Сейчас модно давать советы новому правительству Украины, требуя от него немедленной реакции. И это вполне объяснимо, так как на протяжении многих лет власть занималась демагогией, коррупцией и бесчинствами, создавая железобетонный заслон для любых инициатив и нивелируя любую критику в свой адрес. Все это привело к народному восстанию и свержению существовавшего строя. Но главный экзамен для общества еще впереди, и заключается он в переосмыслении основных ценностей современного государства, в котором главная роль отведена человеку. Именно люди, а не ресурсы являются основным капиталом современного государства. Яркий пример этому – Израиль.

Пример Израиля

Существует много мнений по поводу истории появления инноваций в Израиле. Одни это связывают с появлением еврейского подпольного движения в конце 40-х, когда нынешняя территория Израиля была частью Британского мандата. В рамках этого движения молодые израильтяне создали подпольную оборонную промышленность и, сидя в кибуцах, на коленях собирали оружие и взрывчатку.

Другие считают, что основной рывок инноваций произошел после наложения французского эмбарго в 1967 году. Израилю пришлось срочно совершенствовать собственную систему вооружений для того, чтобы противостоять недружелюбным соседям, начавших активно закупать современное оружие у СССР. Одновременно с этим, в Израиле стали массово открываться школы с технически уклоном, готовившие инженеров-машиностроителей и электронщиков для работы в военной индустрии.

Однако, на мой взгляд, основным толчком для становления инновационной экосистемы в Израиле послужила государственная инициатива Yozma (в переводе – инициатива), запущенная под руководством Министерства промышленности и торговли. Для профессионального управления инициативой были назна­чены венчурные финансисты с опытом работы в технологической промышленности, подчинявшиеся совету директоров, куда в том числе входили представители государства.

В рамках государственной программы с бюджетом в $100 млн, направленной на развитие венчурных инвестиций в Израиль, в течение трех лет группа создала десять фондов, каждый с капиталом более 20 миллионов долларов (в каждый из которых группа вложила 40%, а остальные 60% были привлечены от частных инвесторов). Таким образом, группа стала, своего рода фондом фондов. Это положило начало профессионально управляемого рынка венчурного капитала в Израиле.

Проект Yozma предложил стратегию осуществления прямых инвестиций в технологические компании, а также стал планомерно увеличивать добавленную стоимость собственных портфельных компаний путем привлечения профессиональных топ-менеджеров, внедрения бизнес-стратегий, привлечения дополнительных раундов капитала от стратегических и финансовых инвесторов для своих портфельных компаний. Известно, что в первые 1-3 года средства фонда были проинвестированы как минимум в 15 проектов. А спустя 4 года группа стала осуществлять успешные выходы из своих инвестиций, порой достигающие 30-кратных размеров от вложений.

Screen Shot 2014-04-08 at 13.50.01

Помимо Yozma, также следует выделить проект по созданию государственных технологических инкубаторов, основной задачей которых являлось создание таких условий, в рамках которых единственным результатом компании будет продукт либо технология, отсутствующие на глобальном рынке и несущие в себе научный прорыв. Цикл развития компании внутри подобных инкубаторов длился до 3 лет.

По состоянию на конец 2013 года, в Израиле насчитывается порядка 5000 высокотехнологических компаний, большая часть которых – стартапы. В стране активно работают порядка 70 венчурных фондов, и около 200 мировых фондов сделали хотя бы одну инвестицию в израильские проекты. Более 240 тысяч человек заняты в сфере высоких технологий. Добиться таких результатов удалось в основном за счет грамотной инновационной политики государства, которое с самого начала стало бережно вникать в детали инновационного бизнеса, имплементируя именно те законы, которые требуются для точной настройки рынка высоких технологий, сохраняя, при этом, принцип невмешательства в бизнес.

Что нужно сделать

Инновационный сценарий развития – это долгий и кропотливый процесс, но начинать его нужно именно сейчас, тогда, когда народ Украины совершил невероятный прорыв вперед, выбрав новую власть и дав ей еще один шанс. Ниже – описание ряда шагов, которые, на мой взгляд, имеет смысл предпринять правительству Украины. Конечно, это лишь предположения, которые не претендуют на истину в последней инстанции, но если они вызовут внимание и интерес уважаемого ИТ сообщества – значит моя работа была проделана не зря.

  1. Прежде всего. В самое ближайшее время совершить ряд коротких, а главное – неформальных (без свиты репортеров и помощников) ознакомительных поездок в Силиконовую долину и Израиль. В рамках этих визитов встретиться и пообщаться с ключевыми людьми из отрасли, услышать их мнение по поводу возможных сценариев запуска и развития сервисной структуры инновационного бизнеса Украины. Если делать это правильно и скромно, думаю, многие будут рады помочь.
  2. Западная компетенция. Начать привлекать западных специалистов, а также украинцев – выпускников Гарварда, Стенфорда, Беркли и т.д. для создания ряда рабочих групп по формированию необходимых изменений в существующем законодательстве, а также реализации экономических стратегий в краткосрочной перспективе. И правительству Украины придется платить этим ребятам столько, сколько они привыкли зарабатывать. И это будут хоть и вынужденные, но абсолютно правильные и эффективные расходы. Контроль выполнения ими задач и оценку качества их работы нужно отдать в руки соответствующих ассоциаций в области IТ и аутсорсинга, которые существуют на рынке, т.е. не поручать одному человеку либо ведомству. Нанимать компании, которые “придут и сделают нам хорошо” – менее эффективно и более затратно.
  3. Трансфер технологий. Создать реально-работающий механизм поиска и поддержки научно-обоснованных технологических идей и проектов, которые могут найти коммерческое применение путем создания новых компаний или при внедрении на существующих промышленных предприятиях. Использовать, при этом, компетенцию и опыт специалистов ряда западных фондов, подписав с ними соответствующие соглашения. Только не нужно просить их инвестировать в экономику Украины, нужно создать такие условия, чтобы они сами захотели это сделать.
  4. Региональные центры поддержки деловой инициативы. Региональные центры поддержки деловой инициативы должны являться некоммерческими организациями, действующими в рамках государственного бюджета (Министерства Экономики), и специализироваться на оказании помощи предприятиям малого и среднего бизнеса. Центры должны предоставлять различные консультации, менторство, обучение и бизнес-планирование, проведение экспертизы заявок на финансирование из государственных фондов и т.д.
  5. Работа с украинской диаспорой и запуск аналога проекта Yozma. Мало кто из бизнес-ориентированных инвесторов, находящихся сегодня в здравом уме, будет инвестировать в украинский R&D. Тоже самое было верно и для Израиля 90-х годов. Единственная причина, по которой проект Yozma был запущен, заключалась в желании еврейской диаспоры помочь становлению Израиля, как государства. Их деньги, по сути, являлись “мицвой” (добрым делом), и были направлены на некоммерческие и высокорискованные проекты. ROI играло второстепенную роль. И только после того, как ряд ключевых людей в диаспоре пошли на этот шаг, инвестировать в Израиль по такому принципу стало правильным для многих других инвесторов. По состоянию на 2004 год за пределами Украины проживает от 10 до 15 миллионов украинцев и их потомков. Если Украина, как государство, начнет обращать внимание на свою диаспору и ее ключевых лидеров, показывая им непосредственные возможности для бизнеса, и, что самое главное – будет на 100% порядочным во всех точках соприкосновения – думаю, что результат будет ошеломляющим.
  6. IТ-продукты. Создать механизм по стимулированию появления и развития продуктовых компаний, путем декларации различных налоговых привилегий и других бенефитов.
  7. Налоги. Следующие 10 лет облагать минимальным налогом на прибыль от продажи учредителями и инвесторами акций своих компаний – этот стимул даст хороший толчок компаниям по аутсорcингу развивать собственные продуктовые направления.
  8. Правовая безопасность. Устранить возможность давления на любой технологичный бизнес правоохранительными органами: запретить изъятие серверного оборудования (только снятие копии с информации), убрать из уголовного кодекса все статьи, которые по своей сути регулируют хозяйственные отношения (нарушение прав ИС).
  9. Трудовые отношения. Изменить существующий устаревший кодекс законов о труде, который не предусматривает возможности для аутстаффинга, возможности быстрого увольнения персонала. Нет возможности реализации условий non-solicitation, non-competition.
  10. Public-Private Partnership. Законодательство существует, но не регулирует специально возможности инвестирования в технологичные бизнесы. Это привело к тому, что юридически в Украине сегодня не существует практически ни одного венчурного фонда, а большинство технологических стартапов зарегистрировано где угодно, только не здесь. Необходимо это изменить.
  11. Корпоративное законодательство. В Украине неэффективно открывать компанию, поскольку невозможно договориться о корпоративном управлении. Из-за этого, компании регистрируются на Кипре или в Великобритании, где корпоративное законодательство развито. Необходимо это изменить.
  12. Технопарки. Переработать законопроект о технопарках. Законодательство о технопарках существует, существуют в Украине также технопарки. Однако, существующие технопарки не оправдали себя и фактически использовались для полузаконных операций по минимизации налогообложения индустрий, имеющих мало общего с наукой и технологиями.
  13. Управление государственным имуществом. В том случае, если доля в компании принадлежит государству, управляет этой долей (голосует на собрании участников/акционеров) Фонд государственного имущества. Этот орган необходимо «заточить» под управление технологичными компаниями или же передать полномочия в отрасли совместных IТ-проектов другому органу, например, Государственному агентству по вопросам науки, инноваций (экс-ведомство Семиноженко) и/или Государственному агентству по вопросам инвестиций и инноваций (экс-ведомство Каськива), разумеется, изменив правовую основу деятельности этих институций.
  14. Юридические услуги. В Украине отсутствует механизм государственной поддержки предоставления юридических услуг предпринимателям. Существует лишь практически неработающий механизм правовой помощи в уголовных делах (государственный адвокат). Юридические услуги в Украине предоставляются на довольно высоком профессиональном уровне: планку подняли еще 10 лет назад зашедшие к нам иностранные юридические и аудиторские компании.

Есть юридические компании, специализирующиеся на предоставлении услуг в сфере права ИС. Но проблема в том, что компании из первого десятка пока не заточены на предоставление услуг в сфере IТ, технологичного предпринимательства. Они предоставляют услуги в классических сферах практики: корпоративное, налоговое, представительство в суде. Те же, кто давно и успешно практикует в сфере ИС, занимаются в основном торговыми марками, контрафактной продукцией и пр.

Компаний, которые занимались бы предоставлением юридических услуг в сфере IТ можно пересчитать на пальцах одной руки. Львиная доля юридической работы делается in-house юристами крупных IТ-компаний.

Для того чтобы юридические фирмы органично вписались в новую систему, необходимо:

  • Ввести профильные предметы на юридических факультетах в вузах. Пока курс права информационных технологий есть только в одном вузе – Киевском университете права.
  • Предусмотреть поддержку государства в виде компенсации части гонораров в случае, если услуги предоставляются стартапам в рамках технопарков или инкубаторов.
  • Возникновение и защита прав интеллектуальной собственности. Украинское законодательство в сфере прав ИС вполне соответствует, в среднем, ситуации в государстве: оно в основном соответствует текстам аналогичных законов в соседних странах (многие нормативные акты списаны с законодательства РФ, также, некоторые акты принимались под давлением США), но система явно неработоспособна и, что хуже всего, система регулирования прав интеллектуальной собственности в Украине откровенно не направлена на удовлетворение интересов государства Украина и ее экономики.

Украина является стороной всех основных конвенций и международных договоров в сфере ИС (кроме, пожалуй, Hague Agreement Concerning the International Registration of Industrial Designs) что, однако, не влияет на «имидж» Украины как страны, не обеспечивающей должную защиту прав ИС.

Также существует целый пласт вопросов, касающихся электронной коммерции. Как сделать так, чтобы в Украине работал paypal, электронная подпись, чтобы емейл был таким же аргументом в суде, как бумажка, чтобы мокрая печать изжила себя и скан подписанного документа имел бы такую же силу, чтобы наконец был дан доступ к частотам, на которых может быть построен 4G и многое другое.

Ввиду всего изложенного выше, вот какие проблемы есть в законодательстве Украины:

Авторское право и смежные права

Отсутствует работающий механизм мониторинга использования прав ИС, сбора и распределения авторского вознаграждения. Это проблема общая для всех под-отраслей ИТ и медиа: кино, музыка, театры, софт. Именно эта проблема была включена в последний документ, разработанный в рамках Закона США о торговле (параграф 301) как основание для включение Украины №1 в перечень стран, не обеспечивающих защиту прав ИС (претензии к Украине были временно отозваны в этом году ввиду событий с Крымом).

Отсутствует единая идеология регулирования авторских прав в сети интернет. Законодательство изменяется под влиянием внутренних (отдельно киношники, отдельно ИТ, отдельно музыканты) и внешних лоббистов (США, РФ), ввиду чего законодательство защищает интересы кого угодно, кроме украинского государства и Украинских потребителей.

Отсутствует регулирования свободных лицензий, софта с открытым кодом.

Государство находится «в заложниках» у производителей проприетарного ПО. Нет программ и законодательных условий для внедрения в государственных органах ПО с открытым кодом).

Закон предусматривает одинаковую защиту как украинских, так и иностранных правообладателей, при том, что иностранные правообладатели не вносят ничего в экономику Украины (= не платят в Украине налог на прибыль), а лишь используют государственные инструменты защиты.

Промышленная собственность

У изобретателя нет механизма защиты своего авторства на изобретение.

Отсутствует механизм коммерциализации изобретения. Государство не обеспечивает финансирование получения патента, а в случае привлечения инвестора у изобретателя как правило нет механизма контроля за продажами товара, созданного с использованием изобретения.

В Украине не проводится достаточная экспертиза заявок на получение патентов (в Укрпатенте отсутствуют средства и возможности для таких проверок), вследствие чего: а) Украина является государством с высоким уровнем патентного троллинга и б) Украинские патенты не имеют никакой ценности для иностранного инвестора.

Не предусмотрена возможность получения патента на изобретение, созданное на основании существующего изобретения без получения согласия то автора первичного изобретения.

Другие проблемы общего характера

Отсутствие законодательного регулирования электронного документооборота (напр. любые договоры в электронной форме без ЭЦП не воспринимаются банками, налоговыми органами, судами).

Наличие уголовной ответственности за нарушение прав ИС.

Отсутствие достаточной квалификации у судов рассматривать споры в сфере ИС (есть толковые судьи, но в основном в Киеве).

Ниже – ключевые нормативные акты, в которые следует принять изменения:

  1. Гражданский кодекс Украины (Хозяйственный кодекс)
  2. Уголовный кодекс (убрать уголовную ответственность за нарушение прав ИС)
  3. Закон об авторском праве и смежных правах
  4. Закон об изобретениях и полезных моделях
  5. Закон о телекоммуникациях
  6. Закон об электронной коммерции (уже находится в Раде, принят за основу проект Ольги Бельковой).

Принципы, на которых должна строиться новая система регулирования прав ИС в Украине:

  • Защита, в первую очередь, интересов государства и экономики Украины
  • Законодательство должно стимулировать творчество и науку: существующие системы патентования не должны тормозить развитие науки.
  • ПО не должно патентоваться для того, чтобы устранить в будущем патентные споры (берем за основу концепцию Ричарда Столлмана)
  • Срок авторских прав должен быть сокращен; 75 лет после смерти автора – неэффективно и неразумно для многих сфер: напр., никакой софт не нужно охранять так долго
  • Правообладатель, который хочет защищать в Украине права ИС, должен иметь здесь коммерческое представительство, уплачивающее налоги
  • Все и любые государственные программы в сфере поддержки предпринимательства должны предусматривать получение охранного документа в Украине (регистрация авторского права, получение патента).

Резюме

Израильская индустрия высоких технологий – это феномен, который изучают и пытаются повторить многие страны мира. Но простое копирование не приведет ни к чему. В Украине необходимо прежде всего создать среду, в которой любой предприниматель сможет получить позитивную практическую поддержку – как со стороны государства, так и со стороны лидеров ИТ сообщества. Также необходимо изменить общий ментальный фон предпринимателей и их отношение друг к другу. Надо учиться конкурировать, но без агрессии.

Важным аспектом интеграции Украины в мировую экономику, в конце концов, должно стать увеличение объемов инвестиций, особенно в высокотехнологические отрасли. При правильном сценарии развития продуктовых (а не только аутсорсинговых) направлений в IТ, и бережной поддержке государством инновационного бизнеса в стране, уверен, что через определенное время такие гиганты, как Intel, IBM, Microsoft, Deutsche Telekom и другие увидят в Украине страну, в которой существуют высокотехнологические инновации, которые нельзя игнорировать. Это приведет к открытию ими дочерних компаний (а не только sales-офисов), R&D центров, а также заключению стратегических партнерств в области венчурных инвестиций. Это, по сути уже происходит, тому есть такие примеры R&D центров, как Samsung, Motorola, Magento и других.

Весь мир затаив дыхание наблюдал, как сотни тысяч людей по всей стране ежедневно собирались на площадях городов и озвучивали единственно-возможное мнение в отношении существующей власти. Подобное единство народа показало, какой невероятный потенциал заложен в современных украинцах, поступки которых вызывают восхищение у людей из самых разных стран.

Но для любого осмысленного движения вперед, равно как и самой жизни человека, необходимо сначала что-то признать за ценность. Ценность – основное мерило и мотиватор всех взглядов, намерений и действий, выбранных отдельно взятым человеком или обществом в целом. Основной ценностью для человека является сама жизнь, тогда как основной ценностью любого общества, государства, является человек. Это – бесценный капитал.

Илья Кенигштейн

Директор по развитию бизнеса в Восточной Европе LR Group

В подготовке материала мне помогали:

  • Дмитрий Гадомский – адвокат, партнер в адвокатском объединении “Юскутум”
  • Стас Хирман – Managing Partner at TEC Venture and CoChair at SVOD Conference
  • Влад Воскресенский – CEO Invisible CRM