Что закон об онлайн-коммерции даст магазинам и покупателям: комментарий юриста
Позавчера парламент принял в первом чтении первый в истории Украины закон об электронной коммерции. В основном, участники рынка отнеслись к этой новости благожелательно, ведь нормы закона легализуют те практики, которыми интернет-магазины уже давно пользуются, а главное — приравнивают электронные сделки к традиционным. Но законопроект ориентирован также и на интересы покупателей интернет-магазинов. Что нормы закона дадут интернет-магазинам и онлайн-покупателям на практике? Некоторые нюансы на примерах объясняет юрист и координатор IT-практики фирмы Sayenko Kharenko Никита Полатайко.
Однажды на семинаре для молодых предпринимателей из зала прозвучал вопрос – «а с какого это времени за операции в интернете нужно платить налоги?». Молодой человек искренне верил, что законодательство не распространяется на интернет. Ясное дело, что он заблуждался, но специальный закон о предпринимательстве в сети действительно только на днях преодолел первое чтение в парламенте.
До принятия «за основу» законопроект об электронной коммерции шел почти год и, если его все же доведут до статуса закона, нас ждет много новшеств. Поговорим о нескольких из них. Во-первых, подтверждение регистрации на сайте через электронную почту будет приравнено к вашей подписи. Логичен вопрос – а что же поменяется? Все и сейчас подтверждают регистрацию через электронную почту или телефон.
Тем не менее, пока вы не оплатили товар (услугу) или не приняли его, договор купли-продажи и не заключен, и вы еще не покупатель, а магазин – не продавец. Формально вы можете сказать курьеру «я передумал, мне это не нужно, и за доставку я платить не буду», а магазин может не нести ответственность за нарушение сроков поставки или вовсе пропасть.
А такая электронная сделка («електронний правочин») будет считаться письменной. С новым законом у вас с магазином будет договоренность с момента подтверждения заказа онлайн и вы уже будете что-то «должны» друг другу. Теперь курьер не имеет права сказать «извините, он такой же, просто более новая модель, потому выглядит иначе» или «у нас на сайте ошибка, он стоит чуть-чуть дороже». И это возможность договориться заранее об очень многих вещах, а не только о цене и месте доставки.
Чтобы знать, на что вы согласились, будьте внимательны. Согласно предлагаемому законопроекту, даже если вы не знаете, где на сайте раздел с условиями договора, вы все равно его подписали, когда не убрали галочку «Согласен» или нажали кнопку «Купить».
С одной стороны, предложение заключить электронный договор должно быть простым и понятным, с другой – может включать в себя кучу условий, хотя в тексте будет только ссылка на них.
Но закон не только про покупки в интернет-магазинах. Проект закона предполагает изменение гражданского кодекса, что позволит заключать договоры путем простого обмена электронными письмами. Думаю, все представляют, сколько теперь может появиться квазисделок от чужого имени и подтвержденных через специально созданный e-mail.
В общем, при попытках сделать что-то новое в старой системе, нас ждут испытания. Так, вполне вероятно, что консервативные судьи еще долго будут считать, что доказано то, с какого e-mail и даже какого устройства было отправлено сообщение, но не доказано,кто его отправил, а потому не ясно, кто сторона договора и т.д. В тоже время, опубликованная онлайн оферта теперь будет приниматься судьей как что-то прямо прописанное в законе, а значит, на условия этой самой оферты можно ссылаться и принимать решения.
Еще одна инновация будущего закона — разрешение юрлицам покупать товары и услуги через интернет без письменного договора и, что очень важно, оформлять первичные документы в электронной форме. Будет ли готова налоговая к таким новшествам и как это «переживут» бухгалтеры — еще вопрос. Найдутся причины не применять эту норму или способы ее исполнять, увидим.
Подводя итог, следует заметить, что обсуждаемый законопроект не ограничивает круг участников электронной коммерции и прямо пишет, что это зависит от развития технологий.
И это, как по мне, характеризирует весь проект закона, который сам по себе является попыткой догнать технологии, которые уже активно применяются, скорее вопреки существующим законам.
Комментарии | 20
А спросите Чечеткина и другие интернет-магазины, как они будут объяснять, что при заказе контора одна, а в чеке другая? Или будут налоги платить и действовать через одно юр лицо?
Есть ощущение, что закон для «черни», а «нормальные пацики» знают куда заносить чемодан и без того.
Обязательно спросим, но только когда примут окончательно, т.е. когда будет ясно, что он будет работать. Схема работы по спд вопросная, да)
Очень просто они будут объяснять. Сайт будет оформлен как лидогенерация и перед финальным «согласен» будет Вам отображать реального ФЛ-П продавца. Закон, кстати, больше в помощь и-нет магазинам, чем наоборот. Вариантов все организовать законно уйма) но можно ли будет избавится от потребности «заносить чемодан» покажет время.
Тогда для покупателя это плохой закон, для него дополнительные обязательства. Например, можно повесить доставку. А обязательств перед покупателем никто не несет ибо ссылка на ФОП это профанация чистой воды и сайт И ФОП спрыгнут с любого иска.
Типа все знают под каким юрлицом работает Кока-Кола, МТС или эмемсис;)
И вообще, откуда этот стереотип, что Торговая Марка должна быть такая же как Юр.Лицо? У нас, например, ТМ «Repka», а юр.лицо «Парк Электроники». Разве один этот факт о чем-то говорит?
Есть компании у которых по 5-10 юрлиц, но это же не значит, что только потому, что у компании несколько юрлиц она автоматически отказывается (откажется) от всех своих обязательств.
юрлицо «мтс украины» и других крупных компаний, уверена, легко гуглится в реестре. там же, по идее, должны быть и все учредители. Но там где ТМ другая, труднее, конечно.
Не надо спекулировать, никаких стереотипов нет. Соглашение регулируется законом и в нем должен быть конкретный исполнитель, как в любом договоре купли-продажи. Если сайт называется Газетка, а в соглашении указан ООО «Купите» и от того же поставщика приходит товар, то это вполне нормально.
А вот если товар по факту придет от ФОП «Найдёжкин П. Н.», то с кого спрос по соглашению? С ФОП «Найдёжкина» или ООО «Купите»?
Ну… в том же договоре может быть прописано, что ООО «Купите» имет право передавать информацию о Вашем заказе третьим лицам, которые после этой передачи несут полную ответственность за выполнение заказа.
Также как это делается с продажей кредитных и рисковых портфелей, например.
Такая процедура (без согласия пользователя) вроде ж бы наказуема по закону о персональных данных?
Думаю, что тем же договором можно предоставить такое право. Тут, конечно, не уверен ибо не юрист.
Но думаю, что будет как с пользовательскими соглашениями, которые никто не читает;)
Почитал законопроект, и это … пардон май френч — сраный стыд какой-то. Реферат первокурсника троешника, а не законопроект. К сожалению, все выглядит как большое желание депутатов попиариться на решении проблем. Но так как главное попиариться, а не решить проблемы, то последние не только не решаются, а добавляются новые. Это какой-то хоз.кодекс №2 в худшем его проявлении, только в сфере Интерена (юристы поймут).
Начали бы с того, что просто расширили понятие электронной цифровой подписи в ЗУ Об електронной цифровой подписи. И сразу появляются юридически значимые сделки, заключенные он-лайн.
Ох наломают дров, так же, как когда-то в сфере защиты персональных данных.
Богдан, так, возможно, вы выскажете свои замечания авторам? Ольга Белькова, насколько я знаю, старается как раз создать вменяемый проект. Обсуждают его, в частности, здесь https://www.facebook.com/groups/EcommerceUA/
Оля, теперь может и присоединюсь к обсуждению. Раньше даже не читал проект, так как считал его непроходным. Но в общем я сторонник минимального вмешательства гос-ва в бизнесс. Вижу что сейчас он-лайн комерция развивается на ура. И главные препятствия далеко не в законодательном поле.
Поэтому позиция будет, скорее всего, целый профильный закон не нужен, нужны точеные изменения в отдельные существующие нормы. Гражданский кодекс и так считает договора заключенные онлайн одним из подвидов письменной формы. А с такой позицией будет тяжеловато вступить в дискуссию.
А мои эмоции вы уж поймите 🙂 Знаете ли, вырывается, когда читаешь в законопроекте очередное «…несуть відповідальність відповідно до чинного законодавства України.» или попытки загнать какие-то яления в определения.
Если вам интересно, могу дать мейл юриста Бельковой.
Спасибо. Если можно перешлите в фб.
За N баксов сейчас почты взламывают на ура! Целый клондайк для пакостей 🙂 Только цифровой сертификат к биометрическому паспорту… заодно и ажиотаж на паспорта. .. а потом и чип в моз и погнали в веселое будущее 🙂
Адекватные люди заводят отдельный аккаунт для важных писем (регистрации, счета, оплаты и пр.) на адекватном сервисе (например, Gmail), ставят сложный пароль и двухфакторную авторизацию с использованием СМС. Взлом такого аккаунта становится экономически нецелесообразным. Так что проблема не в этом. А в образованности / осведомленности конкретного человека и в его личном отношении к безопасности собственных данных. Интернет-магазинам тоже пора массово переходить на https, а еще лучше — spdy, который работает только по безопасному протоколу.
Если так рассуждать, тогда «адекватные» люди заводят для себя отдельный почтовый сервер и не заводят любые другие аккаунты на рабочем месте 🙂
Но какой % у нас «адекватных» людей от общего количества пользователей интернета 1-2%?
Свой почтовый сервер довести до такого уровня безопасности и надежности (и содержать), как Gmail по https + сложный пароль + 2х-факторная авторизация — слишком сложно, напряжно и дорого, так что это удел 0,01% от упомянутых вами 1-2% 😉 Даже имея собственно свои сервера (и дедики и vps) и необходимые знания и навыки не вижу в этом никакоей необходимости. А вот по поводу 1-2%, пожалуй, соглашусь, только с небольшой оговоркой. Если брать активную аудиторию, которая действительно пользуется платными сервисами, биллингами и прочими прелестями цивилизации, привязывает к электропочте бизнес и т.д. — то тут процент адекватов существенно выше. Правда, часть из них обрела адекватность, наступив на грабли. Вывод один — надо это дело популяризировать, обучать народ.
При приемке квартиры используется профессиональный http://otdelkin.spb.ru/uslugi/plitochnye-raboty/ инструмент, который помогает специалистам еще качественнее выполнять свою работу. Во время приемки мы выполняем: Осмотр витражного остекления (лоджии, балконы). Обращаем внимание на сколы, плавное закрывание створок (без трения о раму), наличие уплотнительных резинок, течи воды между створкой и несущим каркасом, насколько надежен крепеж открывающихся створок и глухих элементов.
Осмотр стеклопакетов- Смотрим то же, что и в первом пункте (витражное остекление). Измерение кривизны стен при помощи построителя плоскостей. Смотрим на отклонение поверхности от вертикали (для монолита 15 мм на высоту перекрытия) и местные неровности поверхности (в зависимости от вида подготовки: простая, улучшенная, высококачественная применяется разный норматив, от 4 мм на 2 метра до 1 мм на 2 метра).