Что закон об онлайн-коммерции даст магазинам и покупателям: комментарий юриста

1440
20

Позавчера парламент принял в первом чтении первый в истории Украины закон об электронной коммерции. В основном, участники рынка отнеслись к этой новости благожелательно, ведь нормы закона легализуют те практики, которыми интернет-магазины уже давно пользуются, а главное — приравнивают электронные сделки к традиционным. Но законопроект ориентирован также и на интересы покупателей интернет-магазинов. Что нормы закона дадут интернет-магазинам и онлайн-покупателям на практике? Некоторые нюансы на примерах объясняет юрист и координатор IT-практики фирмы Sayenko Kharenko Никита Полатайко.

Однажды на семинаре для молодых предпринимателей из зала прозвучал вопрос – «а с какого это времени за операции в интернете нужно платить налоги?». Молодой человек искренне верил, что законодательство не распространяется на интернет. Ясное дело, что он заблуждался, но специальный закон о предпринимательстве в сети действительно только на днях преодолел первое чтение в парламенте.

До принятия «за основу» законопроект об электронной коммерции шел почти год и, если его все же доведут до статуса закона, нас ждет много новшеств. Поговорим о нескольких из них. Во-первых, подтверждение регистрации на сайте через электронную почту будет приравнено к вашей подписи. Логичен вопрос – а что же поменяется? Все и сейчас подтверждают регистрацию через электронную почту или телефон.

Тем не менее, пока вы не оплатили товар (услугу) или не приняли его, договор купли-продажи и не заключен, и вы еще не покупатель, а магазин – не продавец. Формально вы можете сказать курьеру «я передумал, мне это не нужно, и за доставку я платить не буду», а магазин может не нести ответственность за нарушение сроков поставки или вовсе пропасть.

А такая электронная сделка («електронний правочин») будет считаться письменной. С новым законом у вас с магазином будет договоренность с момента подтверждения заказа онлайн и вы уже будете что-то «должны» друг другу. Теперь курьер не имеет права сказать «извините, он такой же, просто более новая модель, потому выглядит иначе» или «у нас на сайте ошибка, он стоит чуть-чуть дороже». И это возможность договориться заранее об очень многих вещах, а не только о цене и месте доставки.

Чтобы знать, на что вы согласились, будьте внимательны. Согласно предлагаемому законопроекту, даже если вы не знаете, где на сайте раздел с условиями договора, вы все равно его подписали, когда не убрали галочку «Согласен» или нажали кнопку «Купить».

С одной стороны, предложение заключить электронный договор должно быть простым и понятным, с другой – может включать в себя кучу условий, хотя в тексте будет только ссылка на них.

Но закон не только про покупки в интернет-магазинах. Проект закона предполагает изменение гражданского кодекса, что позволит заключать договоры путем простого обмена электронными письмами. Думаю, все представляют, сколько теперь может появиться квазисделок от чужого имени и подтвержденных через специально созданный e-mail.

В общем, при попытках сделать что-то новое в старой системе, нас ждут испытания. Так, вполне вероятно, что консервативные судьи еще долго будут считать, что доказано то, с какого e-mail и даже какого устройства было отправлено сообщение, но не доказано,кто его отправил, а потому не ясно, кто сторона договора и т.д. В тоже время, опубликованная онлайн оферта теперь будет приниматься судьей как что-то прямо прописанное в законе, а значит, на условия этой самой оферты можно ссылаться и принимать решения.

Еще одна инновация будущего закона — разрешение юрлицам покупать товары и услуги через интернет без письменного договора и, что очень важно, оформлять первичные документы в электронной форме. Будет ли готова налоговая к таким новшествам и как это «переживут» бухгалтеры — еще вопрос. Найдутся причины не применять эту норму или способы ее исполнять, увидим.

Подводя итог, следует заметить, что обсуждаемый законопроект не ограничивает круг участников электронной коммерции и прямо пишет, что это зависит от развития технологий.

И это, как по мне, характеризирует весь проект закона, который сам по себе является попыткой догнать технологии, которые уже активно применяются, скорее вопреки существующим законам.

Оставить комментарий

Комментарии | 20

  • А спросите Чечеткина и другие интернет-магазины, как они будут объяснять, что при заказе контора одна, а в чеке другая? Или будут налоги платить и действовать через одно юр лицо?
    Есть ощущение, что закон для «черни», а «нормальные пацики» знают куда заносить чемодан и без того.

    • Обязательно спросим, но только когда примут окончательно, т.е. когда будет ясно, что он будет работать. Схема работы по спд вопросная, да)

    • Очень просто они будут объяснять. Сайт будет оформлен как лидогенерация и перед финальным «согласен» будет Вам отображать реального ФЛ-П продавца. Закон, кстати, больше в помощь и-нет магазинам, чем наоборот. Вариантов все организовать законно уйма) но можно ли будет избавится от потребности «заносить чемодан» покажет время.

      • Тогда для покупателя это плохой закон, для него дополнительные обязательства. Например, можно повесить доставку. А обязательств перед покупателем никто не несет ибо ссылка на ФОП это профанация чистой воды и сайт И ФОП спрыгнут с любого иска.

    • Типа все знают под каким юрлицом работает Кока-Кола, МТС или эмемсис;)
      И вообще, откуда этот стереотип, что Торговая Марка должна быть такая же как Юр.Лицо? У нас, например, ТМ «Repka», а юр.лицо «Парк Электроники». Разве один этот факт о чем-то говорит?
      Есть компании у которых по 5-10 юрлиц, но это же не значит, что только потому, что у компании несколько юрлиц она автоматически отказывается (откажется) от всех своих обязательств.

      • юрлицо «мтс украины» и других крупных компаний, уверена, легко гуглится в реестре. там же, по идее, должны быть и все учредители. Но там где ТМ другая, труднее, конечно.

      • Не надо спекулировать, никаких стереотипов нет. Соглашение регулируется законом и в нем должен быть конкретный исполнитель, как в любом договоре купли-продажи. Если сайт называется Газетка, а в соглашении указан ООО «Купите» и от того же поставщика приходит товар, то это вполне нормально.
        А вот если товар по факту придет от ФОП «Найдёжкин П. Н.», то с кого спрос по соглашению? С ФОП «Найдёжкина» или ООО «Купите»?

        • Ну… в том же договоре может быть прописано, что ООО «Купите» имет право передавать информацию о Вашем заказе третьим лицам, которые после этой передачи несут полную ответственность за выполнение заказа.
          Также как это делается с продажей кредитных и рисковых портфелей, например.

          • Такая процедура (без согласия пользователя) вроде ж бы наказуема по закону о персональных данных?

          • Думаю, что тем же договором можно предоставить такое право. Тут, конечно, не уверен ибо не юрист.
            Но думаю, что будет как с пользовательскими соглашениями, которые никто не читает;)

  • Почитал законопроект, и это … пардон май френч — сраный стыд какой-то. Реферат первокурсника троешника, а не законопроект. К сожалению, все выглядит как большое желание депутатов попиариться на решении проблем. Но так как главное попиариться, а не решить проблемы, то последние не только не решаются, а добавляются новые. Это какой-то хоз.кодекс №2 в худшем его проявлении, только в сфере Интерена (юристы поймут).

    Начали бы с того, что просто расширили понятие электронной цифровой подписи в ЗУ Об електронной цифровой подписи. И сразу появляются юридически значимые сделки, заключенные он-лайн.

    Ох наломают дров, так же, как когда-то в сфере защиты персональных данных.

    • Богдан, так, возможно, вы выскажете свои замечания авторам? Ольга Белькова, насколько я знаю, старается как раз создать вменяемый проект. Обсуждают его, в частности, здесь https://www.facebook.com/groups/EcommerceUA/

      • Оля, теперь может и присоединюсь к обсуждению. Раньше даже не читал проект, так как считал его непроходным. Но в общем я сторонник минимального вмешательства гос-ва в бизнесс. Вижу что сейчас он-лайн комерция развивается на ура. И главные препятствия далеко не в законодательном поле.

        Поэтому позиция будет, скорее всего, целый профильный закон не нужен, нужны точеные изменения в отдельные существующие нормы. Гражданский кодекс и так считает договора заключенные онлайн одним из подвидов письменной формы. А с такой позицией будет тяжеловато вступить в дискуссию.

        А мои эмоции вы уж поймите 🙂 Знаете ли, вырывается, когда читаешь в законопроекте очередное «…несуть відповідальність відповідно до чинного законодавства України.» или попытки загнать какие-то яления в определения.

  • За N баксов сейчас почты взламывают на ура! Целый клондайк для пакостей 🙂 Только цифровой сертификат к биометрическому паспорту… заодно и ажиотаж на паспорта. .. а потом и чип в моз и погнали в веселое будущее 🙂

    • Адекватные люди заводят отдельный аккаунт для важных писем (регистрации, счета, оплаты и пр.) на адекватном сервисе (например, Gmail), ставят сложный пароль и двухфакторную авторизацию с использованием СМС. Взлом такого аккаунта становится экономически нецелесообразным. Так что проблема не в этом. А в образованности / осведомленности конкретного человека и в его личном отношении к безопасности собственных данных. Интернет-магазинам тоже пора массово переходить на https, а еще лучше — spdy, который работает только по безопасному протоколу.

      • Если так рассуждать, тогда «адекватные» люди заводят для себя отдельный почтовый сервер и не заводят любые другие аккаунты на рабочем месте 🙂
        Но какой % у нас «адекватных» людей от общего количества пользователей интернета 1-2%?

        • Свой почтовый сервер довести до такого уровня безопасности и надежности (и содержать), как Gmail по https + сложный пароль + 2х-факторная авторизация — слишком сложно, напряжно и дорого, так что это удел 0,01% от упомянутых вами 1-2% 😉 Даже имея собственно свои сервера (и дедики и vps) и необходимые знания и навыки не вижу в этом никакоей необходимости. А вот по поводу 1-2%, пожалуй, соглашусь, только с небольшой оговоркой. Если брать активную аудиторию, которая действительно пользуется платными сервисами, биллингами и прочими прелестями цивилизации, привязывает к электропочте бизнес и т.д. — то тут процент адекватов существенно выше. Правда, часть из них обрела адекватность, наступив на грабли. Вывод один — надо это дело популяризировать, обучать народ.

  • При приемке квартиры используется профессиональный http://otdelkin.spb.ru/uslugi/plitochnye-raboty/ инструмент, который помогает специалистам еще качественнее выполнять свою работу. Во время приемки мы выполняем: Осмотр витражного остекления (лоджии, балконы). Обращаем внимание на сколы, плавное закрывание створок (без трения о раму), наличие уплотнительных резинок, течи воды между створкой и несущим каркасом, насколько надежен крепеж открывающихся створок и глухих элементов.
    Осмотр стеклопакетов- Смотрим то же, что и в первом пункте (витражное остекление). Измерение кривизны стен при помощи построителя плоскостей. Смотрим на отклонение поверхности от вертикали (для монолита 15 мм на высоту перекрытия) и местные неровности поверхности (в зависимости от вида подготовки: простая, улучшенная, высококачественная применяется разный норматив, от 4 мм на 2 метра до 1 мм на 2 метра).

Поиск