Издание Bloomberg опросило десять экономистов, специалистов банковской сферы и других экспертов и выяснило, каких вещей стоит бояться в ближайшем будущем в экономике. Среди них — нестабильные цены на нефть, неудовлетворительная ситуация в Китае и возможный пузырь биткоина.
Крах квантовых фондов
Когда вы вспомните финансовый кризис, то поймете, что крах квантовых фондов (инвестиционные фонды, которые в работе используют квантовый анализ; создают предиктивные модели, чтобы выяснить насколько привлекательна инвестиция — прим. ред.) стал его предвестником. Квантовые фонды ощутили большие потери в августе 2007 — ровно за год перед финансовой катастрофой.
Основатель подобного фонда — AQR Capital Management — Клиффорд Аснесс говорит, что второй крах квантовых фондов неизбежен. Квантовые стратегии популярны, и популярность — это то, что заставляет их двигаться в одном направлении. Будь это путь к успеху или к провалу. Аснесс предполагает, что второй обвал таких фондов случится из-за негативного влияния СМИ.
Кибератаки
Билл МакНабб взял на себя руководство Vanguard Group Inc. как раз после финансового кризиса и помог компании увеличить стоимость ее активов на $3 млрд. Сейчас он собирается уходить со своего поста и говорит, что его главные переживания связаны с кибербезопасностью: «Наш бюджет на кибербезопасность вырос в 10 раз за последние семь лет», — говорит МакНабб.
Китай
Кайл Басс, основатель компании по управлению активами Hayman Capital Management LP, который следит за ситуацией в Китае, говорит, что руководство страны скрывает неудовлетворительное состояние банковской системы — по политическим причинам.
Чжу Нин, заместитель директора Национального института финансовых исследований Университета Цинхуа, поднимает тот же вопрос в своей книге «China’s Guaranteed Bubble» («Китайский гарантированный пузырь»). По его словам, огромный объем долга, отягощающий китайскую финансовую систему, в сочетании с перегретым рынком недвижимости создает большие риски для экономики, от которой остальной мир ждет роста.
Стабильность бирж
Если вы поделите часы торгового дня на четверти, то нет ни одного такого же важного отрезка, как последние 15 минут. Именно в этот момент устанавливаются окончательные цены, которые влияют на торговые портфели и пенсионные счета. И если остановка работы одной из бирж — из-за внутреннего сбоя или кибератаки — в течение дня никак не повлияет на рынок, то какая-либо ошибка в последние 15 минут приведет к непредсказуемым последствиям.
Формально существует «план Б», согласно которому одна из бирж станет бэкапом для другой при такой ситуации. Но дело в том, что во время подобных случаев этот плани не тестировался — и это оставляет много вопросов без ответа.
По словам Джоанны Филдс, генерального директора консалтинговой фирмы Aplomb Strategies Inc, отсутствие возможности установить окончательные цены на акции может отразиться на других типах ценных бумаг, включая опционы и внебиржевые деривативы. «Может случиться цепная реакция», — говорит Филдс.
Рынок недвижимости
Диверсификация — это не всегда безопасно, говорит Джаред Диллиан, который ранее управлял биржевым инвестиционным фондом. «Ритейл-инвесторы, которые покупают биржевые инвестиционные или индексные фонды, думают, что их активы диверсифицированы», — говорит Диллиан. Но, по его словам, не все понимают, что эти в этих торгах участвуют очень много людей. Мы можем обернуться на 10 лет назад и увидеть, как все может пойти не так.
Такая практика не приводит к финансовому кризису. Но Диллиан полагает, что это может привести к продаже активов — через год, пять или даже десять лет. «У такой ситуации есть потенциал достичь масштабов крупного краха рынка», — говорит Диллиан.
Пузырь биткоина
Дискуссии на тему того, является ли биткоин пузырем или нет, продолжают разделять финансовый мир. С одной стороны, миллиардер Майк Новограц говорил о намерении заработать «кучу денег» на буме биткоина. Генеральный директор JPMorgan Chase Джеймс Даймон, наоборот, называет людей, которые покупают криптовалюту, «глупыми».
Но последствия вероятного краха криптовалют будут ограничены, учитывая их сравнительно небольшую популярность — правда, это может измениться. Весь криптовалютный рынок относительно небольшой — $300 млрд. Впрочем, это в десять раз больше, чем в начале года.
Потенциальное утверждение торговли фьючерсами на биткоин означает, что цифровые активы вскоре могут стать достаточно популярными. Соруководитель фирмы Themis Trading LLC Джозеф Салуцци говорит, что криптовалютные деривативы являются рискованными, так как они легитимизируют активы с ценами, полученными от нерегулируемых бирж, подверженных манипуляциям и мошенничеству.
По словам Саллуцци, эта ситуация в перспективе имеет все шансы выглядеть как обеспеченные долговые обязательства, которые способствовали финансовому кризису 2008 года. «Криптовалюты сделают привлекательными, чтобы в них вкладывались», — говорит он.
Риски, связанные с криптовалютами, могут также распространиться на всю экономику, если криптокредиты наберут популярность. И хоть идея все еще находится в зачаточном состоянии, уже есть стартапы, предлагающие долларовые кредиты в обмен на цифровые активы, такие как биткоин. Если эти активы обрушатся, то также пропадет возможность у заемщиков погасить долг.
Рецессии
Один из любимых графиков Теда Ривелля, соуправляющего фондом Metropolitan West Total Return Bond Fund, показывает растущий разрыв между стоимостью активов домашних хозяйств США и ростом ВВП — это признак того, что экономика движется к падению. Эта разница больше, чем та, что была перед пузырями, которые предшествовали двум известным рецессиям: краху доткомов в 2001 году и кризисом в 2008 году. По его словам, больше всего беспокойства сейчас вызывает политика низких и отрицательных процентных ставок, которая способствует росту цен и вынуждает инвесторов принимать больше рискованных решений.
Недоверие
По словам Дэвида Прайсера, члена совета директоров инвестиционного банка Houlihan Lokey Inc., считает, что следующий кризис произойдет из-за потери доверия в каком-либо регионе. Прайсер считает, что такими регионами могут стать Европейский Союз и еврозона. Он говорит, что долгое время европейцы работали сообща, но все изменилось после выхода Великобритании из состава ЕС. Прайсер подчеркивает, что когда в еврозоне произойдет следующий кризис, уверенности в том, что Союз сплотится, будет куда меньше.
Япония
Рутаро Коно, старший экономист японского подразделения банка BNP Paribas, говорит, что ослабление бюджета Японии, как и всегда, несет в себе риски. Если не будут предприняты решительные меры для устранения финансовых проблем страны, то, по словам Коно, йена может упасть до 150 единиц за доллар — по сравнению с примерно с курсом в 111 йен сейчас. Это может увеличить инфляцию с нынешних 0,7% до 4-5% или даже выше.
По оценкам Международного валютного фонда, у Японии наблюдается самый большой государственный долг промышленно развитых стран, который эквивалентен примерно 240% ВВП. Одной из возможных причин ослабления йены также может стать понижение кредитного рейтинга страны. Коно говорит, что из-за этого кредиторам будет сложнее заимствовать иностранную валюту, а это в свою очередь заставит их «продавать йену, чтобы покупать доллары, как это было во время финансового кризиса 1998 года» в Японии.
Нефть
Сэр Майкл Хинтце, глава CQS U.K. LLP, считает, что одна вещь, которая может перевернуть все предположения о глобальном росте — это очередное снижение цен на нефть. «Такая ситуация может спровоцировать масштабные последствия», — говорит Хинтце и добавляет, что отметка в $35 за баррель может стать переломной. Хинтце говорит, что инвесторы будут очень недовольны, если проигнорируют этот момент и его пагубные последствия на мировую экономику.
Отсутствие права на ошибку
С середины 2018 года всего лишь одна организация — The Bank of New York Mellon — будет отвечать за ценные бумаги на почти $2 трлн, полученные от так называемых сделок РЕПО (сделка купли или продажи ценной бумаги с обязательством обратной продажи или покупки через определенный срок по заранее согласованной цене — прим. ред.). JPMorgan Chase, его давний давний соперник, решил выйти из этой сферы.
Даже несмотря на то, что The Bank of New York Mellon инвестировал миллиарды на совершенствование и модернизацию своих технологий, некоторые инвесторы опасаются, что любой сбой может нанести ущерб рынкам облигаций. «Беспокоит тот факт, что рынок может пострадать лишь из-за одной ошибки. Это не идеальная ситуация», — говорит Адам Дин, управляющий директор Square 1 Investment Management Inc.
Масштабы следующего кризиса
По словам Дипака Гулати, генерального директора инвестиционной фирмы Argentiere Capital AG, следующий кризис будет иметь больше последствий, чем прошлые. В то время как последний кризис «был о жадности, следующий кризис будет о необходимости», — говорит он. «Тогда у нас было около 15 инвестиционных банков, пытающихся получить прибыль. Сейчас тысячи участников рынка охотятся за деньгами», — отмечает Гулати.
Пессимизм
Дэн Фасс, инвестор с 59-летним стажем, говорит, что он оптимист. Но даже он стал замечать изменения в настроении партнеров — по его словам, они стали осторожными, особенно в Азии. «Обычно наши клиенты решают инвестировать в активы в США, но в последнее время они вкладывают деньги в другие места», — говорит Фасс.
Напомним, ранее AIN.UA приводил речь главы Alibaba Джека Ма об экономике будущего.