прислать материал
AIN.UA » Стартапы«Мы делали стартап два года»: 7 советов молодым стартаперам от украинской команды Flawless App
 

«Мы делали стартап два года»: 7 советов молодым стартаперам от украинской команды Flawless App

9654 31

Бета-версия сервиса Flawless App — инструмента для сравнения дизайна с реальным мобильным приложением во время разработки — была запущена в 2015 году. Только спустя более двух лет его создатели, Ахмед Сулейман и Лиза Дзюба, выпустили полноценный продукт. За это время они поучаствовали в двух акселерационных программах, дважды сделали пивот, потеряли 80% сотрудников, но все же смогли провести публичный запуск инструмента. Также сегодня проект запустился на Product Hunt. Ахмед Сулейман по просьбе AIN.UA рассказал об ошибках, которые допустила команда во время работы над инструментом, и дал советы молодым предпринимателям.  

795 дней. Столько потребовалось нам, чтобы снять розовые очки и перестать играться в стартапы. В апреле 2015 года мы пошли на хакатон. Мы выиграли, получили $5 от первого клиента (все верно — 5 долларов от первого клиента — ред.) и решили, что теперь будем строить свою компанию. Наслушавшись рассказов про единорогов и методологии lean startups, мы решили, что через 3 месяца запустим первый MVP.

Создатели Flawless App — Ахмед Сулейман и Лиза Дзюба

Качественный платный продукт был запущен через 2 года. После пивота, двух инкубационных программ, полной смены команды, депрессий, разочарований и огромного количества работы. Сейчас Flawless App — это macOS-инструмент для сравнения дизайна с реальным мобильным приложением во время разработки. Продукт покупают без пробной версии, весь маркетинг — без бюджета, а поддержка и дальнейшая разработка продукта — без инвестиций.

Мы зафейлили все дедлайны и допустили неисчисляемое количество ошибок. Зато теперь нам есть что рассказать будущим поколениям ребят в розовых очках.

Не нужно посещать все стартап-ивенты подряд

Когда мы только начинали Flawless, то были воодушевлены практически всеми стартап-ивентами в Украине. Нам было важно попасть на каждый из них и обязательно показать себя. Разумеется, это требовало силы и время на подготовку. И часто это время затягивалось на недели, чтобы:

  • узнать фокус и специфику мероприятия;
  • пообщаться с бывшими участниками;
  • правильно написать питч;
  • правильно сделать презентацию для определенного мероприятия;
  • тренировать выступление;
  • до мероприятия посетить парочку тренировочных встреч от организаторов;
  • подготовиться к нетворкингу: собрать список интересных посетителей, компаний, других участников и так далее

Спустя какое-то время, когда мы посетили приличное количество таких мероприятий, стало понятно, что это было не так уж и полезно. Не потому что мероприятия были плохие, а потому что там не было нашей целевой аудитории. Усилия, которые были затраченные на подготовку, можно было направить на общение с потенциальными пользователями. Это принесло бы нам больше пользы, но разумеется меньше медийности и публичности.

Мы решили избегать мероприятий, которые не приносят нам пользу.

Много посетителей, много вопросов, но ни одной регистрации на продукт

Нанимай быстро – увольняй быстро

В какой-то момент нам понадобилось искать нового человека в команду. Очевидно, что это задача не из легких, особенно для молодого стартапа с удаленной командой. Мы выделили около трех месяцев на всю задачу целиком.

Как и всегда, мы подошли к поиску нужного человека крайне серьезно. Перед тем как начинать сам процесс поиска, мы долго решали функциональные обязанности, прописывали требования, готовили тестовые задания.

Мы разместили вакансию на топовых площадках и начали принимать заявки. С каждым из кандидатов мы проводили личные звонки-интервью. Спустя 1,5 месяца звонков, мы все-таки определились с теми несколькими претендентами, с которыми мы бы хотели работать. И выслали им тестовые задания. На тестовые задание мы выделили еще две недели. Потом столько же времени на проверку результатов и обратную связь всем кандидатам. И снова интервью.

Вакансия была довольно популярная. Мы продолжали получать заявки от сильных инженеров и все так же общались с новыми кандидатами.

В конечном итоге поиск сотрудника занял 4 месяца. И мы нашли идеального кандидата. Однако спустя пару недель он абсолютно честно сказал нам, что у него нет возможности продолжать с нами работу. Причина банальна: ему предложили лучшие условия. И безусловно, это вина не кандидата. Это первоначально наша вина, как основателей.

Если бы мы не тратили так много времени на уровни проверки (первое интервью, тестовое задание, второе интервью и так далее) в погоне за идеальным человеком, мы бы быстрее закрыли эту задачу. И в случае, если нас или кандидата что-то не устраивало, мы бы точно так же быстро разошлись.

Нет приоритетов – нет результата

На протяжении трех недель после хакатона мы занимались лишь общением с потенциальными пользователями. Чтобы подтвердить, что продукт, который мы намереваемся делать, кому-то нужен и мы решаем реальную проблему.

Сразу после этого мы начали определять задачи и прорабатывать план действий. Мы прописали подробные задачи на ближайший месяц и высокоуровневое видение задач на 4 месяца вперед.

На тот момент для их ведения мы использовали Wunderlist. И вовсе не задумывались о том, что необходимо просчитать, какая задача сколько времени займет и на когда ее надо сделать. Подход был такой: «Задача поставлена – задачу надо сделать как можно раньше. Критично! На вчера!».

В конечном итоге это вылилось в неприятную ситуацию. Ребята старались в поте лица за ночь закрыть какую-то «важную» задачу. На следующий день выяснилось, что на нее есть еще как минимум неделя и она совсем не критична. Это очень демотивирует и не способствует работе.

Если бы мы сразу приоритезировали задачи и потратили время на оценку времени их выполнения, то этого случая можно было бы избежать.

Офис не критично – процессы критичны

Первым офисом для нас стала квартира Лизы (Лиза Дзюба — одна из создателей Flawless App), где мы обосновались на 2 месяца. Там мы полностью провели валидацию рынка и продумали план дальнейших действий. Но дальше нам пришлось работать длительное время удаленно.

На тот моменту у нас не было никаких процессов работы и все происходило достаточно хаотично. Вроде бы все знали что делать, но не было информирования в реальном времени о том, кто и что уже сделал и какие возникали сложности на пути. Это существенно замедляло работу, поскольку постоянно приходилось запрашивать информацию лично у человека.

Поэтому мы ввели вечерние статус-звонки на 5 минут. Ежедневно вся команда созванивалась и каждый отвечали на три простых вопроса:

  • Что сделал/сделала сегодня?
  • Что буду делать завтра?
  • Что помешало, какие сложности?

Теперь стало понятно кто и что сделал за день. Если возникали проблемы, мы могли их оперативно решать вместе. Дальше мы улучшали эту систему, начали записывать все статусы и смотреть какая динамика работы у каждого в команде — эдакий командный KPI.

Пользователи должны участвовать в продуктовых решениях

Как приличные стартаперы, мы провели валидацию рынка перед тем как приступать к разработке. Около трех недель мы уделили только на общение с потенциальными пользователями. И по специфике нашего продукта собрали всех знакомых (и незнакомых) нам людей из этих трех категорий:

  • Продуктовые компании (большие и маленькие),
  • Outsource-компании (большие и маленькие),
  • Фрилансеры.

Также в этой выборке мы учитывали разные страны. В фокусе были Европа и США, но и с азиатскими разработчиками мы тоже общались. Суммарно мы провели интервью с более чем 300 разработчиками из всех категорий и стран, которые нам были интересны. Неделя ушла на анализ этой информации. Еще неделя — на составление продуктового плана и пару дней, чтобы отбросить лишнее. И вот у нас готовы задачи для первой версии продукта.

Звучит хорошо, верно? Очень хорошо! Но мы забыли учесть, что такие интервью с пользователями надо проводить параллельно с разработкой, а не единожды в начале.

Когда первая итерация продукта была готова, мы запустили закрытую бету среди наших первых подписчиков. Спустя пару месяцев активного общения и сбора фидбека стало ясно, что что-то не так. Люди указывали нам на очевидные недостатки продукта, которые мы упустили. И почему он не вяжется в текущие рабочие процессы разработчика.

Жаль только, что это озарение снизошло к нам, когда продукт уже был готов. Мы увязли в разработке сразу после первой валидации.

Если бы мы продолжили проводить интервью хотя бы каждую неделю, то мы бы заметили раньше, что первая итерация – проблемная.

Встреча с нашими пользователями на самом релевантном для нас мероприятии — CocoaHeads Kyiv.

Первое MVP не делается 10 месяцев

Продолжая предыдущую историю. Первая итерация продукта была крайне массивной и требовала навыков многих людей. На тот момент сервис состоял из: 

  • плагина для среды разработки Xcode;
  • плагина для графического редактора Sketch;
  • плагина для iOS-симулятора;
  • веб-приложения;
  • API, чтобы соединить все составляющие.

Мы принялись искать нужных нам разработчиков. Какая-то часть сервиса при этом была уже готова.

Где-то в этот момент мы прошли одновременно в две equity-free акселерационные программы: Lisbon Challenge и Startup Sauna. На 3 и 1 месяца соответственно. Я отправился в Португалию, а Лиза – в Финляндию. Командная работа стала в разы сложнее из-за разницы во времени и отсутствия налаженных коммуникаций.

День за днем мы понимали: еще немного и продукт будет готов. Но, как это всегда бывает, это «немного» затягивается на неопределенный срок. Вследствие бесконечных правок и доработок, первую итерацию продукта мы делали около 10 месяцев.

Основная идея MVP – быстро сделать продукт, готовый к продажам. Чтобы постепенно, версия за версией, улучшать его. Но у нас MVP заняло почти год. Справедливости ради, стоит упомянуть, что следующую итерацию продукта мы переделали за 14 дней!  

Подпись: Flawless App в Startup Sauna

Метрики надо использовать

На момент запуска первой закрытой беты у нас была настроена аналитика. Не только на сайте, но во всех составляющих сервиса.

Сразу после запуска все графики роста пошли вверх. Но спустя какое-то время активность использования продукта начала стремительно падать. У нас не было проанализированных сведений активности за прошлые недели. Не было данных кто какую версию продукта использует и в какой момент возникают сложности. Без прямого контакта с пользователями выяснить причину этого спада было невозможно.

Мы добавили аналитику, но совершенно упустили момент, как с этой аналитикой работать дальше. Как показатели трафика могут нам указать, какие каналы работают хорошо, а какие – нет. Или где в самом приложении проблемные и непонятные места, которые требуют внимания.

Если бы мы настроили аналитику учитывая действительные показатели, то сэкономили бы себе много времени. В частности, раньше осознали бы почему продукт не решает проблему и как это исправить.

В конечном итоге, мы выяснили ту же информацию посредством личных интервью с пользователями. Но такой подход, разумеется, требовал большего времени.

Автор: Ахмед Сулейман, сооснователь Flawless App

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

32 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии

Дякую, цікава стаття, пишіть ще про ваш досвід.

Ahmed Sulaiman

Дякую! 🙂

Dmitriy Norenko

Молодцы. Радует, что честно и с полным осознанием ошибок. На 90% у нс такая же ситуация:)
Такое ощущение, что статья не закончена
Ребята, вам удачи, вы молодцы!

Ahmed Sulaiman

Спасибо большое!
Такие статьи никогда не бывают законченными 🙂

Lisa Dziuba

о, да!
У нас еще множество возможностей нафакапить! Будем апдейтить про наш прогресс в этом направлении 🙂

Отличная статья, спасибо! Хотелось бы в общих чертах узнать о маркетинге - что и на каком этапе лучше всего работало?

Ahmed Sulaiman

Спасибо! 🙂
Лиза как раз будет вести доклад на эту тему (Как искать первых пользователей, какие канали лучше работали и небольшая статистика с нашего опыта) на ближайшем Cocoaheads Kiev (22 Июля)

Приходите, будем рады пообщаться 🙂

Sergiy Grushko

И снова участие в мероприятиях, медийная активность? Вы же сами предостерегаете.

Ahmed Sulaiman

Не так всё однозначно, это смотря какое мероприятие 😊
Cocoaheads для нас крайне важное мероприятие, там мы общаемся с пользователями и ЦА, слушаем их проблемы и получаем релевантный фидбек по продукту и вообще.

Мы же написали:
>Мы решили избегать мероприятий, *которые не приносят нам пользу*

А Cocoaheads приносит очень большую пользу и душевную, и конструктивную.

Sergiy Grushko

Ну успехов в поиске клиентов там. Просто ИМХО важнее делать доклады о продукте. А доклад "Как искать клиентов" - это больше PR человека, чем проекта. Хотя... в общем удачи.

Lisa Dziuba

Доклад будет построен на примере продвижения Flawless App без бюджета. Много iOS & macOS инженеров разрабатывают side-projects, которые не знают как продвигать.

Мы расскажем:
* как найти первых бета-тестеров для iOS & macOS продуктов
* как превратить тестеров в лояльных пользователей
* как работать с комьнити и лидерами мнений
* где брать релевантный траффик
* как запустить платный продукт

🚀 За два года мы попробовали огромное количество маркетинговых инструментов, которые не требуют денег 🙂 Очень многое из нашего опыта применимо для других dev тулзов. У меня даже есть огромная GitHub коллекция статей по маркетингу для техн. проектов: https://github.com/LisaDziuba/Marketing-for-Engineers

Посетители CocoaHeads - это наши друзья, юзеры, тестеры или люди, которые помогали нам 💗. Теперь мы можем помочь комьюнити, открыто рассказав про наш кейс с реальными цифрами и примерами.

Ahmed Sulaiman

С другой стороны "доклад о продукте" – это PR продукта 🙂
И чисто PR продукта может и не принести много value для слушающего, а тогда зачем слушать доклад если не ради пользы.
На самом деле, всё относительно. Нельзя сказать однозначно что "это плохо", а "это хорошо".

В любом случае, спасибо еще раз за поддержку!)

Спасибо)

Andriy Kryvtsun

Интересный рассказ. А был у вас до начала работы опыт промышленной разработки ПО? Незнание некоторых вещей выглядит несколько странно (изобретение стендап-митингов, приоретизация задач)

Ahmed Sulaiman

Спасибо за фидбек!

Разумеется, опыт был. Но могу сказать однозначно, что это разные вещи:
1. Когда ты работаешь у кого-то, где процессы налажены хорошо (ты о них не задумываешься особенно)
2. И когда ты строишь эти процессы сам. Работая с командой, и т.д

Мы знали о популярных методологиях, знали о "супер Agile", "волшебном Scrum-е" и подобных. Но для нас знания о процессах оказалось мало. Надо было знать как их внедрить и начать использовать, чтобы они приносили пользу.

Не могу сказать, что это утверждение справедливо для всех, но мы описали наш слуай.

Bogdan Verbenets

Интересная статья, спасибо )
ЗЫ А среди читателей достаточно целевой аудитории чтобы стоило её писать? ))

Lisa Dziuba

Если честно, то целевой аудитории среди читателей не так уж много 🙂
Статью мы написали очень быстро, без отрывов от основных задач. Как говорил Ахмед, у нас все эти ошибки были уже записаны.

Также вчера мы запускались на Product Hunt и на нас поставили линк сверху статьи 🙂

Ahmed Sulaiman

Спасибо!)

А эта статья прежде всего для людей, которые, как и мы два года назад загорелись како-то идеей и воплощают её в жизнь. Дело в том, что мы эти ошибки хранили у себя для себя, чтобы не забывать. Теперь статья однозначно поможет помнить о них и дальше 🙂

Успехов вам, интересная статья!

Ahmed Sulaiman

Большое спасибо!)

Дмитрий В

спасибо за статью! Вы пишите что провели 300 интервью с разработчиками, а сколько человек отклонило вашу просьбу пообщаться? И какие каналы связи при этом использовались (соц сети и т.д.)?

Ahmed Sulaiman

Спасибо! Рад, что статья понравилась)

На самом деле, первые 300 людей с которыми мы провели общение, 20- 30% были нашими знакомыми, с остальными мы так или иначе общались на протяжении какого-то времени. Это были не совсем холодные предложения всем подряд с просьбой провести интервью. Мы категоризировали людей на отрасли, страны, уровень человека и т.д. Поэтому очень большое количество согласились участвовать в нашем звонке.

Для совсем холодных предложений, которые мы делали позже, процент отказов был примерно 60%

По каналам связи:
Лучше всего в самом начале для нас работал facebook и релевантные для нас группы. Далее twitter и linkedin. Также хорошо работали закрытые релевантные Слак группы и Реддит.

Oleg Mykolaichenko

Ощущение, что мысль не закончена, и статья обрывается.
Давайте продолжение)

Lisa Dziuba

Будем писать 🙂

Andrey Nikishaev (essenly.com)

Я думаю у вас в загашниках осталось еще процентов 90% нераскрытых нюансов(по себе знаю)
Статья отличная, как и проект и вы ребята. Удачи и успехов)

Lisa Dziuba

и еще большое спасибо, что поддерживал нас все это время! Пора бы уже и на стейки сходить 😄

Andrey Nikishaev (essenly.com)

ну вы ж не приглашаете)) можем в вс

Lisa Dziuba

да, мы могли еще две статьи написать про стартап-депрессию 🙂

Andrey Nikishaev (essenly.com)

я про это могу написать мемуары в 9ти томнике))

та же ерунда была и у нас с проектом, пока в сикорский-челендж (это акселератор кпи) не встретили ментора (спасибо огромное Егору Шишенку) который за один день мало того что снял с нас розовые очки та еще и помог расписать пошагово что нужно сделать и сколько на это уйдет денег

Lisa Dziuba

Я знаю про сикорский-челендж 🙂

Менторы могут помочь расставить приоритеты и указать на неочевидные вещи. Вот нам очень помог Роб с Techstarts Berlin, который усердно говорил про срочный запуск продаж. Наверное, учитель приходит тогда, когда ученик готов )))

Спасибо за интересную статью! Знакомые грабли 🙂 Такое ощущение, что про них читать бесполезно - всё равно пока сам шишки не набьёшь - советы других слушать не получается...
Такие вопросы у меня:
1) Плучается, вы поступили в акселераторы даже без MVP, я правильно понял?
2) Раз искали сотрудников в штат, значит у вас был некий бюджет на разработку. Это свои средства?
Спасибо.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: