AIN.UA » СообществоНепрозрачно и дорого: опыт использования каршеринга в Киеве

Непрозрачно и дорого: опыт использования каршеринга в Киеве

13661

В начале 2018 года в Киеве официально заработал сервис каршеринга Getmancar. Он позволяет брать автомобиль в краткосрочную аренду, пользуясь только мобильным приложением. Такой подход должен составить конкуренцию такси для поездок по городу. Журналист AIN.UA проехался на узбекском Ravon R2, из которых пока состоит автопарк Getmancar, и поделился впечатлениями от удобства использования и стоимости такого сервиса.

Ravon R2, на которой ездил AIN.UA. Здесь и далее фото Ольги Закревской

Начнем с того, что такое каршеринг. Простыми словами — это аренда автомобиля, которая предусматривает как поминутное его использование, так и более длительное. Для аренды авто не нужно каждый раз ходить в офисы и подписывать бумаги: машины стоят просто на улицах городов, а для того, чтобы ими воспользоваться, достаточно иметь при себе смартфон с привязанной картой, с которой спишется плата за пользование машиной.

Процесс взаимодействия с сервисом начинается с установки приложения. Хотя лучше сперва зайти на сайт компании и прочесть о том, как работает сервис, пользовательское соглашение и ознакомиться с тарифами. Тогда можно более уверенно себя чувствовать, когда сядете в машину.

Чтобы совершить первую поездку нужно зарегистрироваться через приложение Getmancar. Для этого потребуется ввести ФИО, email, телефон, пароль, подтвердить, что пользователь старше 25, а стаж вождения превышает 5 лет. Затем надо загрузить в приложение фото паспорта (первая и страница с пропиской), водительского удостоверения и селфи с ним. В конце нужно согласиться с условиями пользования, договором о присоединении и обработкой персональных данных.

Приложение предложит привязать банковскую карту. Делать это сразу не обязательно, но без нее пользователь не сможет взять в аренду автомобиль. После заполнения всех данных придется подождать подтверждения профиля. Эта процедура, как утверждают в компании, может занять от 2 часов до 4 дней. В нашем случае это заняло точно меньше 4 дней, но сколько конкретно — не понятно, поскольку никакого подтверждения ни в приложении, ни на почту не приходило.

С подтвержденным профилем и привязанной картой можно планировать поездку. В автопарке, по словам Getmancar, находится 100 машин. Вскоре их количество должно вырасти до 300. Количество доступных машин может колебаться. Так, на момент написания текста для аренды доступны около 50 авто. Расположены они неравномерно, поскольку после поездки пользователь может оставить ее почти в любом месте города. В приложении очерчены две зоны — где можно оставить / взять машину — она не включает районы, расположенные ближе к окраинам города. Так, нельзя оставлять машину на большей части Виноградаря, далее метро Сырец, почти на всей Борщаговке, а с метро Нивки до Святошино — только вдоль проспекта Победы.

Карта с доступными для аренды авто. В закрашенной зоне можно начинать и завершать аренду. Использовать авто — в пределах синей линии. На скриншот не вошла зона, ведущая в аэропорт «Борисполь».

Но и 100 машин, как показывает личный опыт, просто недостаточно, чтобы покрыть весь город. Поэтому будучи на улице Нижний Вал журналист не смог сразу взять машину — на Подоле ее попросту не было. Когда подходящее авто все же найдено, его можно забронировать. В течение 20 минут резерв бесплатен, а затем каждая минута ожидания обойдется 0,99 грн. До автомобиля в центре, на улице Городецкого, удалось добраться за 24 минуты на общественном транспорте. То есть, пришлось заплатить 4 грн за дополнительные 4 минуты ожидания. Найти машину было не сложно — фактическое расположение соответствовало указанному на карте. Вдобавок, в приложении можно нажать кнопку «Помигать» — тогда авто просигналит и мигнет аварийкой.

Машина, ожидавшая журналиста

Стоя у машины, уже можно нажать кнопку «Начать аренду». На экране появится меню выбора тарифов. Их мы опишем отдельно. После выбора подходящей тарификации нужно оценить состояние автомобиля. Речь идет о наличии внешних повреждений. Если они есть, приложение предлагает отправить фотографии по почте. Если же пользователь не сообщил о внешних повреждениях автомобиля перед началом аренды, а затем это сделал следующий арендатор, то оплата ремонта за первым — она составляет 7 000 грн. В случае, если с машиной все хорошо, то она откроется и можно будет начинать поездку.

С момента открытия машины начнет действовать тариф. Около 5 минут наверняка уйдет на то, чтобы освоиться в незнакомом автомобиле и настроить все зеркала и сидения. Узбекский Ravon R2 — компактный городской автомобиль с объемом двигателя в 1,25 литра. У Getmancar машины средней комплектации с электрорегулировкой зеркал и стеклоподъемниками, кондиционером, аудиосистемой с четырьмя колонками и автоматической коробкой передач. Журналисту в поездке не хватало парктроника и держателя для телефона. Из-за отсутствия последнего пользоваться навигатором на смартфоне очень проблематично.

Техпаспорт, страховой полис ОСАГО и заправочная карта — лежат в бардачке. Ключ вставлен в зажигание и вынуть оттуда его нельзя. Приятный плюс — наличие кабеля с разъемами MicroUSB, USB-C и Lightning для зарядки гаджетов. По езде к машине не было претензий. Но чувствовался дискомфорт от управления незнакомым автомобилем, за ремонт которого тебе придется платить в случае ДТП. Последнее — следствие условий использования: стандартные тарифы включают страховку с франшизой в 10 000/20 000 грн. Страховка с франшизой означает, что в случае ДТП часть денег выплатит водитель арендованного авто, даже если он не виноват в аварии.

Тарифы

В приложении Getmancar дает выбрать из трех тарифов:

  • Поминутный — 6 грн/мин при лимите пробега в 50 км. Свыше него — 4,3 грн/км. Ожидание — 0,99 грн/мин.
  • Почасовой — 59 грн/час плюс 5 грн за каждый километр. Ожидание — 59 грн/час.
  • Посуточный — 999 грн при лимите пробега в 100 км. Свыше него — 6 грн/км.

Эти тарифы включают франшизу в 20 000 грн.

Однако на сайте упомянут еще ряд вариантов тарификации. Так, все три тарифа имеют стоимость с нулевой франшизой:

  • Поминутный — 7,99 грн/мин. Ожидание — 1,29 грн/мин.
  • Почасовой  — 79 грн/час плюс 5,99 грн/км. Ожидание 79 грн/час.
  • Посуточный — 1199 грн/сутки.

При этом, тарифы без франшизы (платить при ДТП будет только страховая) нельзя просто выбрать в приложении сразу. Необходимо связаться со службой поддержки, которая включит тарификацию без франшизы в течение 24 часов. Затем будут доступны только тарифы без франшизы и чтобы вернуться к стандартным (с франшизой в 20 000 грн), нужно снова обращаться в службу поддержки.

Помимо этого, в ответах на часто задаваемые вопросы упоминаются также тарифы «Юный драйвер» (для пользователей младше 25 лет) и «Иностранец» для не граждан Украины. Цены для этих тарифов на сайте не указаны.

Опыт с тарификацией

Сев в машину возле Майдана Независимости (на улице Городецкого), журналисту предстояло забрать фотографа на улице Драгомирова, около метро Дружбы народов. После 16:00 в пятницу могли быть пробки, поэтому решено было воспользоваться почасовым тарифом. Деньги за его использование сервис снял сразу.

Дорога заняла около 30 минут. Подождав фотографа до 10 минут в режиме ожидания (59 грн/час и, судя по счету, поминутной тарификацией), мы отправились в центр в поисках освещенного места, чтобы пофотографировать автомобиль. Во время поездки почасовой абонемент истек и началась поминутная тарификация (6 грн/мин). На сайте компании написано, что деньги с карты списываются автоматически, если сумма услуги превышает 75 грн. Поэтому каждые 13 минут банк уведомлял о списании средств.

В итоге на поездку до Льва Толстого, несколько кругов по этому району и фотографирование машины ушло 50 минут или 300 грн с поминутной тарификацией. Можно ли было вместо этого активировать почасовой тариф? Да, но приложение этого не предлагает. Для этого нужно прочесть информацию в разделе часто задаваемых вопросов. «Чтобы продолжать пользоваться почасовым тарифом, вам нужно завершить аренду и заново выбрать почасовой тариф», — говорится на сайте. То есть, нужно было припарковаться, завершить аренду (машина закрывается), а затем заново пройти цикл аренды, выбрав почасовой тариф. 

Такси или каршеринг?

Учитывая, что часть маршрута не имела конкретной точки назначения, стоит ее отбросить при оценке тарифов. Рассмотрим стоимость для четкого маршрута.

  • Стартовая точка поездки — Нижний Вал, 3.
  • Конечная — Драгомирова, 2.

Поездка на Uber/Uklon по такому маршруту без повышающих коэффициентов обойдется в 8284 грн и около получаса (Google Maps указывает 26 минут).

Если пользоваться каршерингом, то расчет выглядит так:

  • 24 минуты от начальной точки до машины за 5 грн на метро, плюс машина в режиме ожидания — 4 грн за 4 минуты. Итого 9 грн.
  • 30 минут от места парковки машины до конечной точки по часовому тарифу — 59 грн плюс 35 грн за 7 км — 94 грн.
  • Всего: 101 грн. Затраченное время: 54 минуты.

Если от места парковки до конечной точки ехать по поминутному тарифу, то стоимость бы составила от 132 до 150 грн (22-30 минут в дороге) в зависимости от ситуации на дороге.

Окончательные выводы относительно выгоды каршеринга на основе одной ситуации делать нельзя. Если бы к автомобилю не пришлось ехать 24 минуты и не потребовалось бы времени для адаптации в машине, то время сократилось бы до соизмеримого с поездкой на такси. При этом стоимость бы составила для почасового тарифа (59 грн/час + 60 грн за 12 км в пути) 119 грн, а для поминутного — 156 грн при 26 минутах в пути.

Преимуществами сервиса можно назвать достаточно легкий, быстрый и удобный процесс аренды авто. Однако, над покрытием города машинами, понятностью использования сервиса компании стоит работать. Вопросы вызывает и конкуренция с такси по стоимости поездок. Но этот аспект требует более длительного исследования.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

30

Комментарии | 30

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: