В КИТ сортировка посылок максимально автоматизирована. В сутки терминал обрабатывает до 200 000 штрихкодов – это 8500 в час или 2 в секунду. Таким образом, за год КИТ сможет обработать до 70 млн отправлений.
“Для нас КИТ – это символ перехода компании “Нова пошта” из аналогового формата в цифровой”, – заявил соучредитель компании Владимир Поперешнюк. Его партнер Вячеслав Климов добавил, что по сути КИТ – это модель того, как будет выглядеть “Нова пошта” в будущем. Помимо автоматизации сортировки в других терминалах, до 2020 года компания планирует также автоматизировать работу своих отделений, а к 2025-му роботизировать доставку: запустить доставку беспилотными авто и дронами.
КИТ занимает территорию в 20 га и располагается по адресу ул. Ватутина, 59а (Большая окружная дорога). Строительство терминала началось в 2015 году, а первую очередь запустили в тестовом режиме еще осенью. На сегодня КИТ достроен на 80% и уже обслуживает Киев (пока только правый берег) и Киевскую область. Когда строительство будет завершено, столицу покроют целиком.
Общая площадь КИТ составляет 14 800 кв. м. Это в 2,5 раза больше предыдущего крупнейшего терминала компании и крупнейшая сортировочная линия в Украине. Пропускная способность терминала позволяет одновременно принять до 308 грузовиков и загружать до 339 авто в сутки. Для этого КИТ оборудован 190 постановочными местами для автотранспорта.
Автомобили приходят и отправляются строго по расписанию, независимо от того, достигается полная загрузка или нет. Следить за движением транспорта можно на специальных табло с точностью до минуты.
Внутри КИТ помещается линия сортировки (или лайнсортер), на которую посылки попадают после выгрузки. Пока такая линия одна, но после завершения строительства терминала прямо над ней вторым этажом появится вторая такая же. Также в “Нова пошта” рассматривают вариант замкнутой по кругу линии или лупсортера, когда посылка движется по кругу.
Посылки попадают на линию через 6 заборных рукавов. Здесь они взвешиваются, проверяются их габариты. Также есть отдельный рукав для мелких посылок. Забор посылок отсюда осуществляется маленькими машинами.
Все посылки промаркированы штрихкодом. С конвейера они сходят только в двух случаях: если повреждена упаковка или маркировка. Такие “отбраковки” попадают на пункт контроля, где операторы перепаковывают или заново маркируют их и перезабивают в систему, после чего возвращают на линию. Процесс занимает не больше 5 минут.
По автоматизированной линии пакеты заезжают в высокоскоростной сканер, который обрабатывает 2 посылки в секунду. Сканер считывает пять граней посылки – кроме основы. В будущем планируют сделать шестисторонний сканер – это позволит операторам еще быстрее выгружать посылки с линии в контейнер, без необходимости ее досмотра.
Высокоточное оборудование “Нова пошта” закупает у голландской фирмы Vanderlande. По словам Поперешнюка, подходящих отечественных аналогов не нашли. К слову, сортировочные линии этой же фирмы установлены во многих международных аэропортах, в том числе аэропорту “Борисполь”. Там они используются для контроля и проверки багажа.
Сканер определяет, куда отправится посылка, и направляет ее в соответствующий рукав. Отсюда оператор перекладывает их в контейнеры-клетки, промаркированные штрихкодами под пункт доставки. В будущем рукава планируют удлинить, чтобы посылка попадала прямо в машину и проводила на складе не более 2 минут.
С правой стороны линии грузы отправляются по всей Украине (без Донецка, Луганска, Севастополя и Симферополя), с левой – по районам Киева и области.
Терминал работает в режиме 24/7 (делают только технические перерывы): 750 сотрудников работают здесь в четыре смены по 12 часов. По словам Поперешнюка, такой график выбрали сами сотрудники.
Работа тяжелая, поэтому чтобы удержать людей и избежать текучки кадров, “Нова пошта” старается создать на КИТе конкурентные условия труда. Зарплата сотрудников составляет от 10 000 грн, также компания предоставляет бесплатный транспорт, обеды и проживание для иногородних.
В будущем в КИТ планируют добиться полной автоматизации – сортировка будет проходить практически без участия людей. За счет этого “Нова пошта” хочет уйти от доставки по дням и добиться того, чтобы доставка измерялась в часах.
В КИТ компания вложила 15 млн евро: примерно половина из этих средств – реинвестции, а остальное финансирование предоставили взаем украинские банки. “Это первое в нашей истории существенное заимствование. Почти 17 лет компания развивалась исключительно за счет реинвестирования собственной прибыли”, – заявил соучредитель “Нова пошта” Вячеслав Климов. Примерно $5 млн компании еще предстоит потратить на то, чтобы достроить терминал. И это без учета оборудования, в которое “Нова пошта” вложит еще $5-10 млн сверх того.
Климов заверил, что инвестиции в строительство терминала не отразятся в тарифах для клиентов “Нова пошта”. “Будет ли рост тарифов в этом году – мне трудно сказать. Мы будем смотреть на составляющие нашей себестоимости”, – заявил он.
По словам Поперешнюка, это еще и первая инвестиция компании с сроком окупаемости более года. На окупаемость КИТа “Нова пошта” закладывает срок в 20 лет.