабочих дней может занять «экспертиза», а не поддельные ли вы кроссовки заказали. Растаможка за 1 приезд реальна, если приезд 4-6 часов. Ну или службе доставки 50-100 долларов.
Ну бывает даже «карантин», но это клинические случаи…
Вы носите кроссовки дороже 150 евро??? У меня вся обувь из США и только бренды. Никогда не платил больше 60 долларов. При этом у меня 50 размер и я за это и переплачивают.
С размером 43 выбор намного больше.
К примеру adidas nmd chukka стоят дороже.
Хорошие хайкеры lowe для гор тоже будут дороже.
Да просто dr' martens могут быть дороже.
О чем речь вообще?
Риторика уровня «зачем toyota, я вот на ланосе езжу, отличная машина и стоит недорого, фирменная, гбо поставил это даже спец денег стоило».
Ваши сценарии потребления не являются универсальными, если вам нравится itunes это еще не значит, что он подходит всем.
Это все лишь говорит о том что а — у вас хорошая ЗП, б- вы любите себя любимого ,в- вам лень пошариться и купить дешевле)
Это лишь говорит о том, что вы любите вешать ярлыки.
Вопрос не зп, не любви к себе и не лени. Вопрос в передергивании из серии «640кб будет достаточно всем».
Блин. Чечеткин пургу снес, уменьшился уровень коррупции… я лично знаю предпринимателей, которые ввозят по черному, потому что по белому НЕДАЮТ. И он говорит о чем… да елы палы.
Вам видніше. Хто такий Чечоткін?
Не знаю, тип какой-то. Вам виднее.
Барыга, продавший себя и свой бизнес американке Джареско, которая «отреформировала» страну так, что еще нашим внукам будет аукаться.
Гонят твои предпринематели. Ну или там что-то дико лицензируемое типа оружия или лекарств.
Неа, не гонят. Поверь.
Не поверю ибо нагибать чиновников ща можно прямо через Ютюб 🙂
Вообще «ниочем»
Кресла на фото удивительные. А текст до невозможности скучный. Если все так и было, надеюсь, присутствующие хотя могли оправдать своё присутствие на мероприятии тем, что своими глазами видели такие кресла
Чечеткин — четкий проститут. «Как бы то ни было, как бы все ни кричали «зрада», ситуация лучше, чем в 2013 году. »
Просто без комментариев… На а что еще может говорить придворный шут госпожи Джареско? Устами чечеткина вещает госдеп и самые «демократические реформаторы». Мда…
Коли АІН нарешті почне банити тролів?
А в чем троллизм? Бизнес чечеткин продал Джареско — общеизвестный факт, несет пургу по «в 2013 году было хуже, чем сейчас». Есть что сказать по сути с использованием фактов, или абы пернуть?
Зробіть свій бізнес, продайте Джануковичу і буде все як до 2013.
«Сам дурак». Ничего умнее не придумало? Я задал простой, но не удобный для членов секты свидетелей майдана вопрос — чёс чечеткина про «2013 был хуже» не смущает? Ну тогда кастрюлю рекомендую с головы снять. Весь мир уже тупо ржот над нами.
Ну с тебя тут тоже все ржут… Так что пойди сделай уже хоть что-то 🙂
«Все» — это некий порохобот Антон Карпенко? О ужас! Как теперь жить?)))
Мотодичку смени.
Это дежурная фраза на все случаи жизни от министерства правды им. Минстеця?)
А чего не Яныку? 😉
Это не тролль. Это пропоаченый бот. Троллей банить не надо их просто не нужно кормить. А вот анонимных ботов ужалять — самое оно…
Методичку смени 😉
А что ему делать остается? Ему тут жить, кормить семью, лохов местами разводить. Все ж удобнее, чем вкалывать…
Какие-то странные комментарии. Человек просто высказал свое мнение…
Видео?
Спасибо!
«…начали ползти вверх зарплаты, хотя им и далеко до уровня 2013 года.»
» Немного спасает, что подешевела реклама, зарплата.»
Не знаю в какой валютной реальности Пан Чечеткин живет, но зарплаты у моих менеджеров выросли с 4000-6000 грн. в 2013г. до 10000-13000 грн. в 2015 г.
какие требования к менеджерам?:D
http://rabota.ua/company922499#922499
Really?
Мы всегда указываем стартовую сумму заработка? Ту который менеджер может заработать уже на 3-4 месяц.
Последний опрос наших менеджеров (в феврале) показал что если бы им в резюме указали те суммы которые они сейчас зарабатывают, они бы их посчитали за лохотрон и не отослали резюме. Более детально овакансии мы публикуем здесь http://job.annika13.com/am
Что-то я Вас не очень понимаю. Ставки у вас 3-4.5 грн, все остальное — процент. Следовательно, или вы больше продавать начали или увеличили процент. Зачем, не понятно, если люди к вам и так идут на 7 тыщ. Просто увеличивать в два раза ЗП через три месяца — глупо. Если менеджеры зарабатывают такой процент — это чудесно, что у вас есть такие специалисты).
На что жалуетесь то?
Ни на что! Чечеткин сказал что ЗП упали. Я опроверг и сказал что выросли! ЗП глупо не растет, а растет сопоставимо с ростом навыков менеджера и объемом его продаж. Где вы увидели в моем контенте жалобу или разочарование?
Я думаю (а из контекста это очевидно) что Владислав имел ввиду, что в долларовом эквиваленте затраты на ЗП и рекламу снизились. Это действительно так, думаю, что спорить Вы с этим не будете.
Так в моем первом посте и сказано «…в какой валютной реальности…»
Дим! пора на пиво! Спор зашол в тупик!
согласен:)
Все такие умные в комментариях, что хоть до цицьки прикладай:) и все знают, как лучше сделать, и кто кому продался.
Ну вам-то виднее… Вот как наладите в промодо нормальную работу — так и пишите:)
Кстати надеюсь все заметили что Розетка всеми силами диверсифицируется ибо ниша электроники все менее и менее интересна.
Мне понравилось это: Дно кризиса уже пройдено…
Я так понимаю мы пошли дальше….
нет, просто мы по #дну пошли вперед.
У нас сейчас снимается кино «В поисках Марианской впадины -2» 🙁