Что успела Яника Мерило за полтора года на украинском IT-рынке

44730
83
Читать на UA

Всего год назад мало кто в уанете слышал о Янике Мерило. За короткий срок эстонка успела стать одной из самых обсуждаемых и влиятельных персон на украинском IT-рынке. Она приложила руку к запуску образовательного фонда BrainBasket, сообщества бизнес-ангелов UAngel, венчурной ассоциации UVCA и центра развития электронного правительства ICT Competence Center. Наконец, в начале 2015 года она стала советником министра экономразвития Айвараса Абромавичуса и попала в скандальные светские хроники с одной из своих архивных фотосессий. В интервью AIN.UA Яника Мерило рассказала о том, откуда она взялась на украинском рынке, как успевает участвовать в стольких инициативах, когда украинцы смогут получать электронные услуги и почему она — больше не советник министра.

«Я — айтишник по духу»

С редактором AIN.UA Яника Мерило встречается в девять вечера в практически пустом офисном здании. Кроме охранника на входе и ее самой — на рабочих местах в такое время нет никого. Это не последняя встреча за день: после интервью ей предстоит обсуждать с одним из коллег электронное правительство, а потом — готовиться к запланированным на завтра мероприятиям.

«Мой отец — украинец, и я часто проводила здесь лето», — говорит Яника Мерило. Насовсем она переехала сюда в 2007 году. Эстонский фонд US Invest, в котором она работала, инвестировал в прибалтийские, российские и украинские проекты — сферу услуг, сельское хозяйство, недвижимость, энергетику.

Яника Мерило-1
Яника Мерило

У US Invest не было активов в IT-секторе?

Нет. Был WiMAX-оператор, но в 2007 или 2008 году, после моего прихода в фонд, я убедила коллег, что инвестировать в эту технологию нет смысла. И мы продали этот актив. Я до сих пор этим горжусь: для меня было очевидно, что у WiMAX нет будущего — даже несмотря на таких сильных лоббистов, как Intel.

После 2008 года фонд в IT не инвестировал, хотя я считаю себя «айтишником» по духу. В 96-97 годах я начинала свою карьеру с того, что программировала интернет-банки, затем создавала аутсорсинговый бизнес. Идеальная, родная для меня среда — где-то посредине между инвестбанкингом и IT.

Почему вы ушли из фонда?

В октябре 2012 года у меня родился ребенок, и я ушла из US Invest. Ну, вернее, как ушла… Когда я уже лежала в роддоме, мне звонил босс — собственник фонда — и говорил: «Ты извини, я понимаю, что у тебя там более важные дела, но допиши пожалуйста еще часть бизнес-плана»… Кстати, мы до сих пор хорошо общаемся, буквально сегодня он звонил поговорить о кое-каких инвестициях.

Пока ребенок был маленький, у меня было немного времени подумать, что делать дальше. Я поняла, что меня всегда тянуло назад в IT. В это же время на украинском IT-рынке начались активные дискуссии о том, что местный аутсорсинг уже не такой и дешевый, что Украина должна развивать продакт-девелопмент, и страна будет двигаться в этом направлении. Аутсорсинг лишь создает базу для более глобальных экспортно-ориентированных инновационных технологий. Эта история оказалась для меня очень знакомой — Эстония проходила то же самое в 2000-х.

А с чего начинается такой переход?

Кто-то думает, что толчок должно давать государство, кто-то — венчурные инвесторы, кто-то — инкубаторы и акселераторы. Но есть статистика — в прошлом году в европейские стартапы было инвестировано $7,5 млрд. Из них только $2,5 млрд инвестировали венчурные фонды, и $5 млрд — бизнес-ангелы. В жизни многих молодых предпринимателей наступает очень важный этап — когда свои сбережения истрачены, деньги родных и близких тоже, а для венчурного инвестирования проект еще не созрел. Банки редко дают таким предпринимателям кредиты, а в инкубаторы и акселераторы попадает лишь небольшая часть проектов. И только от ангельских инвесторов зависит, будет стартап жить и развиваться или нет. Потому именно «ангельскую прослойку» я считаю самой важной частью продуктовой IT-экосистемы, которую пытается создать Украина. А поскольку в Эстонии это уже случилось, я лично наблюдала за этим и участвовала в процессе, то мне показалось, что я могу пригодиться в развитии украинской ангельской экосистемы.

«Мое дело — дать импульс»

Управляющий партнер ассоциации UAngel, председатель правления образовательного фонда BrainBasket, управляющий директор украинской ассоциации венчурного капитала UVCA. На первый взгляд — три разных человека. А на самом деле — три ипостаси Яники Мерило в 2014 году.

Яника Мерило-2
Эвелин Бучацкий — одна из главных «подозреваемых» в деле о появлении на украинском IT-рынке Яника Мерило

Вас кто-то пригласил отстраивать украинскую IT-экосистему или вы вызвались сами?

Уже не так и просто вспомнить… Я подозреваю Ольгу Белькову и Эвелин Бучацкий (смеется — ред.). Они со мной говорили о создании клуба ангелов. В итоге мы создали ассоциацию UAngel. В BrainBasket я пришла по приглашению основателя Ciklum Торбена Майгаарда. А венчурная ассоциация UVCA началась с моего знакомства с партнерами AVentures Capital Женей Сысоевым и Андреем Колодюком. Думаю, мое участие позволило ускорить процессы по запуску всех трех инициатив.

Неужели хватает времени тянуть все эти проекты?

Конечно нет. Хотя мой рабочий день продолжается с 8 до 23 часов, я не могу всего успеть. Это иллюзия, что я могла бы управлять всеми процессами в этих организациях. Я придаю импульс, помогаю запустить, а операционной деятельностью занимаются люди, у которых это получается лучше.

Давайте ненадолго остановимся на каждой. UAngel?

Там я — один из основателей. Сейчас ассоциацией занимаются Наталья Березовская и Регина Махотина, и у них очень хорошо получается. Как я уже говорила, ангельская прослойка очень важна. Когда свои деньги вложены, когда потрачено то, что дали мама с папой, родственники и друзья, наступает критический момент в жизни стартапа. Где взять $30 000-50 000, которые позволят создать прототип, начать работать и зарабатывать, и в итоге получить шанс на привлечение венчурных денег? Если нет ангельских инвесторов, то очень многие проекты даже не получат шанса на полноценный старт.

BrainBasket?

В BrainBasket есть проект, который я считаю своим любимым ребенком — это Coding for Futute, программа бесплатного IT-обучения для переселенцев и воинов АТО. Переучивать тех, кто уже знает .NET или Java — это не моя основная задача, и она не настолько меня вдохновляет. А вот давать людям надежду на новую жизнь, которую они могут построить с помощью IT — да, это по мне.

В январе-феврале прошлого года я была в Донецкой и Луганской областях — еще не было войны, но уже был Майдан. Я ходила по школам, университетам, общалась с молодыми ребятами. Я говорила им, что IT — это будущее, что отрасль открывает большие возможности для удаленной работы, что необязательно учиться и работать в Киеве, чтобы добиться успеха. Многие из них говорили, что «программировать» им придется в шахте, а я пыталась их разубедить. Сегодня молодые люди оттуда, которые переехали после известных событий, ищут свою судьбу в Киеве и других городах. Для меня пришло время искупать карму. Я им рассказывала, что IT — это круто, что IT создает новые возможности. Теперь нужно их этому научить, тем более, что сейчас им это нужно еще больше. Это тот проект, который я ни за что не брошу.

UVCA?

Мы работаем над улучшением инвестиционного климата и привлечением новых инвесторов. Буквально каждую неделю закрывается какая-то сделка на украинском венчурном рынке. Возможно, одна из инвестиций приведет к рождению нового Skype — это изменит экосистему кардинально. Кроме того, внутри ассоциации мы разрабатываем несколько законов, которые улучшат бизнес-климат, позволят проще структурировать сделки в Украине по схеме конвертации долга в уставной капитал.

«Меня раздражают умники, которые говорят, а не делают»

2015 год Яника Мерило начала не менее стремительно. Зимой в украинском правительстве появилось сразу несколько «легионеров» из других стран. В их числе оказался министр экономического развития Айварас Абромавичус, который в январе пригласил Янику на должность советника. Как обычно, она этим не ограничилась и вскоре вместе с группой бизнесменов запустила ICT Competence Center, который стимулирует развитие e-government в Украине.

Яника Мерило-3
Яника Мерило на одном из воркшопов по e-government

Как вы оказались на госслужбе?

В декабре 2014 года, уже после его назначения Айвараса на должность министра, мы передали меморандум правительству от лица венчурной ассоциации. Мы предложили ряд шагов, направленных на улучшение инвестиционного климата в Украине — пять инициатив. Думаю, что тогда Айварас подумал — теория это хорошо, но раз сами предложили, пускай сами и делают. Я не люблю голословные заявления вроде: «Надо развивать IT-отрасль». Надо. Какие реальные предложения? Нельзя говорить на декларативном языке, не предлагая конкретного плана действий. Человеку не из IT-среды — например, Айварасу — очень сложно понять, чего хочет отрасль, если она не говорит конкретным языком. Еще сложнее, когда в ней нет согласия — одни говорят, что отрасли нужны льготы, другие говорят, что не нужны… В общем, когда мы показали Айварасу план стимулирования отрасли, мы обсудили варианты и решили, что должность советника позволит мне реализовывать эти задумки лучше. В министерстве я отвечала за развитие e-government, улучшение инвестиционного климата, привлечение инвесторов. Впрочем, развития электронного управления реальней достичь не в министерстве, где недостаточно полномочий, а консолидируя частный рынок, потому я перешла на работу в новосозданный ICT Competence Center.

Буквально сразу после назначения в министерство ваши фотографии облетели весь интернет…

Да. Как я написала буквально на следующий же день в Facebook — если кто-то боится, что я буду бороться с коррупцией и пытается противостоять мне такими методами — то он абсолютно прав, я действительно буду бороться. Эти публикации разгоняли ресурсы вроде Lifenews и Russia Today, они подхватили эту кампанию с удовольствием. Сказать, откуда это началось и кому было нужно, мне сложно. Специально расследованием я не занималась, мне некогда и мне не очень интересно. Знаю, что большинство людей просто улыбнулись и сказали — значит, боятся. На мою решительность и амбиции это никак не повлияло. Даже подстегнуло — поняла, что теперь обязательно нужно показывать реальные результаты работы. Если кто-то действительно испугался и использует черный пиар против меня — значит считают, что я представляю реальную угрозу. И это хорошо.

Какой у вас распорядок дня?

Большую часть моего дня занимают встречи — они у меня практически каждый час. В конце дня — пару часов на работу с документами. У меня появилась привычка Жени Сысоева — мои имейлы становятся все более короткими. Сысоев и Антон Геращенко — наиболее эффективные люди из моих знакомых, они очень много успевают. Для меня стало нормальным отвечать на электронные письма одним предложением. Я занята весь день, но не чувствую, что что-то упускаю в жизни. Конечно, если бы было еще больше времени — я еще много чего запустила бы.

Стараюсь высыпаться — хотя бы 6-7 часов сна в сутки. Люблю читать украинскую бизнес-прессу. Довольно часто летаю, и во время взлета и посадки — не могу работать за компьютером — читаю журналы. Очень увлекаюсь новейшей историей России и Украины — политика, экономика. У меня солидная библиотека по этим темам. А бизнес-книги не люблю — меня очень сильно раздражает умничанье. Очень не нравится, когда кто-то рассказывает или пишет о том, как надо жить или как надо делать что-то правильно. Зато люблю читать истории про людей, которые действительно сделали что-то стоящее.

«Через пару месяцев появятся первые электронные услуги»

С особым рвением Яника Мерило взялась за электронное правительство. Если в развитии инвестиционной экосистемы Украина отстает от Эстонии на годы, то в развитии e-government — уже больше, чем на полтора десятилетия. В течение нескольких месяцев почти каждую среду по вечерам Яника Мерило собирала на свои воркшопы в Киевской Школе Экономики экспертов по электронному правительству и технологиям и обсуждала с ними наиболее актуальные проблемы.

Яника Мерило-4
Яника Мерило с Дмитрием Дубилетом — одним из главных партнеров по ICT Competence Center

Для чего эти воркшопы?

Мне было очень интересно понять, кто и что думает на тему электронного правительства. А потом оказалось, что там собираются люди, которые не просто говорят, но и многое решают. Мы собирались по средам, обсуждали и переходили к делам. Надеюсь, хотя бы некоторые инициативы продвинулись благодаря нашим воркшопам. Сейчас временно отказалась от такой практики, но, думаю, вскоре вернусь к ней. Честно говоря, это во многом эгоистический порыв — мне реально очень интересно общаться с людьми на этих воркшопах.

Проблема с большинством реформ, что о них много говорят, но мало делают. Что реально делается в сфере e-government?

Все довольно запущено. На одном из воркшопов мы пытались отследить, на каком этапе сейчас находится Украина на шкале создания e-government по сравнению с Эстонией. Оказалось, что где-то на уровне 96-97 годов. Хотя в то время там были сделаны простые банальные шаги. Приняли закон о защите личных данных, база реестров, национальные идентификаторы — и так далее. Можно брать копировать блоками и экономить время.

Получается?

Сдвиги есть. Очень хорошие начинания — во Львове. Андрей Садовой готов внедрять e-government, основываясь на мировом опыте. Согласно нашему плану, Львов станет пилотным регионом для внедрения крутейших новых технологий и первых в Украине реальных электронных услуг для граждан на «портале львовянина».

Для чего нужен портал львовянина?

Допустим, я львовянка и хочу написать мэру, что в городе что-то не так. Или подать заявление в милицию, получить справку о несудимости, зарегистрировать ребенка. Человек должен иметь возможность сделать это через портал львовянина, но для этого он должен себя идентифицировать. Процесс подачи заявления или получения справки должен быть привязан к конкретной личности. В оффлайне человек делает это, приходя в окошко с паспортом. Но мы хотим построить систему, при которой не нужно будет никуда идти! А в онлайне удобнее всего идентифицироваться через инструменты, которыми люди уже пользуются. Практически у всех есть мобильные телефоны, а прогрессивная часть общества поголовно пользуется интернет-банкингом. Значит, проще всего у нас внедрять BankID и MobileID — чтобы через эти инструменты человек мог зайти в личный кабинет на городском портале точно так же, как он заходит в свой интернет-банкинг.

Как быстро удастся внедрить хотя бы первые услуги?

Во Львове — довольно быстро. Спасибо Садовому и его команде — средний возраст львовских чиновников составляет 26 лет. Им все это будет сделать несложно. Думаю, уже через пару месяцев запустится портал львовянина, который для начала позволит подавать в электронном виде заявления в милицию и запрашивать справку о несудимости.

С некоторыми услугами будет намного сложнее. У нас, например, нет большинства полноценных государственных баз данных. Чтобы была возможность зарегистрировать ребенка или перерегистрировать человека с одного адреса на другой, нужна электронная база населения. То же самое касается услуг, которые требуют нескольких справок от разных ведомств — межведомственной электронной коммуникации у нас нет. У них нет собственных реестров, между собой они не общаются… Но мы будем ломать систему — по одной услуге, по две. Будем запускать то, что можно. В Эстонии весь процесс занял лет 15. Да, здесь с опытом других стран пойдет легче, но все равно это не месяц и не год — понадобится лет десять.

Этим и занимается ICT Competence Center?

Да, нам удалось объединить в один центр ведущих бизнесменов из банковской отрасли, IT и телекоммуникаций. Для борьбы с коррупцией и внедрения элементов e-government объединяются даже конкуренты — внедрение BankID поддерживают «ПриватБанк» и «Ощадбанк». Они понимают, что без объединения усилий стандарт работать не будет. В том, что развитие e-government драйвят частные компании, нет ничего странного —  в Эстонии было точно так же. Правда, там было полегче — была единогласная политическая Воля, сопротивление системы было меньшим. Мы начинаем со Львова, где условия для пилотного запуска наиболее благоприятны. Но, кстати, в министерствах эту идею тоже встретили неплохо — я ожидала более сильного сопротивления. Особенно от спецслужб. Думаю, они осознали, что раз человек доверяет интернет-банкингу свои сбережения, то подачу заявлений ему можно доверить тем более. Теперь даже странно, почему никто не занялся этим раньше.

 А по другим направлениям успехи есть?

Буквально вчера я была в минобороны — мы запускаем проект «Карточка пациента». Хотим создать электронную базу, которая позволит удаленно в любом госпитале страны увидеть, какая группа крови у больного или раненого, на что у него аллергия, чем он болел, какие рентгеновские снимки доступны. В критических случаях это поможет подготовить операционную и медикаменты, когда пострадавшего еще только везут в госпиталь. Начинала бы я с такой программы год назад? Нет. E-government и IT тоже адаптируются к нынешней ситуацией. Я не умею воевать, но те программы, в которых я участвую, могут помочь армии через то, что я умею.

Оставить комментарий

Комментарии | 83

  • Какая-то абсолютно неадекватная статья. Много имен собственных, названий, терминов, но совсем никакого смысла.

    Что нужно знать про венчурных инвесторов:
    — Каково происхождение денег
    — Кто бенефициары
    — Какой бизнес бенефициаров
    — Как указанные данные можно проверить.

    Что нужно знать про представителей венчурных инвесторов:
    — Кого именно представляют
    — Каков список компетенций
    — Каков список полномочий
    — Как проверить указанные пункты

    Ничего этого абсолютно нет.

    Затем фраза «Мы работаем над улучшением инвестиционного климата и привлечением новых инвесторов.». Венчурному инвестору нужны конкуренты на рынке? Нужны другие инвесторы которые будут конкурировать за вложение в стартап, это вообще как? Возникает вообще закономерный вопрос, на чем зарабатывает человек который сказал такую фразу, я могу понять, что человек который сказал такую фразу, зарабатывает не на том, что инвестиция стала прибыльной, а на том, чтобы отнять деньги у инвестора и их попилить. Тогда действительно надо побольше инвесторов.

    Но тогда вопрос, зачем и кому вообще нужен этот человек?

    • Передай своему откормленному хозяину-скоту в рыжей дубленке с красной рожей, шо его времена коррупции прошли. Скоро скота и его прихлебателей вышвырнут из всех инстанций, где можно было наживаться на справках.

      А ты, Лациус, будешь безработным чиновничьим ботом до конца своих жалких дней.

      • Кстати о коррупции. Из приведенного выше анализа двух фраз, понятно, что Мерило зарабатывает не на том, что венчурные инвестиции становятся прибыльными. Но может быть она какой-то правительственный уполномоченный, который зарабатывает на том, что повышает инвестиционную привлекательность Украины?

        Тогда возникает очень интересный вопрос, как именно ее заработки оплачиваются из правительственных фондов, нет ли тут какой-то коррупции? Известно что Яценюк до сих пор не может добиться выплат зарплаты 30000 грн. следователям по особо важным делам. А что такое 30000 в ИТ? Это меньше 1500 долл.

        Так что вопрос, на чем именно зарабатывает Мерило — он не такой простой.

        • Начальник-совок из отдела закупок госконторы тебе не поможет уже, Лациус. Сколько бы он не заносил конвертов кроликам-сеням, не хорохорился бы устаревшим джипом-лексусом, – его услуги больше не нужны. Все будет в электронном виде.

          Поэтому, вопросы о том, кто на чем зарабатывает, можешь оставить дешевому депутату или кто там твой хозяин-плательщик за комменты.

          • Ты какой-то странный тип. И агрессивный. В твоих комментах нет ничего похожего н аргументы. :/

          • а я с ним согласен — с ботами и даунами по-другому разговаривать нельзя.

          • Так подождите, кто тогда из нас даун? Для меня как раз такие как он. ЕЩЕ РАЗ ДЛЯ ТУПЫХ: Приводите аргументы, цифры. Статистика никогда не врет. Остальное – как раз и есть брюзжание даунов. :/

          • да ты не парься — таких как ты за километр видать.
            а если что не понял, просто перечитай что тебе написали выше ))

          • Мне? Ахахахах? Идиот. Ты намекаешь что я бот или купленный ботоподобный? Ахахахахаха!!! Без комментариев! Анонимусы зажигают!

          • Михаил, прежде чем писать что-то определенному персонажу, посмотрите содержание его других комментариев. У тех двоих с кем вы тут пытаетесь общаться — все комментарии в стиле «бугага», «кто здесь». О чем тут можно с такими троллями спорить?

          • Да мне грустно, потому что AIN был очень крутой. А потихоньку превращается… не ясно во что. У меня бы рука не поднялась писать об этих казнокрадах, или бандитских мордах которые отмывают бабло.. а тут что-то в тардиции входит 🙁 Или какой нить кэп. «о» или лайфхакер 2 :/ Еще и боты, или просто …. грустно короче 🙂

          • Понятно. Я эти времена не застал. За то время когда я этот сайт читаю, я не видел здесь кроме заказных материалов ничего кроме «пять способов сделать это», «десять цитат надерганных оттуда», «двадцать шесть картинок с котами/домами» и тому подобного. Поэтому, собственно, то что вижу воспринимаю как обычное состояние. Дескать, какая страна, такие и ИТ-СМИ.

          • Лациус, ты набрал уже знаков на пару статей в этой ветке. Только для кого ты так распинаешься?! Ты – дешевый комментатор, а Яника делает дело.

            Если тебе еще за это не платит конкурирующий с Яникой депутат, то ты еще и пустозвон, что даже бабла не поднял.

          • Да, невозможность признания факта правды тоже неотъемлемая часть ботов и даунов.
            И их это бесит, это тоже факт.

          • Аргументы?! Пойти и сделать лучше, а потом критиковать. Критикующий должен быть готов занять место критикуемого, иначе – это все бла-бла-бла.

    • Какой-то абсолютно неадекватный комментарий. Много херни не по теме статьи. Статья не про венчурные инвестиции.

  • Кстати сочетание e-goverment и венчурных инвестиций — это тоже какое-то вредительство. Как ни крути, создаение e-goverment — это изъятие ресурсов из отрасли венчурных инвестиций. Прежде всего трудовых ресурсов. Ну и финансовых тоже — государство может потратить деньги на e-goverment, а может потратить на частичную поддержку стартапов.

    Как может один и тот же человек быть вовлечен в процесс привлечения венчурных инвестиций и при этом говорить про e-goverment? Это выглядит так, что человеку просто все равно что пилить: можно попилить деньги венчурных инвесторов, а можно попилить деньги государственные. Что дадут.

  • Молодец.

    Правда я все равно не понимаю какое отношение инвесторы и прочие финансисты имеюют отношение к IT. Е-говермент и то ближе 🙂

  • Это даже не аматорство, а просто вредительство какое-то начинать e-gov закладывая в основу BankID или MobileID. С одной стороны я понимаю логику по уменьшению усилий ради конечного результата, с другой — это расширение полномочий и влияния именно тех структур которые формируют, хранят и могут вносить изменения в те же BankID или MobileID. Это изначально неверный подход, если говорить о e-gov. Для его построения нужно изначально закладывать правильную, общую для всех, архитектуру, основанную на независимых государственных идентификаторах таких как паспорт или ID карта с общими для всей страны правилами, которые в принципе являются только инструментом, а «сердцем» должна стать центральная БД. Все остальные ID априори сделаны на их основе. Плюс обязательным должна быть частичная деперсонификация граждан согласно защите их персональных данных, и много других нюансов, которые не надо придумывать.
    А нам предлагают заново придуманный велосипед на основе самого крупного банка и мобильного оператора. И всё это… вау… на красивом сайте. Тот кто хоть малость понимает в e-gov знает что это лишь вершина айсберга а суть таких систем абсолютно лежит в другом.
    В общем начинал читать статью с желанием узнать о новом специалисте, а оказалась просто девушка попавшая в нужное время в нужное место, и не более. Как Черновол с её электрокаром. Очень жаль.

    • А кто сказал, что BankID и MobileID будут единственными ключами для идентификации человека? Просто они удобны и работают. А для тех, у кого нет интернета, услуги можно было бы получать через терминалы с идентификацией по паспорту (уже собираются вводить «пластиковые» паспорта-карточки).

      • Знаете, дом тоже можно построить сначала поставив стены, а потом залить фундамент. Но есть проверенный столетиями метод, который говорит о правильности обратного подхода. Тут тоже самое. Все дополнительные методы такими и являются. Но как вы заметили они будут не единственными — а это почти тоже самое как гарантировать безопасность замка к которому есть много разных ключей. Защищенность и безопасность BankID и MobileID оставляют желать лучшего. Возможность вносить в них изменения или даже блокировать (к примеру за не уплату кредита или чего то еще) — в принципе является инструментом шантажа.
        То что вспомнили про карточки, опять же говорит, о том что вы не вникаете в суть, карточка это только инструмент (при чем в нашей стране неплохого распила), карточка и любые идентификаторы или полу профильные сайты и тд… без общей системы с единым «сердцем» такой e-gov что мертвому припарки. Эта система сама по себе намного больше чем просто карточки, терминальчики и тд… Это информационные мозги государства. Эта система которая экономить миллиарды, без преуменьшения, средств. И поверьте мне наслово, всегда когда при её построении в первую очередь говорят о каких либо её инструментах, а не о самой системе — можно смело ставить на этом крест. Это четкая вертикальная иерархия, выстаивать её начиная с инструментов тоже самое что сначала строить стены. Я могу много наводить примеров и уязвимостей того что нам предложили выше — но повторюсь еще раз — не надо заново придумывать велосипед.

        • Ну мы же обсуждаем сейчас стены, не зная, какой закладывается фундамент (о нем в интервью даже не спрашивается)…

          • Я про то и говорю, что когда в любом упоминании такого дела в первую очередь упоминают стены, значит можно смело делать вывод, что говорящий человек, либо, мягко говоря, не особо разбирается в вопросе (как упомянутая Чорновол с электрокарами), либо, что хуже — специально не говорит о сути — прикрывая какие либо махинации. Знающий и понимающий человек который действительно хочет построить e-gov так бы не сказал. То что мы обсуждаем стены говорит о том, что нас намахают на фундаменте. А её прямым текстом спросили именно о e-gov — он и есть наш фундамент и основа всего остального. А она в ответ вылила все кроме сути, и про идентификаторы и про львов и про молодых и энергичных и тд… Если бы она сказала, да у нас есть такие то и такие то проблемы (нет меж министерской связи, разрозненные БД, и тд), идентифицировала бы проблему; для её решения мы разработали единую концепцию, может даже архитектуру решения, где основными позициями мы закладываем то и то — то я бы врят ли бы все это писал. А так за полтора года не понять что такое e-gov, как и главное для чего его строить — это очень печально. С учетом того что есть масса литературы, при чем заметьте печатной, а не наброски в сети по этому вопросу, у неё есть доступ к гос. ресурсам и все что мы за полтора года получаем — «мы где то в 96-97» году от Прибалтов … ну смешно просто.

          • Мда… Из одного интервью с поверхностными вопросами вы делаете такие глубокие выводы…

          • Давайте запомним это интервью и посмотрим что из этого выйдет. Когда вся эта затея с e-gov превратиться в очередной распил, в лучшем случае, тогда и будем говорить о глубине выводов. Но я к сожалению, знаю вопрос, может не на все 100, но достаточно чтобы понять что из этого будет даже по такому интервью. Ну и плюс опыт того как у нас все делается… точнее через что.

          • Она же сказала, что есть проблема отсутствия баз, или же то что они разные. И предлагает копировать решения блоками из других стран — из той же Эстонии. По-моему, все логично. Эстонский вариант подойдет и нам, потому что они тоже начинали с похожего.

            По идентификации есть смысл её сделать разноплановой, чтобы человек мог использовать и банковскую карту, и моб.телефон и паспорт (или что там его заменит) и т.д.

          • Базы министерские как раз присутствуют, проблема как раз в разности подходов к их построению и ведению. Да и само их наличие зачастую ни к чему не видеть так как использование их остается на начальном уровне, у каждой по своим причинам. У нас такие системы построены от требований министерств, а необходимо от требований государства. Конечно можно приводить аргументы Эстонского опыта, но будем объективны, с сегодняшними темпами развития весь тот опыт уже устарел как 19ый век. Это как раз не логично использовать его. Есть решения, в десятки раз дешевле, намного проще и более надежней. Про идентификацию — вы говорите про вторичную, то есть как ключ (по согласию и желанию человека) к основному источнику, которым несомненно должны стать оф. гос документы, такие как ID карта или паспорт. Конечно вторичные инструменты как банковская карта могут быть привязаны к ним, к примеру для реализации двухэтапной аутентификации пользователя в системе, но не более. Сама по себе банковская карта той же Визы, МастерКард имеет свои требования, и я на 99% даю гарантию, что в таком случае работа будет не с картой как с носителем, а с БД банка эмитента (в лучшем случае, если не придумают какой либо обходной агрегатор), а это уже уязвимость. В общем должен быть уникальный для каждого гражданина идентификатор, вшитый в максимально защищенный носитель и соответствующие центральные и резервные БД, и который бы распознавался бы во всех других структурах согласно их правам просмотра — кому то только ФИО, а кому то и медицинскую и кредитную истории. Если же система не будет иметь единого подхода или будет иметь уязвимые инструменты идентификации её можно сразу хоронить. Возвращаясь к той же Эстонии, у неё очень много функций и возможностей e-gov не реализованы, а бюджеты которые они «освоили» (да так же ка у нас) которые были выданы Европой, и на то и на наше время, просто колоссальные. Но надо отдать им должное они не просто часть освоили, но хоть что то построили. Мне больше кажется что фраза копировать блоками больше несёт отказ от ответственности чем от желание сделать правильно.

    • С BankID все понятно. Это придумал Дубилет, а не Мерило. Дубилет тут полностью в своем интересе, и его тут осуждать и обсуждать нечего. Но эта статья про Мерило. Кто такая, чем живет, чем занимается. И статья тут ответов на эти вопросы не дает, и наоборот, отвергает некоторые из вероятных ответов на эти вопросы.

      • mail.gov.ua такой же гибрид как и предложения выше — в чем разница между «идентификацией пользователей государственных» и идентификацией граждан как таковых? зачем дублировать ряд функций которые и так выполняет государство? только для того чтоб какой то чиновник написал красивый отчет? и какова в это его добавочная стоимость и стоимость всей такой системы? сам процесс идентификации в e-gov это всего лишь инструмент а не сама цель.

  • «Меня раздражают умники, которые говорят, а не делают» – а как меня раздражают такие умники, которые что-то делают, и это ни как не сказывается ни на стартапах, разве что на единцах не создающих статистику, ни на экономике ни на чем.

    Такая себе девочка, с баблом (не важно конечно откуда), которая умничает, а толку нет. Или вы хотите сказать в Украине хороший климат для стартапов? Или вы хотите сказать у нас это в принципе возможно?

    Пустозвонка какая-то. Украина не привлекательна для инвестиций, ангелы? У нас вообще их нет. А если и есть то для таких как Эдвайс Валлет, или подобные им. :/ А еще в последние годы в моду вошло отмыв бабла на IT проектах, так что скоро заживем! Ага!

    • Мне кажется вывод про «девочку с баблом» тоже несколько преждевременным. Возможно никакого бабла нет, а фотографии с Дубилетом делаются, и фразочки создающие впечатление о коротком знакомстве с нужными людьми кидаются, именно для того, чтобы бабло у кого-то выдурить.

      Я с самого начала написал, что статья не содержит ни грамма фактической информации. В том числе нет и никакой информации про то что «девочка с баблом».

      На этом сайте уже были аналогичные заказные статьи про какого-то американского странного чудика с украинским именем, который везде писал как хорошо делать стартапы на Украине во время войны. Такие статьи заказываются на популярном сайте в тяжелое для сайта время, когда деньги больше взять неоткуда, для того чтобы пропиарить конкретного человека, имеющего, зачастую, не самые благовидные цели.

      И заказать такую статью стоит недорого.

      • Энивей тут суть в том, что в Укрине нет нихера, а понтов на мульоны. :/ Это меня печалит. А потом мы стартапы видим типа doc.ua бесполезное говнище…

        • Ну опыт кидать понты — тоже дело полезное. Потом когда тяжелые времена пройдут — может и пригодится. Пока что и понты кидать — тоже плохо получается. Но надо учиться. Журналистам AIN.UA — тоже.

      • А вы бы представились, прежде чем такую чушь писать

        • Извините если обидел. Если ваши журналисты за этот материал не взяли денег — это еще хуже. Материал сам по своему качеству, содержанию, лексическим и семантическим свойствам выглядит точно как заказной материал.

          Если для ваших авторов текстов такой стиль написания является обычным — у вас очень плохие авторы текстов.

          • Совсем не обидели. Просто мы составляем типологию комментаторов. Типаж, которого не устраивает герой статьи и сама статья, который обвиняет журналистов в продажности и непрофессионализме, при этом трусливо прячась за псевдонимом — будет носить ваше имя

          • Ну-ну 🙂 не скромничайте. Вы ведь, прекрасно знаете, что перевод дискуссии с содержательной плоскости, на личность собеседника — отличный признак потери эмоционального равновесия. Как я мог вас вывести из равновесия? Разумеется только обидев.

            Кроме того, я вас в продажности не обвиняю. Я так думал что это я вам наоборот комплимент сделал. ИМХО для журналиста продажность — это гораздо более позитивное качество чем непрофессионализм.

          • Нет, меня выводит из равновесия не только обида. В данном случае, например, отвращение вперемешку с жалостью

          • Ну вот, а теперь вы пытаетесь обидеть меня. Совсем плохо. Прежде чем писать следующий комментарий, выпейте кофейку и задумайтесь как вы смотритесь со стороны.

          • Нет, вы просто сделали ошибочный вывод, а я вас поправил.
            К вам еще один вопрос (вы, правда, и на первый не ответили). Вот вы пишете, что сайт читаете постоянно и не видите ничего, кроме заказных материалов и «5 способов сделать это, 10 цитат надерганных оттуда-то» и т.п. Скажите, что это за форма мазохизма такая? Что заставляет вас и дальше читать сайт и даже активно комментировать?

          • Отвечу.

            Во-первых при всем при том, это лучший тематический сайт в стране. То есть остальные еще хуже. Нужно же быть в курсе.

            Во-вторых, что греха таить, наблюдение за качеством ваших материалов позволяет повышать собственную самооценку.

          • В этом вы, безусловно, очень нуждаетесь.
            Но в любом случае спасибо за ответ.

          • Нуждаюсь, нуждаюсь. Спасибо вам за то что вы есть. Без вас было бы гораздо сложнее решить эту проблему.

          • Судя по всему, Лациус — работник госконторы, возможно, разрабатывающей какую-то систему уже в течении многих лет.

    • как по мне, так лучше быть девочкой с баблом, чем мудилой-критиканом в штанах и без бабла.

      совесть всегда надо иметь, чел.

      • Причем тут совесть вообще? Мою родину продолжают грабить всякие мудаки (и мудачки если хотите), создавая видимость не ясно чего, учат других жить, и все такое… И что? И причем тут критикан? Объективно: зачем говорить о том то я разработал новую машину, если я ее не разработал?

        • да, поправлюсь:
          кроме совести надо иметь ещё и мозги.

          думать, что некая «девочка с баблом» грабит твою родину и не видеть настоящих грабителей — это надо постараться.

    • маловато отмазок вы придумали, чтобы ничего не делать.

      • Как меня бесят такие персонажи как ты. Кто тебе сказал что я ничего не делаю? Вы дебилы, кушайте кашу с мухами, которую вам подсовывают. Надейтесь. Я в сторонке постою.

        Или я должен что-то делать для еб#$#$го государства? Типа что? За свои деньги Урны по городу ставить, как я это уже делал например. Или что? А ну да ну да, нужно стать таким же как эта барышня да?

  • проект там, проект тут… Нет системного видения внедрения IT в каждой госструктуре или госсервисе. Это грустно.

  • Насколько дико для ИТ-шника смотрится вообще сам факт доказывания удобства всех онлайн-выписок и дествий.
    Успехов, Яника!
    И спасибо огромное от всех нас!

    • насколько дико видеть «ИТ-шника», у которого e-gov сводиться к удобству получения онлайн выписок и неких действий (это для меня отдельная загадка, надеюсь опечатка). К примеру слушали сегодняшнюю новость о том что в семьях переселенцев родилось за последний период 3000 детей. Казалось бы, ну и Бог с ними родились и ладно. А теперь посчитайте сколько людей были заняты в подсчете этих детей: каждый роддом сформировал список, передал в район там сделали сводку по району передали дальше дошли до области, оттуда попали в руки Министру, допустим здравоохранения. Итого чтоб он получил эти данные было задействовано как минимум три чиновника. Теперь перейдем к сути информации — она не операбельна изначально. Ее нельзя никак использовать, отследить, в лучшем случае она будет у него на компьютере, в худшем — на распечатанном отчете. Что дальше делать с этой информацией? А если через пять дней данное число увеличиться с 3000 до 10000, 7000 из которых будут проживать в городке насчитывающим всего 15000 человек. Сколько нужно будет времени чтобы донести данную информацию до того же Министра, и захочет ли он делиться к примеру с Миносоцполитики? В итоге мы получаем что государство тратит уйму денег на чиновничий персонал который предоставляет неэффективную, я бы сказал, мертвую информацию. И это один сотен из вопросов которые решает e-gov, предоставляя эту информацию задействуя всего двух человек, а стоимость доставки такой информации стремиться к нулю.
      Сказать вам еще для справки сколько к примеру нужно времени чтобы внедрить такую систему, если у государства есть реальное желание? Года четыре — это полностью вылизанная и рабочая во всех министерствах и на всех уровнях система. За полтора года это уже реализованный пилотный проект. Но для вас как для «ИТ-шника» первоочередным кажутся выписочки онлайн. Печально. Может потому народ выше так и ругает наш ИТ сектор если… ну да ладно.
      Успехов, Янике, водить за нос людей еще полтора года.

      • послюшай.
        если ты родился в дерьме, то оставаться в дерьме — это твой личный выбор.
        не надо его навязывать другим.

        а хаять тех, кто хочет тебя оттуда вытащить — это вообще моветон.
        и да — прикинь, меня не интересует платно они меня из дерьма вытащат или бесплатно.
        потому как сейчас ты сидишь в дерьме не просто платно, а почти половиной своей рабочей жизни — тебя облапошивают на каждом шагу, а ты не хочешь это менять.
        вот жеж ты чудак.

        • Ну мы во первых с вами не пили, так что оставьте такой тон своей маме или папе, или кто вас там воспитал. Во вторых. Если вы не видите разницу между тем, что как вы выразились «дермье» вам положат сверху вишенку и назовут это вытаскиванием, вместо реальных действий, то мне вас очень жаль. Из того самого «дерьма» вас не вытащить даже силком, ведь вы просто не понимает, а как это иначе.

          Я как раз хочу менять, но хочу менять правильно, а вам достаточно вышеупомянутой вишенки — как вы близко подошли к сути вопроса — того решения которое будет сделано через одно место. И поверьте, я бы никогда не «хаял тех», просто я знаю разницу, и это далеко не те.

          И мой совет, в следующий раз прежде чем писать что то в таком роде и таким стилем — отправьте всё на рецензию любому знакомому лицу. Если и они такое пропустят, то мне очень жаль что у нас с вам одинаковое право голоса.

          • ой, Андрей, у тебя есть проблемы побольше, чем привычки гнилой интеллигенции выкать.
            ты — типичный представитель поколения «ничего не делаю, но трындеть умею и всем укажу как им работать».

            я не уважаю такой подход, можешь его не аргументировать даже — он гнилой в корне как бы ты его ни прикрывал красивыми словами.

          • Местоимение «вы», я как раз использую в сугубо его литературном смысле — почитайте не повредит. Может тогда поймёте. И очень смешно указывать на моё поколение не зная моего возраста, ну да ладно. Знаете, нет разницы в поколениях, есть в образовании воспитании. А относительно моего безделья … аналогичный подход как и возраст — ничего не знаю но буду писать лишь бы было. Вы бы вместо того чтоб мнить себя крутым айтишником, который и пары книг в жизни не прочитал, восполнили бы свой пробел. Может быть нашли бы где то внутри себя мужчину, может даже человека, который может принимать свои ошибки, пробелы в образовании и знаниях, и брали бы на себя смелость извиняться за них и восполнять недостатки. А уважение ваше, вы уже мне поверьте, никому не нужно, разве что собутыльникам или корешам сиделым. Это для них не важны не факты и не аргументы, а только уважение. Мир вам.

          • да-да, типичный подход «я бездарь, но зато культурный, не что иные».

            хоть имей честность сознаться самому себе.

          • типичное «я бездарь, но зато культурный, не чета другим».
            фи…

      • Бля, при чем тут Мерило к государству? Ты через анальное отверстие статью читал? Она проявляет частную инициативу, и ушла с должности советника именно потому, что государство нихрена не проявляет инициативу.

  • Видите, Яника, все сработало как надо — мотивация ваша только укрепилась. Именно эта цель и преследовалась) Вы меня забанили) плюс я вижу, контакты с теми — кто знает нашу страну и ее реалии) это просто отлично! Что еще хотел добавить — мое личное мнение, немного больше уверенности, но без лишнего нахальства + спокойствие — когда вы общаетесь с людьми. Я желаю Вам удачи, но не розслабляйтесь! 🙂

  • Электронное правительство это страшный сон для чинуш! А как же тогда взятки брать? А как же тогда заработать по 300 долларов за разрешение на приобретение оружия… Хотелось бы но я почти уверен, что ничего из этого не получится. И года не прошло а серая масса уже ноет, что все так плохо и хотят как раньше (типа как угодно, лишь бы не было войны) Типичная вата! Угадайте, за кого эта большая часть будет голосовать на следующих выборах? А я вам подскажу. За популистов рыгов (теперь они опозиционным блоком именуются) Вот увидите, серая масса выберет опять прокацапских и Украина опять покатится по московитскому вектору!

    • «А как же тогда заработать по 300 долларов за разрешение на приобретение оружия»
      Сколько??? Это что за лошара столько заплатил за разрешение? И главное — нахуа?

  • Глупа как пробка. Как попугай нахваталась слов, смысл которых не понимает и жонглирует ими.

  • А тепер давайте на чистоту і без популізму:) Пані Яніка хоч на 1 зборі UAngel була присутня? 🙂
    P.S. Нічого особистого, просто констатую факти, які варто було б перевірити перед публікацією 🙂

  • 90% комментаторов дрочат на Янику в прямом и переносном смысле, но боятся в этом признаться. Сборище критикующих, нихуя не могущих сделать, ботанов.

  • Всю статью можно заменить словом «ничего»

  • Багато самопіару. Занадто мало сутності.

  • Что-то комментарии похожи на парад непризнанных гениев.

    Любая инициатива в государственном аппарате — долгие и нудные танцы с бубном, один простой сайт могут обсуждать и согласовывать месяцами, это в силу бюрократических рамок и нежелания чиновников. Поэтому рубиться там надо жестоко и из-за этого концепция проекта и пути реализации могут меняться десятки раз. А это, в свою очередь, иногда размывает общую идею, поэтому создается впечатление несистемного подхода. Главное, что уже кто-то начал это разгребать. А уйдет на это лет 5.

  • Так, а что сделала то в итоге ?

  • ИБД (Имитация бурной деятельности, Симбурда или Сибурда, франц. «Симбурдэ» — симуляция бурной деятельности) — процесс, осуществляемый офисными работниками, преимущественно корпоративными страдальцами и их непосредственным начальством, что не менее важно. Нередки случаи ИБД в рядах работников неумственного труда. Основная суть ИБД заключается в изображении активного трудового усердия, как правило сопровождающегося трудоголизмом, лизоблюдством и завышенной самооценкой, а также завышенной оценкой результатов собственного труда.

  • Баба ITишник — спасибо посмеялся.

  • Всё — ушла — «Мне очень жаль, но я уже не советник. Для меня электронное правительство приоритет, для него — нет, и вне министерства продвигать идею мне проще»

Поиск