Корпоративная открытость: зачем корпорации предоставляют open data и API для стартапов

2967

Open data вполне справедливо называют триггером цифровой экономики и топливом роста. Особый интерес вызывают big data корпораций, которые все чаще дают доступ к своим данным фриланс-разработчикам и стартапам. Команда 1991 Open Data Incubator выяснила, зачем им это нужно и к каким результатам может привести.

Наиболее активно концепция open data обсуждается в контексте городов и государств. Идея о том, что определенные данные должны находиться в открытом доступе и иметь машиночитаемый вид, привлекает не только увлеченных урбанистов, но и просто технически подкованных жителей. Люди ожидают, что огромные массивы данных, собранные администрациями, будут использованы на благо общества.

Одним из пионеров развития открытых данных считают город Нью-Йорк. На портале открытых данных NYC Open Data можно найти сотни полезных датасетов: карты дорожного трафика в режиме реального времени, расположения общественных туалетов, списки актуальных вакансий, рейтинги причин смертности. Всю эту информацию можно использовать для создания приложений и сервисов, которые будут полезны горожанам. Жители Нью-Йорка получают более высокое качество жизни, разработчики — данные для создания новых продуктов, администрация — довольных и лояльных избирателей. Все в плюсе.

Макроэкономическое значение open data

Если же данные начинают открывать и корпорации, это оказывает еще более сильный эффект на экономику. Самые авторитетные исследования этого вопроса касаются опыта Великобритании. Именно эта страна сейчас занимает первую строчку в рейтинге Open Data Barometer. (Украина — на 44 месте, на 18 позиций выше, чем по итогам 2015-го).

Например, в докладе The Global Impact of Open Data, выпущенном компанией O’Reilly Media, исследуется платформа картографической компании Ordnance Survey, получившая название OS Open Data. По данным исследователей, этот продукт прибавит к ВВП страны 13–28 млн фунтов стерлингов уже в первые пять лет использования.

Не менее впечатляющие данные приводит в колонке для The Huffington Post Джени Теннисон, технический директор британского Open Data Institute. Она делится данными за 2013 год, согласно которым экономическая выгода от применения open data составит примерно 1% суммарного годового ВВП стран G8 или около 4% мирового ВВП.

Феномен открытых данных и корпорации

Интерес к теме открытых данных и внушительный экономический потенциал привлекают внимание корпораций. Крупные игроки рынка реагируют на этот тренд, открывая сообществу разработчиков и стартапам собственные корпоративные данные. И количество таких компаний растет с каждым днем.

В составленном в США списке компаний Open Data 500 можно найти немало гигантов. Сюда вошли компании Canon, Uber, Amazon Web Services, J.P. Morgan Chase, Enigma.io, GitHub, некоторые сервисы Google. Но это не значит, что работа с открытыми данными — прерогатива исключительно «монстров рынка». Компании поменьше могут объединяться, чтобы создавать не менее востребованные и экономически успешные open-data-инициативы. Впрочем, крупные корпорации тоже используют это решение: в 2016 году DigitalGlobe, NVIDIA и CosmiQ Works совместными усилиями создали проект SpaceNet.

Присоединение к движению open data для бизнеса — возможность не только повлиять на мировую экономику, но и решить более будничные и прикладные задачи. Например, сотрудничество со сторонними разработчиками позволяет создавать и улучшать приложения, онлайн-сервисы, персонализировать предложения для клиентов, а еще — экономить ресурсы и снижать риски.

Open data банков: европейский рынок

Использование open data в банковском секторе заслуживает отдельного внимания. На европейском рынке деятельность банков и других организаций, предоставляющих финансовые услуги, регулируется специальной директивой PSD2 (The Payment Services Directive), которую выпустили в 2015 году Европарламент и Еврокомиссия.

Согласно требованиям директивы, банки лишаются права монополизировать информацию о своих пользователях. Теперь они обязаны предоставлять данные сторонним сервисам и разработчикам. Правда, есть условие: информация предоставляется с согласия клиента.

При таком подходе стартапы, софтверные компании и девелоперы-фрилансеры могут использовать данные банков, чтобы создавать собственные приложения и сервисы. При этом концепция open data предполагает, что данные не будут защищены копирайтом или любыми другими инструментами. Они должны иметь лицензию повторного использования, позволяющую любое использование данных, в том числе и коммерческое.

Подобные приложения могут быть совместимыми с другими IT-продуктами банка и дополнять их функционал. В то же время, сервисы могут принимать оплату напрямую, им больше не нужно перенаправлять пользователя на официальный сайт банка или платежной системы вроде MasterCard или Visa. К слову, платежные системы могут открывать собственные API и данные точно так же, как и банки. Это уже делает, например, компания MasterCard.

Вопросы cybersecurity: безопасны ли открытые данные

Инициативу open banking продвигают такие организации как, например, немецкий Open Bank Project, британская организация Open Banking и фундация Finance UK, объединившая 300 крупнейших финансовых компаний Великобритании. В пользу директивы PSD2 высказались PwC, Deloitte, Ernst & Young и KPMG — «большая четверка» крупнейших консалтинговых фирм мира. Однако даже такой уровень поддержки не делает процесс открытия данных простым и «безоблачным».

Стоит понимать, что открытие API несет не только экономический потенциал, но и определенные риски для безопасности. По этой причине открывать данные и программный интерфейс могут пока лишь банки с сильным IT-департаментом. Так, инициативу Open Banking Lab, инициированную 1991 Open Data Incubator и направленную на поддержку fintech-стартапов, поддержали Национальный банк Украины и OPT Bank. Первый — главный национальный финансовый регулятор, второй входит в международную банковскую группу, а потому имеет достаточно ресурсов, чтобы защитить свои данные.

Как open data «сдружили» корпорации со стартапами

Компании, которые владеют массивами данных, особенно — большими и динамичными, всегда могут их продать. Однако наиболее выгодным решением представляется продажа не самих данных, а продуктов, основанных на их обработке. Об этом пишем в своем блоге Мэтт Турк, управляющий директор FirstMark Capital. В качестве примера он приводит опыт компаний Facebook, MasterCard, Foursquare.

Однако корпорации, в распоряжении которых находятся большие массивы полезных данных, не всегда могут использовать их в качестве активов. Не в каждой компании, даже в крупной, есть ресурсы на содержание отдельного IT-отдела, который целенаправленно занимается разработкой новых продуктов.

Сотрудничество со стартапами и свободными разработчиками решает этот вопрос. Корпорация может выбрать лучшую идею, спонсировать разработку, выкупить технологию. Если продукту необходима поддержка, корпорация может заключить специальное соглашение с авторами технологии и получать поддержку на постоянной основе — без необходимости содержать IT-отдел. Все, что для этого нужно, — открыть данные и API.

Стартапы, в свою очередь, получают финансовую и менторскую поддержку, ценные данные и возможность создавать высокотехнологичные продукты, которые потенциально интересны не только украинским компаниям, но и всему миру.

Сотрудничество стартапов и корпораций в open-data-инициативах — процесс всесторонне выгодный, и у него определенно большое будущее. При таком сотрудничестве выигрывают все участники, включая также государство и общество — ведь в конечном итоге развивается экономика и появляются новые технологии, повышающие уровень жизни в стране и качество жизни каждого отдельного человека.

перейти на сайт 1991 Open Data Incubator

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск