«Закрепляемся и окапываемся»: Николай Палиенко о реорганизации Prom.ua в группу компаний EVO

15423
19

За восемь лет существования маркетплейс Prom.ua не только вырос до товарооборота в 4,9 млрд. гривен в год, но и запустил несколько отдельных площадок. С мая 2016 года компания укрупняется под новым корпоративным брендом – ЕVO. О причинах и ожидаемых последствиях процесса, а также о наиболее ярких трендах е-сommerce AIN.UA рассказал сооснователь и директор компании Николай Палиенко.

Почему компания проводит реорганизацию?

Еще полтора года назад мы приняли решение выделить компании, которые приносят стабильную прибыль, и новые направления развития. Теперь реализовываем эту стратегию.

Уже больше года мы создаем новые сервисы. В феврале 2015 года мы купили «Метнись Кабанчиком», в прошлом году запустили Zakupki.Prom.ua, а в этом – Bigl.ua и Crafta.ua. Мы уже ощутили первые материальные результаты отдельных проектов. Называть их «Промом» — не слишком удачный вариант. Поэтому мы поняли, что нужно переформатироваться в группу компаний. В конце концов, Google тоже сделал Alphabet (смеется).

WSS_3524

Вы выделяете в отдельный бизнес только новые площадки?

Мы ничего не выделяем в отдельный бизнес. Все остается, как и было. Сейчас мы просто причесываем структуру. Это обычный процесс естественного развития – превращения одного сервиса в группу компаний. Единственное, что изменилось – это то, что назвали мы ее не «группой компаний Пром», а «группой компаний ЕVO».

Дело в том, что «Пром» – это отдельный проект, который работает на украинском, беларусском, российском и казахстанском рынках. Но он – всего лишь часть того, что мы делаем. Каждый наш проект – совсем новая специфика.

Evo

 

Как отнесся к реорганизации ваш главный инвестор – Naspers?

Naspers действительно принадлежит более 50% компании, но мы втроем (Николай Палиенко, Тарас Мурашко, Денис Горовой – ред.) остаемся и авторами, и совладельцами проекта. Мы ничего не меняем в корпоративном значении, а просто строим объединяющий корпоративный бренд. Видим, что нам так будет удобнее вести бизнес дальше – уже как группе компаний. Это наше внутреннее решение, которое поддержали наши инвесторы Naspers.

Founders

Расскажите о результатах ваших проектов за последний год?

Товарооборот на Prom.ua в 2015 году вырос в два раза по сравнению с 2014 годом, до 4,9 млрд. гривен, – при том, что рынок по самым оптимистичным оценкам вырос на 30%. И рост продолжается. Например, в марте сделали больше заказов, чем в декабре, перед Новым годом. 

В середине февраля мы запустили Bigl.ua, отобрав продавцов, которые научились продавать так, что это доставляет радость клиентам, – что далеко не всегда является правилом в украинском интернете. По результатам марта количество товаров, категорий и заказов на «Бигле» выросло в три раза по сравнению с февралем. Всего в начале апреля на маркетплейсе было 13 млн товаров, 15 000 заказов, а товарооборот – более 7 млн гривен.

Не боитесь, что этот «конкурент» обгонит Prom.ua?

Нет. Мы выступаем за синергию: однозначно будем пытаться, чтобы эти проекты обменивались и клиентами, и продавцами и покупателями – и всем от этого становилось только лучше.

DSC_4473

Как обстоят дела с Zakupki.Prom.ua?

С 1 апреля вступил в силу закон, который обязывает государственные организации проводить тендеры по закупкам через систему Prozorro. Один из операторов этой системы – Zakupki.Prom.ua. Почти половина госзакупщиков объявляют тендеры через нашу площадку. Уже стало понятно, насколько это мощная система.

Некоторые закупщики еще пытаются петлять и использовать различные схемы. Например, искусственно завышают стоимость, чтобы показать, как много государство «сэкономило» при покупке. Некоторые – проводят тендеры ночью, другие – не заключают договор с победителем. Но главное достоинство проекта в том, что все нарушения видны.

К тому же многие закупщики начали работать честно и мы видим, что появляются компании, которые строят свой бизнес на продаже государству, но не так, как это делалось раньше, а в нормальной, честной и конкурентной борьбе. Есть тендеры, где собирается по 15 участников. Государство активно выходит в e-commerce.

DSC_4448

Что у вас в планах на ближайший год?

Вы знаете, что государство не только покупает, но и многое продает. Проблема в том, что если закупает оно централизовано и есть министерство экономики, которое за это отвечает, то для продажи нужно просто объявить аукцион и при этом нет единого органа, который необходимо поставить в известность.

Например, город продает магазин на центральной площади. Понятно, что там есть огромная коррупционная составляющая. Аукцион можно провести миллионом способов, так, чтобы о нем никто не узнал, кроме своих заинтересованных лиц. Сейчас есть инициатива по переводу всех аукционов в электронный вид, чтобы было не 50 разных систем, а все аукционы стали частью одной системы, как получилось с госзакупками и ProZorro. Наша задача на 2016 год – помочь опытом в реализации аукционов точно так же, как помогли в реализации тендеров.

Как нынешний кризис проявляется в е-сommerce?

В электронике – не очень хорошо. А одежда, например, растет. Лучше всего про e-commerce знает «Новая почта», а она утверждает, что есть рост. Как я уже говорил, практически все наши маркетплейсы растут – но у нас своя специфика.

Проблематика e-commerce следующая. Стоимость владения онлайн-магазином увеличивается. Позволить себе разработчика становится все дороже и сложнее, ведь их зарплаты ориентированы на внешние рынки. А средний чек растет не так быстро.

DSC_4469 (1)

С другой стороны, есть много готовых инструментов, которые позволяют торговать в интернете без создания собственного магазина. И инструменты эти не дорожают – мы не поднимаем цену уже достаточно долго. Например, стоимость годового размещения в самом популярном пакете в пределах 200 долларов в год, что более чем доступно для малого бизнеса.

Мы видим как увеличение количества продавцов, так и увеличение заказов. Обе эти цифры растут из года в год. Но думаю, что в офлайне все намного сложнее. Хотя вот у «Сильпо», например, рост в первом квартале на 30% год к году. Наверное, дно уже достигнуто. Теперь главное, чтобы снизу не постучали.

А есть какие-то новые тренды последних лет в украинском е-сommerce?

Увеличивается количество украинских товаров. Становится больше производителей. Еще, конечно, очень далеко до Китая и прочих стран. Но по сравнению с тем, что было 3-4 года назад, когда украинских практически не было, результаты очень заметны. За 2015 год на Prom.ua количество товаров украинского производства увеличилось на треть. Это интересный тренд, который объясняется точно не патриотизмом – он может дать всего несколько процентов.

Это явный признак того, что Украина начала что-то производить. Раньше предприниматели думали, что привезут импорт и продадут, а сейчас перед ними задача посложнее. Люди у нас, к счастью, предприимчивые. Это обязательно даст результат, и со временем количество перерастет в качество. Уверен, у Украины есть перспектива повторить путь Турции и Польши при должном развитии событий.

Оставить комментарий

Комментарии | 19

  • Ресурс типичных разрабов. Ни тебе дизайна, ни UX, ни толкового профилирования (особенно повесилили средства «для повышения потенции» в строительных материалах). Полный УГ, сделанный школьниками и распиаренный SEO'шником-практикантом. Пока вот такие ресурсы будут существовать — до тех пор не видать Украине хорошего IT.

  • Сайтом закупок неможливо користуватись. Фільтри для комерційних пропозицій не працюють. А якщо вибрати державні пропозиції встановити фільтри, то вони збиваються якщо змінити фльтр статусу закупок.

  • на самом деле пром клевый, особенно для начинающих.
    дизайн основная трабла …

  • пром.юа проект интересный, сам часто на нем ищу для себя что -либо, но честно как для владельца магазина это жесть-после регистрации, столько настроек для магазина и до того неудобный кабинет, что просто забил.
    а еще кошмарит менеджер, который за тобой закреплен и названивает часто, хотя ему было озвучено, спасибо за предложение все вижу, как надумаю сам с вами свяжусь.

  • prom.ua просто повезло «родиться» на украинском рынке торговли в интернет. пожалуй, такое возможно только на постсоветском пространстве. где основным фактором конкуренции является ценовой фактор. действительно, зачем платить деньги за индивидуальный функциональный магазин, если можно арендовать его на проме за пару тысяч гривен в год. это как, зачем строить свой супермаркет, если можно снять палатку на рынке. этот феномен украинского е-коммерц я бы объяснил огромным количеством малого и среднего бизнеса без инвестиций со стороны и желания развиваться. но ребята словили волну, молодцы.

  • да уж, сколько раз пытался что-то купить через пром — от стройматериалов до электроинструмента — удавалось крайне редко.

    но вот вроде зашевелились — аукро и олх, наверное, наступили на хвост)

    пойду посмотрю crafta.ua )

  • 6 лет оплачиваем услуги пром.юа. Прошли путь от тестовой бесплатной регистрации до платных пакетов. Зарегистрированы на практически всех подобных площадках в Украине, беcплатная регистрация на tiu.ru и два года платной регистрации «Gold supplier» на Alibaba.com. Есть база для сравнения и понимание как действительно это должно работать.
    Последние пару лет пром.юа демонстрирует очевидный регресс. Количество посетителей снизилось в 5-10 раз, количество заказов минимум в 10 раз.
    К написанию этого комментария вынудила «работа» так называемой «службы контроля качества» — эталона анонимной тупости и наплевательского отношения к своим клиентам. Публикация не проверенных, хамских и лживых отзывов зачастую от ничего никогда у нас не покупавших, которые по несколько дней приходится со скандалами удалять проводя «расследования». Полное отсутствие обратной связи. Менеджер, которая ведёт компанию может выписать счёт и подсказать по функционалу, который мы уже знаем лучше неё. Всё. Больше никаких контактов. За всё время нам ни разу не позвонили из «службы контроля» и ни разу мы не получили ответ от сотрудника с ФИО и должностью. Пром.юа объясняет это соображениями безопасности. Какая безопасность? Не смешите. Присвойте им номера. Или вы думаете не понятно, что этими ответами занимаются стажёры-однодневки, которые копируют абзацы из вашей методички и не вникают в суть вопроса. Вынуждая тратить время на подробное и аргументированное описание конфликтной ситуации в ответ присылают одни и те же АНОНИМНЫЕ копипасты из методички со смыслом «не противоречит правилам публикации» и «свяжитесь с клиентом». Создаётся впечатление, что наши письма никто не читает. В своих пиар-статейках вы сравниваете себя с Алибаба. Вам до них как пешком до Парижа. В отличии от вас на любой вопрос заданый Алибаба на помощь приходит несколько человек с письмами с нескольких электронных почт и списком из десятков контактов вплоть до домашних телефонов и искренним желанием помочь. Кто вас научил этой анонимщине? Что это за e-commerce – дикость?
    Работа «службы контроля» это не компетентность её анонимных сотрудников, её руководителя или политика компании? Как компания, которая платит вам 6 лет может сталкиваться с такими проблемами? Вы читаете отзывы о себе? Те кто начинал с вами в шоке от происходящего. Вы не «окапываетесь» вы «закапываетесь». На озывах.нет ваша отценка «ужасно» 48,8% и «плохо» 10,4%. Почитайте на досуге.
    Информируем вас, что если в ближайшее время вы не измените свою политику по отношению к тем, кто вам платит мы начнём официальную переписку с Naspers подробно информируем их о происходящем. Интересна их реакция. Если бы такой цирк происходил в компании из структуры той же Алибаба, то вам бы моментально вправили мозги и вылечили бы от звёздной болезни.

  • Лучший комент из далёкого 2013, актуален как никогда.

  • Похерили Аукро, падлы

Поиск