Что такое IOTA – «машинная» криптовалюта, cменившая блокчейн на граф

3657
2

Редакция AIN.UA рассказывает о проекте IOTA, стремящемся стать хребтом интернета вещей и катализировать смарт-революцию.

IOTA входит в десятку по капитализации ($4,3 млрд) в рейтинге криптовалют, но обладает самым позитивным имиджем среди участников топ-10. Критики альткоинов агрессивно атакуют Etherium и Ripple, недолюбливают EOS (нет продукта), но чрезвычайно мягко отзываются о IOTA, несмотря на «сырость» этого проекта, его непрозрачность, вероятное наличие в нем уязвимостей и проблем с централизацией. Разработчики, величающие IOTA «спящим гигантом» и пророчащие ему триумфальное восхождение к концу 2018 года в тройку ведущих криптовалют, собирают тысячи восторженных комментариев в таких соцсетях, как Reddit, и почти не встречают возражений.

Объяснить эту феноменальную благосклонность сообщества к находящемуся в стадии тестирования проекту непросто. По сведениям Financial Times, некоторые критики получали по интернет-каналам угрозы юридических действий и физических расправ, в том числе от руководителей IOTA. Такие инциденты запугивания, происходящие на фоне почти сектанских восхвалений проекта в соцсетях, позволяют заподозрить разработчиков криптовалюты в финансировании «армии тролей», создающей положительное информационное поле и подавляющей оппонентов.

Однако создатели IOTA уверяют, что положительный имидж криптовалюты сформировался благодаря ее реальной привлекательности. По словам гендиректора IOTA Foundation Дэвида Сэнстебе, людям нравится «неприбыльный проект с чистыми намерениями», «фантастическая команда, объединившая и продолжающая объединять лучших в мире разработчиков и консультантов» и, конечно, «превосходящая традиционные блокчейны» сеть с нулевыми комиссиями, безграничной масштабируемостью и защищенностью от взлома квантовыми компьютерами.

«Безблочный блокчейн» для интернета вещей

Проект IOTA основали в начале 2015 года четыре человека — норвежец Дэвид Сэнстебё (специалист по продвижению), белорус Сергей Иванчегло (программист), немец Доминик Шейнер (программист) и россиянин Сергей Попов (профессор математики).

Задумав создать криптовалюту для межмашинных микро-транзакций в интернете вещей (в котором, например, автономные автомобили смогут общаться с заправочными станциями и парковками), разработчики, по их словам, очень быстро осознали, что сложные и тяжеловесные блокчейн-технологии для этой цели непригодны. Интернету вещей, в котором десяткам миллиардов подключенных устройств придется активно взаимодействовать между собой, нужна инфраструктура гораздо более быстрая и эффективная, но в то же время сохраняющая основной принцип блокчейна — распределенный механизм достижения консенсуса.

Сергей Иванчегло 21 октября 2015 года под ником Come-From-Beyond впервые объявил на крупнейшем криптовалютном форуме Bitcointalk.org об изобретении «новой и новаторской» криптовалюты IOTA, оптимизированной для интернета вещей.

«IOTA создана настолько легкой, насколько это возможно, поэтому она названа «йотой» с акцентом на IoT. В следующем десятилетии наш современный ландшафт заполонят 50 миллиардов (!) подключенных устройств. Каждое из них предназначено для того, чтобы сделать мир лучше и удобнее для нас. Эта фантастическая перспектива, безусловно, связана с множеством препятствий, главное из которых – микротранзакции. Все подключенные IoT-устройства должны быть способны автоматически производить сколь угодно малые выплаты друг другу. Именно для этого была задумана IOTA», — написал в 2015 году Сергей Иванчегло.

Для обработки микроплатежей между миллиардами устройств Сергеем Поповым был разработан «двоюродный брат блокчейна» — направленный ациклический граф под названием «Путаница» (Tangle). Иногда этот свой граф разработчики IOTA называют блокчейном следующего поколения, без блоков и без «чейна» (цепи).

В «Путанице» нет майнеров, так что не приходится ждать, пока они сформируют блок. В этой децентрализованной сети криптовалюта, сообщения и данные отправляются сразу и без каких-либо комиссий. Вместо платы за транзакцию система требует подтвердить две другие транзакции и потратить крошечное количество вычислительной мощности для выполнения криптографического алгоритма SHA-3 Proof of Work (PoW). То есть, если человек или автономное устройство хочет совершить перевод криптовалюты или передачу данных в Путанице, ему нужно верифицировать в этой сети две предыдущие транзакции, выбранные случайным образом с помощью специального алгоритма Markov Chain Monte Carlo Random Walk.

Таким образом, система обеспечивает процесс постоянного подтверждения транзакций множеством больших и маленьких устройств. Каждое из них вынуждено выделять вычислительную мощность на поддержку работы сети, чтобы получать возможность совершения в ней своих операций. А поскольку каждый узел должен выполнить вдвое больше верификаций, чем нужно ему, новые транзакции в Путанице, теоретически, будут очень быстро находить желающих их проверить и одобрить.

Невероятное распределение токенов

Практически сразу после объявления об изобретении «Путаницы» проект IOTA провел первичное размещение токенов (IСO), в ходе которого с 25 ноября по 21 декабря 2015 года обменял все 100% токенов системы IOTA (999 миллионов «старых йот», преобразованных после деноминации в 2 779 530 283 миллионов йот) на 1337 биткоинов, стоивших на тот момент $430 000. После ICO создатели проекта призвали инвесторов пожертвовать не менее 5% приобретенных йот на продвижение технологии IOTA в реальном мире, отметив, что без донатов им не обойтись.

Разработчики утверждают, что одним махом продали всю криптовалюту сотням инвесторов, не оставив себе никаких резервов. Сегодня в это очень сложно поверить в виду того, что токены IOTA стоят в 10 000 раз дороже, чем в 2015 году, а новые блокчейн-проекты, например EOS, реализовывающие свою криптовалюту не спеша, собирают в ходе ICO гигантские многомиллиардные капиталы.

Однако финансовая ситуация у проекта IOTA отнюдь не так плачевна, как может показаться. Во-первых, собранные в ходе ICO $430 000 – это неплохой показатель для 2015 года, когда первичные размещения токенов были относительно новы и непопулярны. Во-вторых, продав сразу всю криптовалюту IOTA, ее создатели сделали мощный имиджевый ход – теперь они могут позиционировать себя благородными альтруистами и заявлять, что в 2015 году поставили интересы скорейшего развития технологии выше интересов личного обогащения.

В-третьих, огромная доля токенов, как указывают эксперты, все же оказалась в их карманах. Даже если поверить в то, что создатели проекта IOTA не участвовали в своем ICO в 2015 году и не перевели йоты на свои тайные счета, они все равно остались сидеть на горе криптовалюты, которую другие инвесторы не потрудились или не сумели забрать после ICO или же оставили в качестве пожертвований, откликнувшись на призыв сделать донаты. По оценке расхваливающего IOTA аналитика Blockchain Research Lab Инго Фидлера, участники IСO не востребовали 406 834 гигайот (примерно 14,6% от общего количества), и разработчики могут оставить эти средства себе.

Стать хребтом смарт-индустрий

Разработчики IOTA рассчитывают, что производители электроники будут прямо на производствах монтировать в свои интернет-вещи аппаратное и программное обеспечение, чтобы эти вещи могли взаимодействовать друг с другом по сети Путаница при помощи токенов IOTA.

Однако работоспособную сеть для интернета вещей они предоставить не готовы. Фактически, по состоянию на май 2018 года у проекта IOTA есть в наличии несколько «тестнетов» Путаницы, бета-версия кошелька Trinity для хранения йот, и мистический проект Qubic — надстройка над IOTA, которая, по обещаниям разработчиков, будет запущена в 2018 году, позволит создавать «умные контракты» и оракулы и станет платформой для создания децентрализованных приложений.

Большой минус «тестнетов» IOTA (Devnet – с самой стабильной реализацией для запуска приложений, Canarynet – с самой новой версией, Spamnet – для краш-теста сети спамом, Testnet1 – для других целей) в том, что они не децентрализованы. Они опираются на Координатор – принадлежащий разработчикам IOTA узел, верифицирующий транзакции путем ежеминутного вбрасывания собственных транзакций. Координатор необходим на первых порах для обеспечения бесперебойной работы Путаницы, и ее защиты от 34%-ной уязвимости. Теоретически, злоумышленнику для захвата контроля над сетью, достаточно сконцентрировать в своих руках 34% ее вычислительной мощности. В будущем, когда сеть разрастется, Координатор, по заверению разработчиков, можно отключить.

Чтобы катализировать внедрение разрабатываемых технологий IOTA, в 2017 году в Германии была зарегистрирована неприбыльная организация IOTA Foundation, которой удалось подписать меморандумы о сотрудничестве и начать совместные пилотные проекты с несколькими глобальными компаниями в сферах смарт-мобильности, смарт-энергетики, смарт-строительства, смарт-фермерства, глобальной торговли и управления цепями поставок.

В частности, об изучении возможностей внедрения IOTA в декабре 2017 г сообщил крупнейший производитель автозапчастей Bosch, желающий научить автономные автомобили группироваться на шоссе для экономии топлива. В феврале 2018-го о своем интересе к IOTA объявила администрация тайваньской столицы Тайбэй, стремящийся создать эффективную систему идентификации граждан для предотвращения преступлений. В мае о партнерстве с IOTA сообщило Управление по обслуживанию проектов Организации Объединенных Наций (UNOPS), стремящееся повысить эффективность своих операций.

Есть и примеры реализаций совместных проектов, хотя и не особо впечатляющие. Самый видный из них был презентован в апреле 2017 года нидерландским консорциумом ElaadNL. На тестовой площадке была продемонстрирована IOTA-станция для зарядки электромобилей. Специальное аппаратное обеспечение, установленное на этой станции и на автомобиле, автоматически подключило две машины друг к другу по протоколу TCP/IP, произвело обмен данными и перевело необходимое количество йот в качестве оплаты за зарядку аккумуляторов.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск