Украинское ноу-хау по борьбе с пиратством

1265
18

Украину в очередной раз хотят внести в список пиратских стран. Теперь даже создадут отдельный список особо опасных, который мы можем возглавить. Традиционно угрожают санкциями. Обещают убрать какие-то торговые льготы. Но изменится ли от этого ситуация?

Проблема компьютерного пиратства, мягко говоря, не нова. Но суть ведь не в том, что кто-то не самым честным образом что-то использует. Основная проблема – в заработке издателя, который выпустил продукт.
Никто не хочет запретить использование — все хотят увеличить доходы.

На тему борьбы с пиратством в мире есть много теорий и разговоров. На практике же успешная борьба происходит в двух основных случаях.

Нелегально скачанная картинка из интернета

Нелегально скачанная картинка из интернета

Первый — это когда борьба касается сегмента, который можно жестко контролировать, и где это контроль экономически целесообразен. Это, грубо говоря, то, что делает в Украине Microsoft. Компания прекрасно знает, сколько пиратов сидит в Украине по домам. Но денег у них немного, да и бороться с ними финансово невыгодно. Потому объектом преследований делают компании. С бизнеса и деньги стребовать проще (и эти деньги, что немаловажно, у них есть), и заставить потом покупать можно хотя бы часть продуктов, т.к. они нужны в работе и позволяют зарабатывать деньги, ведя основную деятельность.

Второй случай – эффективные бизнес-модели новых сервисов. Только они, а не «совесть» и «сознание» пользователей, позволяют издателям больше зарабатывать. Примеры хорошо известны. Тот же Netflix, где за совсем небольшую сумму американская семья может с утра до вечера смотреть в отличном качестве кучу фильмов, или iTunes, где сама экосистема просто подталкивает пользователя к покупкам, сочетая высокую скорость, низкие цены и хорошее качество.

Но вернемся к «борьбе». Санкции, о которых в очередной раз заговорили, в дальнейшем хоть и должны сказаться на рядовом украинце, но в первую очередь они давят на государственную машину. Тем самым намекая, что «пора бороться».

Лично я так и представляю себе, как в какую-то успешную компанию приходят силовики, видят пиратское ПО, и единственное, что хотят – чтобы заплатили штраф и купили лицензию. Рассчитывать на это даже не наивно, а абсурдно.

Но даже если выдохнуть и на секунду допустить, что это возможно – начать государство может с себя. Директор украинского Microsoft Дмитрий Шымкив не устает повторять, что главный пират в стране — государство и сейчас там установлено пиратских программ (только производства Microsoft!) больше чем на 100 млн долл.

Наверное, ужасно. Но лично меня куда больше пугает то, что получается в результате этих выводов и обвинений.  С подачи правообладателя одних преступников натравливают на других (причем мы даже упустим, что с часто с помощью стукачества, которое, в отличие от пиратства, законодательно не запрещено) и искренне хотят, чтобы в результате этих манипуляций восторжествовала справедливость и мир стал белым и пушистым? Настоящее украинское ноу-хау по борьбе с пиратством!

P.S. Хорошая статья про пирата — http://www.nytimes.com/2012/04/27/nyregion/at-92-movie-bootlegger-is-soldiers-hero.html?pagewanted=all&src=ISMR_AP_LO_MST_FB&_r=0.

Оставить комментарий

Комментарии | 18

  • Смешались в кучу кони-люди.

    Мериканские правообладатели давят на страну, а виновата как обычно правительство и гарант :))

  • Почитал и понял. Что ничего не понял.

  • Ээ, в чём ноу-хау? Сейчас есть огромное множество бесплатных альтернатив офисным приложениям — libre office, open office. Не говоря уже об инструментах Google

  • Артур, сложившуюся ситуация Вы описали, а какие есть предложения по выходу из этой ситуации?

      • Я о сложившейся ситуации в борьбе с пиратсовм в стране. Очевидно, что ситуация несколько тупиковая. Кратко нобросаю.
        Майкрософт имеет представителей своих интересов (юридические компании), которые «прорабатывают» представителей бизнеса.
        Представители Майкрософт заявляют, что главный пират — сами органы государственного аппарата. При этом государство должно бороться с пиратсовм в стране и принимает меры с нарушениями в среде бизнеса.
        Силовики, которые приходят с проверкой к представителям бизнеса, не всегда принимают регламентированные меры в отношении нарушителей. Как-то доводилось слышать от владельцев малого бизнеса, что им дешевле регулярно «решать вопрос на месте», чем легализовать свой софт.
        Таким образом, государству тяжело бороться с нарушетелями эффективно, Майкрософту тоже трудно бороться, т.к. затратно и тягостно.
        По логике мелкого бизнеса, государство само должно легализовать свой софт, а затем взяться за бизнес. Я так понимаю, что гос-во принимает меры по легализации используемого ПО, но процесс это затяжной по многим причинам.
        БольшАя часть владельцев бизнеса сознательно воруют инструмент, который их кормит, и не считают это неправильным.
        И это всего-лишь несколько моментов, которые привели к этой ситуации, о решении которой я спрашиваю. Ситуация — система борьбы с пиратством в стране неэффективна. И это даже не затрагивая тему медиа-ресурсов, там своя история.
        Каков выход видите Вы, Артур? Производители По должны менять схему моментизации, пойти на какие-то уступки госам (и обидеть реселлеров), проводить совместно с госами затяжную кампанию «Воровать — плохо», или строить коммуникации в корне иначе?

        • Выход для кого? Я думаю, что проблема пиратства — это проблема издателей. Вопрос конкуренции. Кому-то удается конкурировать за кошелек, а кому-то нет. Кому-то выгодно устраивать проверки, а кому-то нет.

          Просто так ситуацию уж точно не изменить. Просто нужно делать хорошие продукты и удобные экосистемы. Все к этому и идет, имхо.

          • На мой взгляд, ошибочно проблему пиратства однобоко рассматривать как проблему издателей. Тут и проблема менталитета, и проблема гос регулирования, и много других заинтересованных сторон. Очень много моих знакомых программистов, когда стали делать приложения для AppleStore и столкнулись с пиратством, начали покупать лицензионные продукты других компаний, так как побывали в их шкуре.
            Соглашусь, новые бизнес-модели помогают улучшить отношение потребителей к правообладателям, но это далеко не всегда применимо ко всем продуктам. Давайте посмотрим на тот же Adobe. Все кричали, что Photoshop купить за 600-1000 долларов это очень дорого и если бы было дешевле, то и пиратства не было. Ну сделали они подписку за 50 долларов в месяц Вы получаете полный пакет всех продуктов, вроде бы бизнес-модель совершенно новая, но как-то не побежали все у нас покупать подписки. И поверьте мне был бы у нас Netflix, многие бы искали пиратские альтернативы. Не случайно львиная часть бюджета BSA расходуется на различного вида социальную рекламу, пропагандирующую потребление лицензионных продуктов.

  • За то, что упомянутый ex.ua немножко закрыли, а потом снова открыли, винить/наказывать нужно государство.
    А то, что ex.ua часто выступает спонсором всяческих концертов и мероприятий, вообще в рамки здравого смысла не вписывается. Т.е. не все исполнители против пиратства? Или именно они и нашли вот такие новые способы монетизации?

    • Это называется здравым смыслом. Пиратство в Украине легитимно, это значит что не какие-то маргиналы, а вполне себе ЦА поклонников музыкальных групп сидит на ex.ua и никогда в жизни не потратит ни копейки на скачивание альбома, но вполне вероятно отнесет несколько сотен баксов в год на всевозможные концерты и выступления. Часть исполнителей воротит носом и рассказывает о грязных пиратах, другие рады приобретению новых фанатов и заработку с них (пусть и не навязываемым западными лейблами, способом). Кто из них прав? Видимо те, кто добиваются своей деятельностью желаемого результата.

    • Лично я думаю, что есть две категории.

      Одни — понимают, что поддержка и размещение на популярных ресурсах им даем множества выгоды.

      Другие — очень рады когда их там рекламируют, но когда обсуждают пиратство, то резко забывают про то, где сами рекламируются.

  • Мне вот что интересно. Чего эти правообладатели добиваются ограничивая просмотр видео на Ютубе для нашего региона? Меня типа должно возмутить, то что мою страну за страну не считают и поэтому я перестану воровать, а если не ворую, то пойду отлавливать соседей которые воруют? Что я должен сделать? Чего они хотят?

    • Они ничего не добиваются, им просто так удобнее, т.к. в цивилизованных странах они получают отчисления и выдают права на показ в них первоочередно.

  • Думаю, фраза «искренне хотят» далека от действительности.
    Сейчас даже не пиратстве делают бизнес правообладатели.

  • а что Винда платная?)) прикольно я не знал)) честно)))

  • Бедные-бедные копирасты, никак всех денег заработать не могут. Я аж слезу пустил как узнал вас «обворовывают» богатые укринские юзери из сел и районов у которых ЗП идет на поддержание организма питательными веществами.

    • С чего вы взяли, что отсутствие у юзера денег автоматически обязывает производителя цифровой продукции давать ему все бесплатно? Не на что купить питательные вещества? Линукс и опен офис в руки, и марш учиться чему-то более оплачиваемому.

Поиск