Во вторник, 28 июня 2011 г. поздно вечером по киевскому времени компания Google заявила о запуске собственной социальной сети с незатейливым названием Google+. В качестве доказательств The New York Times и ряд других западных и отечественных СМИ уже на следующее утро опубликовали ролики и один из скриншотов новой сети. В Twitter со вчерашнего дня пользователи начали “охоту за инвайтами” (что даже побудило Google Russia отдельно заявить, что выдача новых инвайтов временно приостановлена). Но несмотря на всё это, некоторых украинских пользователей есть уже такая возможность: посмотреть, что внутри у Google+. Для тех же, кто свой инвайт пока еще не получил, редакция AIN.UA публикует свои первые впечатления от увиденного.
На первый взгляд
Сразу после получения инвайта пользователь по ссылке из приглашения попадает на страницу, где ему надо подтвердить свои данные, которые указаны в Google Profile (лучше, чтобы этот компонент был активирован в вашей учетной записи Google, а сам адрес не был подключен через Google Apps: при попытке получения инвайта на адрес, подключенный через Google Apps, на различные адреса сервис выдал одинаковое сообщение об ошибке из-за “недоступности Google Profile для данного домена”; впрочем, возможно дело в каких-то нюансах настроек, и вам повезет больше). При подключении на стандартный адрес почты в Google и подтверждения своих данных перед вами появится страница новой социальной сети:
На главной странице видно общую (публичную) ленту событий и контента, которым делятся другие участники из вашего контакт-листа. Есть также кнопки для запуска группового чата или видео-конференции. Навигация осуществляется при помощи вкладок, на которые разделен весь контент (вкладки домашней страницы, фото-материалов из Picasa, контента, расшаренного при помощи кнопки “+1” и Google Buzz, а также доступ к “Кругам” (Circles), на которых остановлюсь подробнее чуть ниже). Лишних “украшений” нет, всё довольно минималистично и просто. Несмотря на то, что заочно новую социальную сеть окрестили “вторым Фейсбуком”, общего в дизайне и настройках приватности у этих социальных сетей совсем немного.
Делимся контентом
Как и любая социальная сеть, Google+ позволяет не только общаться, но и делиться текстовым и медийным контентом. Доступ к фотографиям из общей ленты ваших контактов и собственных альбомов пользователя вынесен в отдельную вкладку. Здесь также отображаются изображения, опубликованным с вашего мобильного телефона (пользователи Android, у вас преимущество: пока среди бегло опрошенных новых пользователей в Google+ о проблемах с добавлением фото со своих мобильных устройств сообщили лишь некоторые пользователи iPhone / iPad). Кроме общей ленты, здесь же показаны публикации из фотоальбомов Picasa (вот когда придется вспомнить об этом сервисе Google, немного утратившим популярность за последний год). Впрочем, учитывая синхронизацию аккаунта с Flickr, предположу, что и фотографии из альбомов в этом сервисе будут также доступны для Google+ при включении соответствующих настроек.
Следующая вкладка – профиль самого пользователя. Здесь отображаются созданные вами записи, информация о вас, добавленные фотографии и видео-файлы (привет, YouTube!). Отдельное внимание хочу обратить на рубрики “+1” и “Buzz”: в них отображается контент, который получил от вас оценку “+1” при помощи новой кнопки от Google, и те контакты, которые делятся с вами материалами при помощи Google Buzz (еще один сервис, о котором уже успели немного подзабыть к моменту запуска Google+)
Таким образом, за пресловутый “шаринг” контента и “лайки”, ставшие привычными для пользователей Facebook, в социальной сети от Google отвечают кнопка “+1” (работающие теперь как в самом поиске Google, так и на сторонних сайтах) и отправка контента в Google Buzz.
Мои круги
Отдельно остановлюсь на том, как организована работа с контактами / “друзьями”. Здесь в Google решили пойти по пути терминологии LinkedIn и МойКруг: все контакты можно организовать в виде социальных “кругов” (Circles), которые будут видеть различную информацию, контент и иметь разный уровень доступа к тому, о чем вы пишете и чем делитесь в рамках социальной сети. Кроме того, фотографию, рисунок, видеозапись, ссылку или текст можно будет отправить 2-3 людям или сразу нескольким десяткам: всё зависит от вашего желания и настроек приватности. Помимо предустановленных кругов, вы можете создавать новые круги и включать в них пользователей, при этом один и тот же пользователь может состоять одновременно в нескольких “кругах”. Чтобы удалить пользователя из “круга”, достаточно просто перетянуть его аватарку на пустое пространство между кругами. Кстати, очень многие действия со списком контактов, добавлением контента и навигацией реализованы простым перетаскиванием, что очень удобно для сенсорных экранов.
А как насчет сторонних сервисов?
Большой спектр собственных сервисов Google вовсе не означает, что у Google+ нет поддержки доступа к сторонним сервисам. В настройках аккаунта вы можете указать, какие из существующих сервисов (Yahoo, Hotmail, Twitter, Flickr, Quora, Facebook и др.) вы хотите подключить к вашему профилю в Google+. Кроме того, тут очень развернутые настройки приватности, позволяющие настроить куда, что и как публикуется, какие уведомления приходят, как синхронизирована соцсеть с телефоном, какие типы контента видят конкретные “круги” контактов и сторонние пользователи и т.д.
Выводы
Перед нами – точно не “клон Фейсбука”. Несмотря на то, что все привычные элементы социальной сети (фото, видео, возможность быстро поделиться ссылкой, информация о себе, альбомы, списки пользователей) здесь есть, реализованы они несколько иначе, чем мы успели привыкнуть, пользуясь “детищем” Марка Цукерберга. Более того: если учесть, что в активе у Google – кнопка “+1”, голосовой поиск, Google Talk с возможностью группового видео-чата, а также Google Docs с постепенно внедряемой функцией оффлайн-режима и возможности “шаринга” документов; сервис Google Music и недавнее заявление о намерении Google выпускать игры для социальных сетей – то Марку Цукербергу и его команде стоит задуматься. На рынке, похоже, появился достойный конкурент. И он начинает обрастать функционалом более мощным, чем тот, которым сейчас обладает Facebook.