Офлайн против онлайна

Два года назад “Розетка” стала маркетплейсом. Сегодня, по словам Чечеткина, на площадке 2,5 млн уникальных товаров. “У Amazon 38 млн, мы стремимся к этому показателю”, – подчеркнул он. Быстрее всего развиваются новые категории товаров: одежда, товары для детей и химия. Сегодня более 50% товаров на сайте — не электроника.

В декабре на сайт Rozetka.ua зашли 75 млн посетителей, компания продала 3 млн уникальных товаров. В январе трафик был на 20% меньше.

Все было очень хорошо, но в 2014 году большие игроки почувствовали конкуренцию со стороны интернета, и с тех пор, по словам Чечеткина, проводят политику «договорняков» и давления на производителей. Они вынудили вендоров устанавливать рекомендованные розничные цены, по которым должны продавать все. “То есть офлайн диктует вендорам, сколько он хочет зарабатывать”, – пояснил Чечеткин.

Фото: Ольга Закревская

“Сегодня большие усилия и офлайна, и онлайна направлены на то, чтобы обмануть вендора и продать дешевле, чем он того требует. При этом для онлайн-ритейла плохо то, что офлайн имеет большую маржу от вендора и может дешевле продавать товар, – рассказал основатель “Розетки”.

Будем честны. То, что в интернете дешевле, уже не совсем правда. Большое количество брендов дешевле в офлайне.

Это противостояние в свою очередь привело к расцвету контрабанды на украинском рынке. “По некоторым корейским производителям от 30% до 70% — это контрабанда без каких-либо налогов. Очень большой разрыв, и я уповаю на то, что вендоры прозреют”, – говорит Чечеткин.

Как “Розетка” развивает офлайн

У “Розетки” развито как онлайн, так и офлайн-присутствие. “Все восприняли открытие магазина на Петровке как первый офлайн-магазин Rozetka. На самом деле это не так. У Rozetka со второго дня основания было офлайн-присутствие. У нас был офис площадью 100 кв. м. Это было подвальное помещение на Подоле, но все-таки мы уже были не просто онлайн-магазином – мы были «живыми»”, – говорит Чечеткин.

“Розетка” на Петровке

В 2008 году у “Розетки” появился первый магазин площадью 120 кв. м. Второй, на 160 кв. м, открыли летом того же года, но в октябре закрыли – продажи точки упали на 37%. По словам Владислава, это было самое большое падение в истории Rozetka. 

В 2012 году открылся магазин “Розетки” на Подоле площадью 2000 кв.м, а в 2015-2016 годах компания уже испытывала нехватку площадей, пока в 2017 году не нашли подходящий по размеру объект – так появилась Rozetka на Петровке.

“Для нас это по-прежнему эксперимент. Этот формат лучше, чем был до сих пор, но все еще много чего не доделано”.

В магазине оборудовано 90 точек выдачи, есть электронное табло, а места операторов сделаны таким образом, чтобы на них одновременно могли работать до восьми человек. Это позволяет справляться с обслуживанием большого количества покупателей в горячий сезон. 

В лучшие дни люди совершают более 15 000 покупок в магазине “Розетка”. При этом примерно 50% продаж в магазине осуществляют люди, которые пришли и купили с витрины. Для остальных 50% это точка выдачи.

Кто победит

В большом количестве категорий, особенно для молодежи, по мнению Чечеткина, доля офлайна туманна. Тем не менее, офлайн борется и изобретает разные способы выжить. Никто не знает, какая доля продаж будет приходится на офлайн, однако очевидно, что он не исчезнет.

“Возможно, мы совместно придумаем новый канал. Но в любом случае мы должны продавать везде, где мы можем продавать. Я не самый большой специалист в офлайне, но мы учимся”, – подытожил Чечеткин.