EN

Как я создал бизнес: Павел Башмаков о создании Stanfy

2595
29

Разработчика приложений для iOS и Android, компанию Stanfy постоянно приводят, как пример успешного создания бизнеса по разработке в Украине.

Сам же основатель компании Павел Башмаков (сейчас — CEO Stanfy), сравнивает развитие бизнеса с игрушкой для iOS: развитием «бактерии, которая убьет все живое на земле»: «Задача сводится к тому, чтобы выбрать правильную стратегию изменений и мутаций этой бактерии, чтобы достигнуть цели. И никак по-другому ты не можешь повлиять на ситуацию. Только развивать бактерию». В бизнесе — то же самое, считает Башмаков. Нельзя пойти и сделать все самому, нужна команда, которая будет обладать самыми правильными и нужными способностями для достижения целей. И наибольшая трудность в построении бизнеса связана, по его мнению, как раз с формированием команды.

Разговором с Павлом редакция AIN.UA продолжает серию статей о создании своего бизнеса в Украине.

Как вы стали предпринимателем? Шли ли к этому осознанно или случайно так получилось?

Предпринимателем стал и случайно и осознанно. Осознанно, потому что не хотел идти куда-то работать, а хотелось все построить самому и не так как у всех. Случайно, потому что мы все-таки прошли разные этапы становления, и нам постоянно хватало денег на еду и развитие.

В моей жизни пока был только один проект — Stanfy. Все остальное были эксперименты и попытки, которые меня чему-то научили. Stanfy — это сильная команда людей, которые помогают компаниям осуществить первый шаг на рынке мобильных приложений, увидеть его потенциал и начать активно с ним работать.

Как появилась идея создания Stanfy?

Идея создания Stanfy появилась тогда, когда появилась маленькая команда людей, способных что-то делать. И мы сделали компанию. Вот только в Украине никто компании так просто не делает, как в США, и это просто было намерение помогать кому-то с разработкой ПО. И мы сделали сайт.

Напомним, ранее в интервью AIN.UA Павел рассказывал о создании компании так: 

Появилась компания в июне 2005 года, когда закончив четвертый курс, мы отказались идти куда-либо работать и решили сделать свою компанию. Мы просто придумали имя, зарегистрировали домен и сделали сайт, где выложили все свои лабораторные работы:) В то время нас было трое.

Лабораторные работы в бизнес превратились наверное через год, когда мы решили брать первого нашего сотрудника и еще месяца через 3 искать наш первый офис. Первых клиентов привлекали на биржах труда и сайтах по поиску фрилансеров, также тогда же сработал канал по друзьям.

Когда-то я уже рассказывал эту историю про студентов, лабораторные работы и про то как мы только спустя 9 месяцев заработали свои 300 долларов. Интересно другое, что сейчас кажется, что повторить это — очень просто. Но эта уверенность появляется только после того, как ты этот путь уже прошел и перед тобой сейчас стоят новые задачи. Задачи непонятные и полные неопределенности, как и 7 лет назад:)

Какой проект запустили первым?

В Украине мы первым помогли компании HomeMoney.ua выйти в мобильном приложении для iPhone. Игорь Андрейчин, CEO Homemoney, тогда рискнул и получил очень хорошие результаты в новых и лояльных пользователях для сервиса. C тех пор они стали лидером на рынке систем ведения домашней бухгалтерии в СНГ.

Как нашли? С Игорем Андрейчиным мы до этого не раз пересекались на разных конференциях, где он рассказывал про преимущество использования в своей жизни системы ведения домашней бухгалтерии, а я — про преимущества использования мобильных приложений для сервисов и разных бизнесов. Игорь решил попробовать на практике, даст ли это что-то его сервису, а мы помогли ему это реализовать. После того как HomeMoney вышел в российском AppStore и попал в топы в категории «Финансы», нас заметили и другие компании.

Откуда взяли деньги на запуск, как начали зарабатывать?

Денег тогда не нужно было. Мы начали продавать свои знания и умения. Денег для такого старта не нужно и сейчас. Нужно только знание и умение. Все спросят, а где их взять? И на это тоже есть простые ответы а) придумайте себе задачу и сделайте ее; б) найдите того, кто даст вам эту задачу, и сделайте ее. Во втором случае вы найдете либо работодателя и пойдете работать к нему, либо первого клиента и построите свой бизнес. Вариант с работодателем — всегда проще. Можно сконцентрироваться на том, что умеешь, и постепенно оттачивать свои знания в этой области. Тебе всегда помогут и выдадут карту твоего развития, если ты засомневался.

Мы выбрали клиентов. Этот путь — немного сложней. Использовали все, что можно было найти в интернете и попробовать. И пока мы что-то искали, наши друзья работали в компаниях и зарабатывали деньги:) Потом и мы и начали по чуть-чуть зарабатывать денег себе на еду и развитие.

Вот так все продолжается и сейчас. Работаем для клиентов, зарабатываем на еду и развитие. И команда выросла до 40 человек. И развиваемся на другом рынке.

C какими трудностями пришлось столкнуться во время развития бизнеса?

Наибольшие трудности всегда связаны с людьми: формирование и развитие сильной команды, прокачка в ней новых скиллов и вывод на следующие левелы.

Развитие компании мне напоминает игру Plague для iOS. Суть игры заключается в том, что тебе нужно развить такую бактерию, которая убьет все живое на земле. Ты ей со временем даешь новые способности, устойчивости, симптомы и т.д. И наблюдаешь, как изменяется ситуация по статистике распространение этой бактерии и ее общее влияние на население. Задача сводится к тому, чтобы выбрать правильную стратегию изменений и мутаций этой бактерии, чтобы достигнуть цели. И никак по-другому ты не можешь повлиять на ситуацию. Только развивать бактерию.

Вот в бизнесе — то же самое. Ты не можешь пойти и все сделать сам. Тебе нужна команда, которая будет обладать самыми правильными и нужными способностями для достижения целей компании. Можно модифицировать команду, развивать ее в разных направлениях и изменять направление ее движения. Пойти и самостоятельно взять цель ты не можешь:) Так и приходит понимание, что команда — это все.

Сейчас много говорят о том, что в Украине тяжело вести бизнес – какое ваше мнение по этому поводу?

Про сложность ведения бизнеса в Украине говорить не буду. Мы у себя столкнулись с другой интересной реальностью, которую в упор не хотели замечать последние несколько лет. Оказывается, мир плоский:)

Нельзя работать для клиентов в Украине и платить IT-специалистам зарплату мирового уровня. Клиенты в Украине не могут оплачивать разработку по мировым ценам. Только на примере Stanfy я наблюдал, как люди уходили работать в Facebook в Калифорнию, в исследовательский центр в Кэмбридж или в Mail.ru в Москву.

Это касается любых инноваций. С ними нужно работать в Сан-Франциско, Нью-Йорке или Лондоне. В городах и странах с большим количеством innovators и early adopters. Тогда ты можешь развиваться, расти и переходить на новые уровни. И один из этих следующих уровней будет выход на рынок Украины:) Скорее всего, это будет этап, когда ты будешь адаптировать и выводить свой продукт/услугу на аудиторию из сегмента late majority.

Вот мы и начали активно развиваться в продуктах/сервисах за пределами Украины и устремляемся на западные рынки. Только так мы можем продолжать работать с лучшими людьми. Продолжать развитие и прокачивать скилы нашей команды на новые уровни.

Вы говорите о том, что нужно начинать работать с Сан-Франциско или Лондона, но ведь Stanfy начиналась с украинского офиса?

Украинский рынок по своему объему и динамике не способен прокормить расходы, необходимые для создания любой более-менее значимой инновации. Для этого нужно достаточное количество директоров и руководителей компаний в экономике страны, открытых к риску и инновациям, которые будут первыми клиентами новых технологий и проголосуют деньгами за их выживание и переход на новый уровень развития. В Украине не любят рисковать.

Наш случай из другой оперы. Мы не инвестировали в инновации, мы просто продавали свои мозги и за это получали деньги. Мы не делали капитальных вложений и инвестиций в создание технологий в надежде окупить их через Х лет. Было у нас пару попыток, но мы их успешно похоронили:) Теперь готовимся попробовать еще раз только на западных рынках, с большим количеством инноваторов в обществе и бизнесе.

Расскажите о выходе на другие рынки. Вы сейчас в США, чем там занимаетесь?

Сейчас у нас много проектов для российских и украинских компаний. Следом идут Европа и США по количеству дохода. Наш фокус на 2013 год — это США и закрепление на этом рынке. То есть, мы будем продолжать работать и с Европой и со странами СНГ, но не будем активно продвигаться на этих рынках.

Я сейчас в США как раз для того, чтобы понять, как правильно работать на этом рынке. Что нужно компаниям и предпринимателям в качестве сервиса. Как нужно измениться самому и компании, чтобы стать партнером, которому будут доверять. Все это невозможно увидеть и почувствовать, находясь в Украине.

Второй задачей моей поездки в США является изучение возможностей рынка и экосистемы для создания и запуска собственных продуктов на этот рынок. Здесь все пропитано стартапами, и если ты живешь в Сан Франциско, то ты просто не можешь быть в стороне и не строить свой стартап. Это воодушевляет. Так все и занимаются тут тем, что строят стартапы:)

Много ли вы сейчас времени уделяете компании? Планируете ли стать просто собственником и отойти от оперативного управления?

Мы же только начинаем. Сейчас самое интересное время, когда мы что-то умеем и это очень нужно современному миру. Количество смартфонов во всем мире растет очень быстро. Все программное обеспечение уже пора переписывать для смартфонов и таблетов.

Все свои 100% времени и жизни я уделяю компании. Мы сейчас как раз переживаем занимательный период трансформации и выходим на новые рынки. Это почти тоже самое, что начать все сначала, когда тебя там никто не знает и всему нужно учиться на своих шишках заново 🙂

Оставить комментарий

Комментарии | 29

  • Aутсорс внезапно стал бизнесом? А как эта система будет работать без заказов со стороны? Закончились заказы=закончились деньги=закончился бизнес. Не лучше ли посадить 40 человек для создания своего продукта?

      • Видимо я неверно изложил мысль, если пожелание хорошей компании забить на чужого дядю и использовать свой потенциал считается жестью.

        ок. пусть и дальше работают на дядю)

    • Нет конечно, аутсорс — это игра в прятки. Финансировать 40 человек может каждый, аутсорс заказы исчезают водночасье, а у своего продукта нет, свой продукт элементарно выводить на рынок.

      Какой сказочный поток бреда я написал по мотивам ваших слов.

    • Компания из сорока человек по заказной разработке софта — это не бизнес. Ок, так и запишем.

      Интересно только, что вообще тогда попадает под понятие «бизнес»?

      Производим автомобили. И тут опа! Перестали наши машины покупать. Закончились заказы=закончились деньги=закончился бизнес.

      • рукалицо — производим автомобили на заказ=Закончились заказы=закончились деньги=закончился бизнес

        производим серийные модели большими партиями — и мир становится дружелюбнее) Все зависит от каналов продаж. Если вы умеете только создавать автомобили на заказ — в этом нет ничего плохого)

    • На сколько я понимаю, деятельность stanfy это больше аналог веб-студии, что делает простенькие сайты в потоковом режиме (изредка получая нестандартные заказы), чем именно аутсортинг. Без заказов со стороны, конечно, как и многое другое, работать не будет.

      • Сори, что отвечу сразу всем в одном коменте.

        http://stanfy.com/projects/kinopoisk/ — сделать приложенение для тех, кто сам его себе мог сделать — это именно оутсорц)

        Не стоит путать Теплое с мягким. Бизнесс и ремесло — это две большие разницы. Сколько сделанное на заказ приложение принесет прибыли в селдующем месяце? В следующем году?) Откуда взять деньги на зарплату 40 человекам, если нет заказов?

        Беда в том, что заказы МОГУТ закончится моентально (репутация подмочилась, етц.). А вот свой продукт еще долго будет стогнировать, принося доход. В продуктовой компании если все внезапно перестанут работать — деньги все равно будут капать на счет, продажи все равно будут идти.

        Финансировать 40 человек может себе позволить каждый у кого есть на это деньги. Деньги есть не только в бизнесе и в этом нет ничего плохого)

        В инстаграме работало 13 человек на момент покупки
        В Sparrow — 5

        Мерятся количеством рабочих рук в нашм время не уместно)

        • Подождите. Просто ведь есть разные бизнесы. «Откуда взять деньги» — это касается любого сервисного бизнеса, да и продуктового. Кто гарантирует, что продукт будет завтра также продаваться хорошо, как и сегодня?

          • Конечно есть. Но бизнесс — это Система, которая приносит прибыль. Работа на входе и прибыль на выходе. Чем меньше зависимостей — тем меньше рисков.

            Аутсорц — это очень хорошо — я заказываю услуги у разных компаний и получаю продукт, который будет мне приносит прибыль в дальнейшем. Это инвестиции, удачные они или не очень.

            Гарантировать удачные продажи не сможет никто, вы правы, нодаже в случае провала у вас остается сам продукт — даже если он и не принес прибыль — его можно продать целиком или кусками. Вы просто начинаете создавать новый продукт.

            Если же вы работаете на заказ и ваши дела «не очень» то у вас остается только подмоченная репутация и работники, которые хотят работы а работы для них нет.

            Подведя итоги — ребята молодцы, кремниевая долина и все такое, но аутсорц — это не потолок. Очень обидно слышать об Украине как о стране проституток, которые торгуют всем, от тела до знаний.

    • Ну если так рассуждать, то трудно вообще что то назвать бизнесом, создал свой продукт=продукт умер=деньги закончились=закончился бизнес.

  • Павел, когда вы вернетесь на родину?

  • Паша красава! Добавлю, что его советы в том что касается онлайн бизнеса, мне здорово помогли в развитии собственного дела. С ним всегда здорово пообщаться, по брейнштормить и получить на выходе клёвые сногсшибательные идеи! А что касается красных брюк, очень символично. Красные шаровары запорожских казаков! Запорожье рулит! 🙂

  • Павел, успехов Вам в плоском мире! 🙂

  • Молодцы! Я вот все никак не пойму, как вообще можно работать на рынке Украины или России, да и зачем, в связи с чем еще больший респект!

  • Паша, возвращайся в Украину и начинай работать еще и с Австралией! Тогда поймешь что мир все-таки круглый…Временная разница — это очень занятная штука) 🙂

  • Работал как то с компанией stanfy, разрабатывали они нам приложение, в итоге дошло до того что необходимо было внедрится в суть их разработки (во первых уровень разработки — на уровне студентов 4 курса, это еще аванс), и как выяснилось служба поддержки просто на уровне совдепа, люди не профессиональные, нет возможности дойти консенсуса, о КАКОМ УСПЕШНОМ бизнесе ВЫ говорите!!!

    • Оставить негативный комментарий без конкретики — очень благородно 🙂 лучше расскажите о проекте и чем именно вы недовольны

      • Поймите меня правильно, я являюсь не руководителем, а техническим человеком которому довелось столкнуться с разработкой данной компании, и не в моих интересах афишировать продукт, так как я подставляю этим других людей, единственной целью комментария Выше: есть привлечение внимания руководящих персон на персонал который у них там работает. Ведь естественно в самом общении и качестве разработки герой статьи не виноват, а виноват он лишь в подборе своих кадров…

        • Если вы действительно столкнулись с проблемой с кем-то из персонала, вы можете связаться с нами по имейлу info@stanfy.com и рассказать о сути проблемы. Кстати, связаться с нами можно не только пост-фактум проекта, но и в его процессе :), если у вас возникло объективное недопонимание с кем-то на проекте.

          BTW, службы поддержки в Stanfy в принципе нет, есть проектные и аккаунт-менеджеры, соответственно не очень понятно, с кем вы пытались найти консенсус.

          • Почему Вы решили, что я буду Вам чем то помогать? Свое дело я сделал, дал сигнал, а Вы там уже сами разбирайтесь со своим персоналом.

Последние новости
21 сен
Смотреть все
  • Истории компаний
  • НДС для Facebook и Netflix
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск