Решение все продать семья приняла летом 2017 года, вернувшись из 9-месячного путешествия по Азии и Австралии. До этого у Тайхутту был свой бизнес – компьютерные курсы в Венло. Он развивал их 11 лет. Но после смерти отца продал бизнес и отправился путешествовать.
В рамках семейной поездки Тайхутту познакомился с несколькими людьми, которые активно использовали цифровые монеты. На Бали он встретил южноафриканского трейдера, который после 17 лет работы бросил все и подался к криптоторговлю. А на пляже неподалеку от Нуса в Квинсленде пообщался к торговцем биткоинами из Дубая.
Со всеми этими людьми Тайхутту продолжил общение по Skype. Они вместе анализировали рынок и наблюдали за тем, куда все движется. “У них большой опыт в торговле. Мне до сих пор этого немного недостает”, – признался Диди.
Сам Тайхутту знаком с коинами с 2010 года, когда валюта стоила меньше 1 евро: “Я предприниматель, так что когда я впервые услышал про биткоины, я сказал: надо брать”. Вместе с другом он купил несколько десятков компьютеров и видеокарт, чтобы майнить биткоины. Когда в 2013 году их цена выросла до нескольких сотен долларов, Тайхутту решил продать сразу все. “Если бы я знал, что через четыре года они будут стоить в десять раз дороже, я бы не стал продавать весь сток. Но тогда я подумал: я должен получить прибыль”, – признается он.
Вскоре стоимость биткоина упала и дальнейшая ее судьба была туманна. Между тем счета за электричество стали непомерными. Тайхутту решил дать шанс другой валюте – догкоинам. “У меня их было просто завались, но эти коины ничего не стоили. В сумме все, что у меня было, тянуло максимум на 200 евро”, – вспоминает Тайхутту.
В итоге он перестал майнить. До тех пор, пока однажды в путешествии ему не написал его друг: “Проверь свои коины!” Стоимость догкоинов внезапно подскочила в 10-12 раз от первоначальной цены. Весной 2017 года биткоин вырос до $3000, и другие криптовалюты также начали восхождение по кривой. Дома, на работе и в супермаркете – все говорили только о крипте. “Те догкоины дали мне понять, что в мире что-то происходит”, – говорит Тайхутту.
Его уверенность росла по мере того, как в семейном путешествии он встречал все больше людей, занимающихся биткоинами: “Это не совпадение, подумал я. Поэтому я решил снова в это зайти”. Вернувшись домой, он отправился к агенту по недвижимости и заявил, что хочет продать дом за 85 биткоинов.
Дом Тайхутту был выставлен на продажу восемь месяцев назад, и привлек много внимания со стороны прессы. Наконец, к продавцу обратился криптотрейдер и предложил за дом 300 000 евро. На сегодня сторонам предстоит решить, какая часть из этих денег будет выплачена в биткоинах. На оставшиеся деньги Тайхутту планирует погасить ипотечные выплаты.
На сегодня самой большой преградой на пути продажи недвижимости за криптовалюты являются банки. Без их вмешательства продать дом невозможно, поскольку сделка происходит в несколько транзакций с участием нотариуса, а криптосчетов у них, как правило, нет, поэтому выплаты должны производиться в евро. Более того, процесс продажи недвижимости занимает какое-то время, а курс биткоина очень нестабильный. Отсюда вопрос – что делать, если он резко поменяется?
“Система не рассчитана на такое. И я хотел помочь начать это менять, – говорит Тайхутту. – К сожалению все происходит не так, как я ожидал. В Нидерландах мы еще не выстроили доверие к криптовалютам, так что придется привлечь нотариуса”.
Сейчас семья привыкает к новому образу жизни: после шикарного дома на 200 кв. м и на четыре спальни им приходится жить в шале в кемпинге. Теперь три дочери Тайхутту, у каждой из которых раньше была своя комната, ютятся в одной. Все остальное имущество семьи также продается, чтобы Тайхутту мог купить максимальное количество биткоинов.
Так жить семье предстоит до 2020 года, когда, по подсчетам Диди, биткоин и блокчейн станут незаменимыми и его состояние вырастет в цене в 3-4 раза. А пока Тайхутту учатся жить без излишеств. “Для моей жены это было определяющим фактором “за”. Образование – лучшее для детей. Если ты растишь их в духе материализма, это нехорошо. А мы именно так их и растили, если честно”, – говорит глава семейства.
Но что если прогнозы не сбудутся и что-то пойдет не так? “Тогда мы на время останемся без денег. Но я не думаю, что это самое плохое, что может произойти в жизни”.
Тайхутту уверен, что цифровые валюты и технология блокчейн меняют роль денег и банков в обществе. “Интернет стал революцией в информации. Я думаю, что блокчейн и криптовалюты – революция финансовой системы, – считает он. – Через пять лет все будут говорить: “Мы же видели, что это грядет”. Я просто реагирую на изменения уже сейчас”.
К слову, если бы Тайхутту жил в Украине, с продажей недвижимости за криптовалюту у него все было бы проще. Недавно состоялась первая официальная сделка, в рамках которой квартиру в Киеве продали за эфир.