Как украинский дизайнер попала в Dollar Shave Club и стала свидетелем миллиардной сделки компании

11175
1

Dollar Shave Club - компания, совершившая переворот в ритейле, просто начав продавать бритвенные станки по подписке. Первые продажи ей обеспечил вирусный ролик с участием харизматичного СЕО Майкла Дубина. За пять лет работы компании удалось расширить ассортимент товарами для ухода за собой, привлечь $164 млн инвестиций и увеличить штат до 200+ человек. Почти год назад о покупке DSC за $1 млрд объявил гигант сферы пищевых продуктов и бытовой химии Unilever.

За несколько месяцев до сделки в стартап устроилась украинский дизайнер Евгения Корниенко. Она рассказала AIN.UA о том, как хантили в Faraday Future, Uber и Disney, почему она счастливо работает Dollar Shave Club и том, как компания пережила миллиардную сделку.

Евгения Корниенко в офисе Dollar Shave Club

Я родом из Луганска: прожила там до 20 лет, а потом переехала в Киев. Закончила университет по специальности «Декоративно-прикладное искусство»: лепила горшки, рисовала картины. С 2009 года я занялась дизайном, потому что понимала, что на горшках много не заработаешь. Все началось с печатной продукции: флаеров, визиток, афиш и прочих скучных вещей. Переехав в Киев, я успела поработать в OK Internet, Aimbulance и Studio 7, а затем попала в США.

У мужа (Дмитрия Романюхи, ранее аккаунт-директора Liquid 7 — ред.) запускался стартап по бронированию частных самолетов Jetme, и мы полетели в Сан-Франциско. Около полутора лет я работала на фрилансе, пока мы получали документы. Удавалось зарабатывать нормальные деньги и иметь много свободного времени. Конечно, хотелось попробовать поработать в американской компании и подтянуть язык, поэтому я всегда отвечала на предложения и ходила на собеседования. Но сама за все время в Штатах ни разу не искала работу.

Как меня приглашали в Uber, Faraday Future, Disney и Tinder

Когда дизайнер переезжает в США, не важно знает ли он язык, главное — держать в порядке портфолио. Оно скажет само за себя, без слов. Для этого есть две площадки — Dribbble и Behance. По моему опыту, вас как специалиста, всегда замечают там, а затем приглашают общаться.

Первой компанией, которая написала мне с предложением работы в США, стал Uber. Но на тот момент у меня не было рабочей визы и они ответили, что не готовы никого спонсировать и ищут местного человека.

Я ходила на собеседование в Faraday Future. Кто-то из их дизайнеров нашел меня на Dribbble, а затем HR написала в Twitter. Это было, вероятно, единственное стрессовое интервью в США. Все было максимально официально: проходные, пропуска, бейджик, подписание кучи документов о неразглашении. Хотя в итоге я так ничего и не увидела.

В Faraday Future мне понравились люди, но не то, что они говорили. У них нет СЕО, но при этом в компании 700 человек. У них нет четкого дизайн-процесса. Я начала задавать вопросы о рабочем процессе дизайнеров и том, как реализуются проекты, и не получила четкого ответа. Когда вышла, у меня сложилось впечатление, что они сами не понимают, что делают. Меня пригласили на второе интервью. После сомнений я согласилась, но мне прислали оффер из Dollar Shave Club и пришлось отказаться. Поэтому у меня есть личная история о том, как я отказала Faraday Future 🙂

Мне также много раз писали из Disney, приглашали на собеседование в Hulu и Tinder. В эти моменты у меня уже была работа, поэтому я аккуратно отказывала. Но в таких случаях я бы советовала всегда добавлять людей в контакты или просто писать «Let’s keep in touch». Ты никогда не знаешь, куда тебя забросит.

Первым опытом работы в офисе в США в итоге стал небольшой стартап, связанный с автоматизацией покупки недвижимости. В Лос-Анджелесе у них работали только четыре человека, а все разработчики были во Львове. Основатель проекта нашел меня на Behance и предложил встретиться. При встрече он дал мне тестовое задание, что не очень типично в Америке. Я сделала его за два часа и через пару дней получила оффер.

Спустя чуть более полугода работы, в прекрасный солнечный день мне на Dribble пришло сообщение от моего нынешнего менеджера в Dollar Shave Club. Он написал, что компания ищет дизайнера, он посмотрел мое портфолио и хочет встретиться. На тот момент, в марте 2016 года, я даже не знала, что такое Dollar Shave Club.

Не думаю, что эти компании писали бы мне, если бы я была в Киеве, а не на западном побережье США. Я знаю, что такое рабочая виза: это требует много энергии и средств как для компании, так и для юристов или самого человека, если он подается самостоятельно. Поэтому, если кто-то ищет работу из Украины имея хорошее портфолио, я бы советовала быть проактивным и писать самим. Смешно, но мне кажется, что здесь очень мало хороших дизайнеров.

Dollar Shave Club. Как  проходят интервью в США

Во всех компаниях изначальное общение происходит в телефонном режиме. Работодатель прозванивает соискателей и понимает, стоит ли вообще тратить на человека время. Если этот этап пройден и тебя зовут на очное собеседование, то вероятность получить оффер — 70-80%. К этому моменту компания уже хорошо изучит портфолио, поэтому главным критерием стает culture fit — впишешься ли ты в команду.

Сперва соискателю звонит HR или, если компания небольшая, потенциальный начальник. Во время первого разговора кандидат рассказывает базовую информацию о себе, бэкграунде. Это позволяет работодателю понять, подходит ли человек на вакансию. Поскольку в Dollar Shave Club уже было больше сотни сотрудников, разговор с моим теперешним руководителем стал вторым после HR.

После телефонных интервью меня пригласили на собеседование в прекрасный офис, почти на берегу океана. Собеседование длилось четыре часа с четырьмя людьми. Было тяжело говорить столько времени на английском, но ребята были рады помочь вспомнить слово и все время повторяли, что у меня прекрасный английский.

Вопросы на интервью зависят от собеседника. Меня собеседовали продакт-менеджер, UX-дизайнер, дизайнер-директор и вице-президент по дизайну. Продакт спрашивал чисто технические вещи: работала ли с Agile, работала ли в агентствах, как построен дизайн-процесс, как сдаю файлы и прочее. UX-дизайнер сел и спросил: «Как дела?» и мы говорили о жизни. Директор рассказывал о проектах, которые мы будем с ним делать. Вице-президент посмотрел портфолио и попросил рассказать о себе. Через два дня у меня в почте оказался оффер.

В целом, портфолио — это лицо дизайнера. По нему тебя встречают и составляют впечатление. В момент собеседования компания пытается выяснить, вольешься ли ты в команду, нормальный ли ты человек. Именно поэтому на главной странице поиска вакансий DSC написано: «No egos. No jerks. No prima donnas».

Чем особен Dollar Shave Club

25 апреля у меня был год работы в DSC. Когда я пришла, в компании было около 200 сотрудников. Прямо перед моим приходом DSC привлекла $90,7 млн — шел активный найм, поэтому сейчас в компании работает уже почти 300 человек. Все сотрудники очень дружелюбные — почти каждого я знаю в лицо.

Многие знают историю о том, что компания выстрелила за счет вирусного видео. Главную роль в нем играл наш веселый СЕО, который в юношестве практиковал комедийные выступления. Но мало кто знает, что Майкл Дубин имеет украинские корни. Его родные были родом из Киева. Поэтому то ли в третьем, то ли в четвертом поколении он украинец.

Основную прибыль компании приносит подписка на бритвенные станки. Также DSC продает линии продукции по уходу за лицом, телом, стайлинг для волос. Мы также планируем запустить еще пару линий, связанных с личной гигиеной. Так в ролике Number 2 Майк Дубин сидит и рассказывает, как нужно ходить в туалет и что для этого у Dollar Shave Club есть продукт — салфетки One Wipe Charlies.

Главный слоган компании: делать все, чтобы мужчине было проще стать лучшей версией себя.

Я работаю в маленькой семье Digital Design Team, где всего пять человек. Двое работают над iOS и Android-приложениями и трое (среди которых и я) — над сайтом. Кстати, Android-разработчики DSC находятся в Украине.

Весь коллектив разделен на бригады (squads) — небольшие кросс-функциональные команды (подход изначально разработан в шведском Spotify — ред.). Они обычно состоят из разработчиков, дизайнеров, QA, продакт- и проджект-менеджеров. Продукты компании разделены на функциональные части, над которыми работают отдельные бригады: мобильные приложения iOS и Android, веб-сайт (делится на две части: для членов DSC (здесь работаю я) и других пользователей). Раз в год или чаще участников бригад ротируют между подпродуктами, чтобы они знали продукт полностью, а устоявшиеся команды получали свежий взгляд.

Отличительная особенность Dollar Shave Club в том, что компания не производит продукцию, которую продает (хотя за исключением бритвенных станков, продукты разрабатываются и тестируются внутри компании). Ключевая компетенция — маркетинг и клиентская поддержка. Поэтому все связанные с этими сферами активности делаются внутри компании. В DSC очень большой креативный отдел — 30-40 человек — по сути, свое небольшое креативное агентство. Есть отдельная команда по Digital, по продукту (брендинг, упаковка), маркетинг и реклама.

При этом, часто, когда нужна хорошая идея, ею занимаются не только копирайтеры, а вовлекается весь отдел. Так, к Международному женскому дню бриф разослали на весь креативный отдел, а за лучшую идею полагался Amazon Gift Card на $50. Накануне проходил женский марш и все девушки на нем носили розовые шапочки — pussy hat. Поэтому победило предложение — надеть на бритву pussy hat. В соцсетях на эту тему разразился небольшой скандал, поскольку многие восприняли это как политическую шутку. Однако, свою маркетинговую цель идея выполнила — к нам пришло много подписчиков.

Клиентская поддержка — еще одна важная особенность Dollar Shave Club. Первым человеком в этом отделе был сам Майк Дубин, который пытался помочь пользователям и понять, чего они хотят. Теперь основной костяк команды клиентской поддержки — около 50 человек. Они стараются не просто ответить ради ответа, а понять проблему, решить ее и сделать что-то приятное для клиента.

Один клиент попросил объяснить, что входит в одну из промо-коробок. После того как наша сотрудница разъяснила суть, она спросила чем может быть еще полезна. На это пользователь в шуточной форме попросил помочь ему покрасить дом. И что вы думаете, в следующей коробке, которая была ему отправлена, ребята из поддержки вложили пару кисточек для помощи в покраске.

Подобные вещи происходят постоянно. DSC старается, чтобы клиентская поддержка была фишкой компании, и люди любят нас за это.

Каково работать дизайнером в DSC

Дизайн-процесс Dollar Shave Club не сильно отличается от стандартного уклада. Есть срочные задачи, иногда бывает и «на вчера», когда все в огне и забываешь поесть. Бывает, сидишь день и ждешь, пока тебе дадут зеленый свет. В целом, все относительно банально: бриф — исследование — презентация — правки — обратная презентация — сдача проекта на верстку — визуальные правки — тестирование — запуск. Если кто-то зафакапил — команда берет удар на себя. Если провалили дедлайн, чего в нашей команде пока не случалось, никто не будет тыкать пальцами в виновных, а попытаются решить проблему общими усилиями.

Если у меня появляется идея, то я иду к своему непосредственному начальнику — дизайн-директору. Затем нужно встретиться с продукт-менеджерами, которые поймут, что проект принесет пользу компании. Если у команды находится время помимо основных задач, мы ее реализовываем.

Новые идеи всегда готовы поддержать. Мы все время тестируем их и не стоим на месте. Нет такого, что делается только то, что «спускают сверху». Все больше построено на инициативе, том, что людям действительно нравится работать в компании. Больше сделаешь классных проектов, которые повысят конверсию и приведут новых подписчиков, — в годовом ревью тебя поощрят бонусами, повышением зарплаты или должности.

В компании есть место для роста. Я знаю человека, который начинал помощником аккаунт-менеджера, а теперь он вице-президент по продукту. Даже с текущим количеством людей — расти абсолютно реально. При этом, в DSC ходит шутка про «два года и пошел» — сам Дубин говорит, что не хочет видеть нас в компании десять лет, а хочет, чтобы мы росли.

Я правда хожу на работу с удовольствием, чего в Украине и даже на прошлой работе не было. У тебя действительно есть запал, потому что ты понимаешь, что тебя ценят. При этом так ощущает себя каждый из 300 человек. Благодаря этому, всегда можно рассчитывать на поддержку. Даже если ты сидишь, тупишь и думаешь, что ты не в состоянии что-либо сделать, можно подойти к начальнику и сказать: «У меня что-то не идет. Помоги советом». Происходит постоянное обучение и обмен знаниями.

Что происходит с коллективом в момент, когда компанию покупают за миллиард

19 июля пятилетний Dollar Shave Club купил Unilever. Это был знаменательный день. Нас собрали по командам и в 10 утра объявили о сделке. Половина была в шоке: никто не понимал, осталась ли за ними работа. Остальная половина просто радовалась — с 11 утра лилось шампанское. Если сказать аккуратно, то к работе в тот день так никто и не вернулся. Человек 50-100 пошли отмечать в ближайший бар.

После сделки в нашей работе ничего не поменялось. Сменился совет директоров, но, по сути, вся команда осталась нетронутой. Теперь Dollar Shave Club — дочернее предприятие Unilever, но в разработку наших идей никто не вмешивается. В рабочих процессах тоже не было ни малейших изменений. Нам даже не пришлось наносить на упаковки логотип Unilever.

Большего всего сделка повлияла на СЕО, которому уже не надо бегать и поднимать инвестиции. Он может сконцентрироваться на том, что у него получается лучше всего. Теперь, помимо роли СЕО, Дубин возглавляет и весь креативный отдел.

Сделка отразилась материально и на сотрудниках. Большинство из них владели хоть и крошечной, но долей в компании. Хотя я и была в третьей сотне сотрудников Dollar Shave Club, мне тоже полагались акции.

Опционы для сотрудников

Проработав три месяца (в первый день акции не выдают), я подписала ограниченный договор покупки акций с вестингом. Мне выделили некую долю и закрепили за ней фиксированную цену за акцию, по которой я могла выкупить все, проработав в компании четыре года.

Первые же акции можно начать выкупать только по прошествию одного года — это спасает стартапы от сотрудников-кузнечиков, которые могут прыгать с места на место, получая долю в компаниях. По прошествии года вы получаете возможность выкупить 25% всего, что за вами закреплено, а затем каждый месяц работы добавляется по 1/48 вашей доли.

Стоит подчеркнуть, что акции именно выкупаются, а не даются. «Раздают» только на «гаражном» этапе стартапа первым сотрудникам.

Я пришла в Dollar Shave Club, когда компания привлекла уже раунд D. На момент покупки я работала всего полгода, поэтому свои первые 25% от общего стока получила недавно, в апреле. Конечно, после сделки с Unilever их уже выплачивали деньгами за минусом той суммы, по которой я должна была их купить. Не стоит забывать и про налоги, которые в моем случае составили около 40%. Сразу скажу, что миллионером я не стала 🙂

При этом, в США все гонятся за акциями. Но то, что произошло с DSC — случай один на миллион. Если проект привлек хотя бы раунд B, то, приходя в него можно, жертвовать зарплатой в обмен на больший опцион. Но если стартап на ранней стадии, я бы советовала не соглашаться на урезанную зарплату ради доли побольше. Конечно, идя в стартап нужно прежде всего верить в его идею.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск