Dota 2 — киберспортивная дисциплина, которая для многих игроков уже давно перестала быть просто «игрой». Стартовав с пользовательской модификации для Warcraft III, она достигла своего пика в виде Defence of the Ancients, с регулярными турнирами и достаточно большими для 2011 года призовыми. Рекордный для дисциплины призовой – $45,905 на ACE Dota Pro-league 2012 Season 1.
Все это было только началом большой истории. В 2011 Valve вынесли «доту» за рамки компьютерных клубов, анонсировав The International 2011. Турнир прошел на выставке GamesCom 2011 в Кельне – тогда же и была представлена полностью новая Dota 2. Призовой фонд превысил любые разумные рамки — $1,6 млн. Никто тогда не мог поверить в то, что это правда. Но еще труднее поверить в то, что сейчас эта сумма капает в «призовую копилку» еженедельно.
Как это происходит?
Каждый год, начиная с 2013, для турнира выпускается специальный предмет в игре – раньше это был “Компендиум”, сейчас – “Боевой Пропуск”. Его владельцы получают внутриигровые предметы и награды, а разработчики забирают себе 75% прибыли. Остальные 25% отправляются в общий призовой фонд того самого The International. Дополнительные суммы идут с продаж уровней боевого пропуска и сокровищниц с эксклюзивными предметами.
Разработчики не меняют свой вклад в призовой фонд с 2011 года — он стабильно составляет $1,6 млн. Увеличение идет благодаря усилиям игроков, ведь растет требуемый уровень “Боевого Пропуска” для получения всех наград. Так в 2014 он составлял 500, в 2015 — 1000, а в 2016 и 2017 — 2500-й уровень, для получения которого владельцу придется отдать из своего кошелька до $919.
Поскольку нет максимального уровня, нет и предела доната. Так игрок с ником Archangel Yuji в прошлом году повысил свой боевой пропуск до 55 000 уровня, а в этом не ограничился и 100 000, потратив на последний около $45 000.
В этом году только в первый день продаж призовой фонд увеличился на $3 млн. За 87 дней с момента выхода “Боевого Пропуска” TI7 он составил более $23 млн, что на $2,557,489 (11,92%) больше рекордной суммы в истории киберспорта. Рекорд составляет $20,7 миллионов и принадлежит также Dota 2, но TI 2016 года.
Пока у всех на глазах увеличивается призовой фонд, пропорционально увеличивается и доход Valve, хотя и остается «за кадром». Так, чистая прибыль от “Компендиума” в 2013 принесла компании чуть больше 3 миллионов, а в 2016 уже превысила 50 миллионов!
Эти размеры несопоставимы с призовым фондом чемпионата мира по футболу, но доходы победителей уже превышают призовые в Tour de France, World Series of Poker и мировой турнир по гольфу. Что уж и говорить о других киберспортивных дисциплинах. Единственным конкурентом Dota 2 в топ-5 стала League of Legends. В 2016 году .IOt games переняли модель увеличения призового фонда от внутриигровых продаж и увеличили призовой фонд главного турнира до чуть более чем $5 млн. Ранее он составлял $2 130 000 и не менялся с 2014 года.
Разницу в выплатах замечают в других дисциплинах. Киберспортивный аналитик и журналист, Дункан «Thorin» Шилдс, в своем твиттере поделился замечанием:
1st place at TI7 is $10,000,000 right now.
The combined prize purses of all 11 CS:GO majors is $5,750,000.
— Thorin (@Thooorin) 29 июля 2017 г.
Первое место на TI7 сейчас — $10 млн. Общий призовой фонд всех 11 мейджоров по CS:GO – $5 750 000.
Из-за постоянно увеличивающихся призовых к киберспорту появляется повышенное внимание: приходят не только зрители, но и спонсоры. На крупных спортивных площадках появляются разделы, посвященные «электронному» спорту, на законодательном уровне во многих странах видеоигры признаются спортивными дисциплинами.
Для The International в Valve придумали и реализовали самую крупную краудфандинговую кампанию в истории игр. Она не только минимизирует затраты на организацию турнира, но и создает резонанс среди игрового сообщества. Но чтобы эта система держалась из года в год разработчикам нужно накалять обстановку увеличивая суммы.
В прошлом году Valve поставили перед сообществом прямую цель: если призовой фонд The International 2016 будет больше призового The International 2015 – а это $18,429,613 — все владельцы боевого пропуска получат Trust of the Benefactor 2016 – сокровищницу с внутреигровыми «плюшками»: от Immortal’ов до уникального золотого набора предметов для героя.
В этому году для поддержания темпа пришлось поднять планку до редкости Arcana — самого дорогого и редкого предмета в магазине, который никак нельзя будет получить по окончанию турнира.
Чтобы повысить призовой фонд и наградить победителя круглой суммой в $10 млн, за 8 дней до начала групповой стадии Valve добавили дополнительные награды за достижение 2000 уровня Боевого Пропуска: эксклюзивную модель Рошана.
Подобно эгиде, игрок получит “живую” копию внутриигрового предмета, размером 8,5×9см, и уникальный внутриигровой облик самого Рошана, которая, как и эффект Аегиса, истекает 1 мая 2018.
Но, несмотря на растущие цифры, призовой фонд The International с каждым следующим турниром уже не так стремительно увеличивается. Возможно, $23 млн призовых — это та планка, на которой турнир и закрепится до момента, пока разработчики не найдут другой способ стимулировать игроков на дополнительные траты.