В декабре 2016 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины от 20.12.2016 г. № 1791-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины…», который вводит обязательное использование РРО для всех продавцов «технически сложных бытовых товаров», к числу которых относятся бытовая и компьютерная техника, цифровая электроника и некоторые другие технологичные товары.  Закон вступает в действие одновременно с Госбюджетом Украины на 2017 год.

Кто попадает под необходимость использования РРО?

Обязательство использовать кассовые аппараты или фискальные регистраторы (РРО) и выдавать фискальные чеки не будет зависеть от оборота бизнеса или места торговли: если есть факт продажи «технически сложных бытовых товаров» за наличные (или платежной картой) – нужен и РРО. В том числе под действие нормы попадут ФЛП (укр. ФОП) на едином налоге 2й и 3й групп с оборотом до 1 млн грн, интернет-магазины, торговые точки на рынках и пр.

Одновременно в «Закон о защите прав потребителей» вносится норма, что покупатель для получения права на гарантийное обслуживание или обмен должен будет предъявлять чек «в соответствии с Законом об РРО» – а, значит, покупатель будет напрямую заинтересован требовать у продавца чек. Норма не распространяется на технику, купленную до принятия Закона.

Что касается типов товаров, для продаж которых нужен будет РРО, то к понятию «технически сложных бытовых товаров» Закон относит «непродовольственные товары широкого потребления (приборы, машины, оборудование и пр.), которые состоят из узлов, блоков, комплектующих изделий, соответствуют требованиям нормативных документов, имеют технические характеристики и сопровождаются эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок».

Вопреки распространенному заблуждению, Закон не требует применять РРО при продаже всех подлежащих гарантии товаров, если они не являются прибором, оборудованием. Т.е. если вы продаете мебель, сантехнику, электролампочки или другие товары с гарантией, то в правилах применения РРО для вас ничего не меняется.

Конкретный список «технологически сложных бытовых товаров» именно с целью применения РРО должен быть утвержден Кабмином в ближайшее время. Однако, уже сейчас на основании похожего действующего списка товаров для гарантийного обслуживания, понятно, что в перечень попадет крупная и мелкая бытовая техника, компьютерная техника, смартфоны, цифровая электроника – ведь именно ради контроля над этим масштабным и традиционно «серым» сегментом экономики и затевалась реформа. По оценкам экспертов, до 60% этого рынка находится в тени, и фискальная служба намерена с этим бороться.

Есть ли теперь способы не использовать РРО в интернет-магазине техники?

Учитывая нововведения, у интернет-магазина при продаже техники остается единственный способ уйти от использования кассового аппарата (РРО): вести расчеты исключительно через банки. Т.е. вы выписываете клиенту счет, с указанием официального расчетного счета вашего предприятия и назначения платежа, клиент оплачивает его через банк, и при выдаче вы предоставляете ему расходную накладную с печатью и подписью, которая и является в данном случае расчетным документом.

Что делать, если интернет-магазину нужен РРО: пошаговая инструкция

Прежде всего, поясним: то, что в народе называют «кассовый аппарат», юридически называется «регистратор расчетных операций (РРО)», и кассовый аппарат – лишь одна из его разновидностей, самая простая.  Поскольку РРО – фискальная техника с особыми требованиями к хранению и передаче отчетной информации, то существует «Государственный Реестр РРО Украины», куда попадают модели, прошедшие проверку Налоговой службы и НБУ.  Интернет-магазину покупать и устанавливать можно любую модель из сферы применения «Торговля, общественное питание и услуги».

1. Выбираем модель РРО

Для интернет-магазинов применимы 2 типа РРО: кассовые аппараты и фискальные регистраторы. Кассовый аппарат – это самодостаточное устройство с клавиатурой, дисплеем и фискальным блоком. При проведении операции кассир набирает номер товара (или считывает штрих-код сканером штрих-кода), указывает количество товара; кассовый аппарат подтягивает заранее запрограммированную цену данного товара и печатает фискальный чек. Кассовые аппараты используются там, где небольшой поток покупателей и не нужно синхронно передавать данные в учетную систему.

Фискальный регистратор – более профессиональное оборудование, которое используется, когда поток покупателей большой и необходимо быстрое обслуживание. Это принтер чеков с встроенным фискальным блоком, который подключается к ноутбуку, компьютеру или POS-системе. Если ранее интернет-магазин вел учет в 1С или другой учетной системе через установленный на рабочем месте компьютер, то сейчас к этому ноутбуку нужно будет подключить фискальный принтер и выдавать покупателям фискальные чеки вместо товарных. Фискальные регистраторы рассчитаны на интенсивную работу и позволяют быстрее обслуживать покупателей: именно этот типа РРО используется в супермаркетах.

Выбирать конкретную модель стоит, исходя из бизнес-процессов интернет-магазина: если продаж несколько в день, достаточно кассового аппарата – например, Datecs MP-01 обойдется от 4699 грн; если учет ведется в учетной системе и нужен фискальный регистратор, то бюджетная модель фискального принтера Datecs FP-101 Smart с индикатором покупателя обойдется от 6199 грн.

Для курьерской доставки можно использовать или мобильный фискальный регистратор, подключенный к планшету, смартфону, либо (что дешевле) портативный кассовый аппарат – например, для Datecs MP-01 есть специальный чехол, с которым удобно носить аппарат на плече или шее.

2. Регистрируем РРО в налоговой и вводим в эксплуатацию

Перед началом использования РРО его необходимо зарегистрировать в органах ГФС. Также для регистрации понадобится заключить договор с ЦСО – центром сервисного обслуживания, который будет обеспечивать техническое обслуживание РРО в дальнейшем. Как правило, ЦСО также предлагают услуги по регистрации РРО, если предприниматель не хочет заниматься этим сам.

Полный перечень документов и процедур для регистрации РРО можно посмотреть здесь.

После регистрации и получения фискального номера ЦСО вводит РРО в эксплуатацию – и можно начинать выдавать чеки счастливым покупателям.

Цели нововведения и сроки его вступления в силу

Возвращаясь к сути реформы: по оценкам экспертов, рынок бытовой и компьютерной техники – один из самых «теневых»: до 60% техники ввозится через границу нелегально и продается с уклонением от налогов, в т.ч. через интернет-магазины. Крупные интернет-магазины должны были использовать РРО и ранее, если они ООО или ФЛП, имеющие оборот свыше 1 млн.грн. (а это среднедневные продажи на сумму от 2800 грн). На практике же многие открывают несколько ФОП, декларируя для каждого оборот менее 1 млн.грн в год, и уходят от использования кассовых аппаратов.

Закономерно, что КабМин ситуация не устраивает, и он намерен усилить контроль и над контрабандой, и над оборотами, и потому вводит требование применять РРО при продаже техники за наличные вне зависимости от оборота.

Что касается сроков, в которые необходимо установить РРО, то Закон вступил в силу вместе с Госбюджетом Украины на 2017 г., однако, пока Кабмин не утвердил финальный перечень техники, продажи которой будут попадать под применение РРО (конечный срок принятия такого перечня – 31.03.2017), предприниматели имеют некий переходный период.

Чтобы подготовиться к использованию РРО, некоторые продавцы бытовой и компьютерной техники устанавливают РРО уже сейчас и используют его в нефискальном режиме как чековый принтер.  С вступлением новой нормы в полную силу такой аппарат нужно достаточно будет перевести в фискальный режим.

Автор: Ольга Крымова, руководитель отдела маркетинга SystemGroup