прислать материал
AIN.UA » Лучшее, СообществоВиртуальные мобильные операторы: что это и как работает
 

Виртуальные мобильные операторы: что это и как работает

4265 0

Один из крупнейших виртуальных мобильных операторов в мире LycaMobile планирует выход на рынок Украины. Оператор уже получил необходимые разрешения от НКРСИ и договорился с компанией «Укртелеком» об аренде мощностей. Для Украины это не первый подобный опыт: попытки запустить виртуального мобильного оператора были и раньше. Но крупная иностранная компания делает это впервые. Редакция AIN.UA рассказывает, как появились виртуальные мобильные операторы, как они работают и кому это нужно. 

Виртуальный оператор мобильной связи (англ. MVNO, mobile virtual network operator) — оператор мобильной связи, который использует инфраструктуру другого оператора, но продает услуги под собственной торговой маркой.

Не нужно получать лицензии связи, чаще всего используется общая мобильная сеть с базовым оператором, система расчетов также часто единая – такая схема работы позволяет виртуальному оператору исключить значительные затраты на построение и поддержания мобильной сети. Проще говоря, мощности обычного оператора берутся виртуальным в аренду.

По состоянию на конец 2014 года, всего в мире насчитывалось 992 виртуальных оператора и 260 суб-брендов (MVNO, созданных базовым мобильным оператором). Это в общей сложности более 1250 поставщиков мобильных услуг во всем мире, организованных в MVNO, и это не учитывая полноценных мобильных операторов.

По данным GSMA Intelligence за 2015 год, две трети MVNO-операторов находятся в странах Европы (585), за ними следуют Азиатско-Тихоокеанский регион (129) и Северная Америка (107). Сектор MVNO остается в зачаточном состоянии на рынках Африки к югу от Сахары, где представлено только восемь MVNO в регионе. «Международные» MVNO, т.е. те, которые нацелены на путешественников и, следовательно, работают на нескольких рынках, составляют 10% глобальных MVNO.

История возникновения

Первые договоренности виртуальных операторов мобильной связи – MVNO – с мобильными операторами относятся к 1990-м годам, когда европейский рынок телекоммуникаций увидел либерализацию рынка, лучшую сетевую технологию 2G и последующий скачок в использовании мобильной связи абонентами.

Компания Sense Communications боролась за доступ к частотам оператора мобильной сети в Скандинавии в 1997 году. Sense смогла договориться о запуске MVNO в Финляндии, но не смогла убедить операторов в Швеции, Дании и Норвегии. Компания обратилась к регуляторам ЕС, сославшись на положения, которые требовали от операторов мобильной сети разрешить присоединение новых участников, но требование Sense было отклонено.

Несмотря на неудачу Sense, регулятор в Дании видел в модели MVNO экономически эффективный путь для выхода на рынок телекоммуникационных компаний, а в мае 2000 года было принято законодательство, в соответствии с которым от крупнейших сетевых операторов потребовалось открытие доступа к их инфраструктуре. Благодаря новым правилам, MVNO в Скандинавии выросли до рыночной доли более чем на 10%.

В Украине в начале также 2000-х были виртуальные операторы, основные из которых позиционировались как мобильные операторы для молодежи – JEANS и djuice.

В 2008 клиентов JEANS перевели в «МТС», абоненты djuice оставались абонентами виртуального оператора чуть дольше – до октября 2013 года. У «МТС» и «Киевстар» тогда были и другие проекты — Ecotel и «Мобилыч» соответственно, но они не были такими успешными.

Свой виртуальный оператор в то время запустил и «ПриватБанк» — Privat:mobile, который просуществовал два года – с 2005 по 2007.

Текущая ситуация

По данным отчета Transparency Market Research, мировой рынок MVNO достигнет более $75 млрд в 2023 году, а среднегодовой темп роста оценивается в 7,4% с 2015 по 2023. Рост рынка в период до 2022 года, по данным Global Market Insights, составляет еще больше –$85 млрд США. На данный момент наиболее успешные международные мобильные виртуальные операторы – Virgin Mobile и LycaMobile.

Virgin Mobile — оператор, работающий на территории США, Великобритании, Франции, Польши, Австралии, Канады, Южной Африки, Мексики, Колумбии, Чили, Саудовской Аравии и ОАЭ. Компания начала свою работу в 1999 году. Она не владеет собственной сетью, а арендует мобильные сети уже существующих операторов: к примеру, в Великобритании Virgin Mobile использует сети компании T-Mobile, в США – компании Sprint.

LycaMobile, о которой мы писали ранее, работает компания в 21 стране, ее клиентами являются более 16 млн человек, оборот за 2015 год – 1,6 млрд евро. Помимо телеком-бизнеса, Lyca Group развивает также такие направления, как банковский бизнес (LycaMoney, LycaRemit), туристические услуги (LycaFly) и лотерейные сервисы (LycaLotto).

Есть успешные примеры запуска и компаниями, для которых мобильный бизнес не является основным.

Tesco – первый в Великобритании и третий в мире ритейлер по величине прибыли. Имеет магазины в 12 странах Азии и Европы и является лидером на рынке продуктов питания в Великобритании, где доля рынка составляет около 28,4%. Tesco запустил собственного виртуального оператора Tesco Mobile в Великобритании в 2003 году, где сейчас обслуживает порядка 4 млн абонентов. Также Tesco Mobile работает в Ирландии, Словакии, Чехии и Таиланде.

Auchan — ритейлер, который присутствует в 16 странах и владеет около 640 гипермаркетами и 2900 супермаркетами по всему миру, также имеет собственного мобильного оператора – A-Telecom (Auchan-Telecom).

В Украине единственного виртуального мобильного оператора среди ритейлеров запустила группа компаний Fozzy Group. Оператор Yezzz! предлагается для гостей торговой сети «Сільпо» и работает на базе ПрАО «ВФ УКРАИНА» с конца 2015 года. Правда, популярным он так и не стал.

Итоги

Запуск виртуального оператора – это повышение лояльности клиента. Компании ищут новые способы монетизации, и запуск «личного» мобильного оператора банком или ритейлером вместе с уже существующими услугами может повысить лояльность старых клиентов и привлечь новых. Изменился стиль потребления услуг: клиент не хочет получать отдельно услуги мобильной связи, отдельно банковские сервисы — ему нужен набор услуг «все в одном», так называемые пакетные предложения, которые, как правило, «оптом дешевле».

Для клиентов преимуществом есть низкие тарифы, особенно для мигрантов и путешественников – дешевые международные звонки – или для приверженцев определенного бренда, будь-то ритейлер или банк – начисление бонусов или кэшбэк за покупки.

Другой вопрос, будет ли запуск виртуального оператора успешным, и есть ли спрос на его услуги в Украине. 

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: