В современном мире смартфонов и планшетов широкое распространение Wi-Fi, 3G- и 4G-покрытия дает пользователям быстрый и удобный доступ в интернет, где бы они ни находились. Неудивительно, что на этом фоне мобильный трафик стремительно растет: зарубежные источники сообщают, что в 2017 году он превысил трафик с настольных компьютеров. Все это накладывает отпечаток практически на любой бизнес – мобильная версия сайта становится must have, а ее отсутствие часто означает потерю потенциальных клиентов.

В апреле 2018 года Сanonicalized сообщили, что 24% сайтов в мире не адаптированы для мобильных устройств. Мы в Arto Web Agency провели похожее исследование, но сконцентрировались на интернет-магазинах и проверили, насколько отечественный сегмент e-commerce является mobile-friendly.

Метод исследования 

На первом этапе мы собрали семантическое ядро, состоящее из категориальных запросов, описывающих интернет-магазины разной направленности (например, «интернет магазин одежды», «интернет магазин бытовой техники» и так далее). После очистки ядра был получен список из 3599 запросов, по каждому из которых были собраны адреса из топ-100 поисковой выдачи Google (регион – Украина).

На втором этапе полученный из поисковой выдачи список адресов был дополнен адресами из открытых украинских прайс-агрегаторов и каталогов интернет-магазинов:

  • Hotline.ua;
  • PRICE.UA;
  • www.shoplist.com.ua;
  • shop-list.com.ua;
  • www.shop-on.com.ua;
  • uashop.org;
  • catalog.online.ua;
  • technoportal.ua.

Завершив сбор адресов, мы проанализировали список и удалили из него:

  • бизнес-страницы на популярных сайтах, не являющихся интернет-магазинами: Facebook, «ВКонтакте», OLX и так далее;
  • национальные домены, явно не относящиеся к Украине (.ru, .su, .by, .kz).

Оставшийся после фильтрации массив адресов анализировали средствами программы Screaming Frog SEO Spider, чтобы получить список мета-тегов Title и Description.

После этого мы сформировали 2 группы сайтов. В первую попали ресурсы, которые содержали в мета-тегах главной страницы слова «интернет» (русское «интернет» либо украинское «інтернет») и «магазин». Эти сайты мы автоматически относили к интернет-магазинам. Важно! Здесь мы отсеяли сайты компаний, предлагающих услуги по разработке, продвижению интернет-магазинов, которые попали в группу случайно и содержали в мета-тегах, например, словосочетание «разработка интернет-магазина».

Во вторую группу попали сайты, которые не содержали явного упоминания фразы «интернет магазин» в Title или Description, но по-прежнему могли быть интернет-магазинами. Они проверялись вручную. При этом отсеивались следующие типы ресурсов:

  • сайты-визитки, landing pages;
  • блоги, новостные и информационные сайты;
  • онлайн-каталоги и онлайн-витрины офлайн-магазинов;
  • сайты производственных предприятий, не предлагающие заказ товара онлайн;
  • сайты услуг различного рода (транспортных, строительных, ремонтных, образовательных и т.д.), не продающие товаров;
  • сайты-посредники, предлагающие доставку товара в Украину из интернет-магазинов США, Европы или Китая;
  • интернет-магазины России, Беларуси и других стран.

В конце концов была собрана база из 23490 уникальных доменов интернет-магазинов. Эти сайты мы проверяли на совместимость с мобильными устройствами при помощи специально разработанного программного обеспечения, использующего инструмент Google Search Console URL Testing Tools API, а именно его функцию, позволяющую запускать Mobile-Friendly Test для URL-адреса. В связи с тем, что при работе с API периодически возникали ошибки обработки запроса, каждый интернет-магазин тестировался 10 раз. Корректный результат проверки удалось получить для 19458 сайтов (82,8% от общего числа).

Результаты

В ходе исследования было проверено 19458 сайтов интернет-магазинов Украины, собранных из поисковой выдачи Google, открытых онлайн-каталогов и маркетплейсов. Проверку мы проводили с помощью самописного скрипта, посылающего запросы к Google Search Console URL Testing Tools API, которое позволяет запускать Mobile-Friendly Test для определенного сайта по его адресу. 

В результате было выяснено, что:

  • 58,1% проверенных интернет-магазинов (11308 сайтов) прошли тест, получив статус Mobile-Friendly;
  • 41,9% (8150 сайтов) получили статус Not Mobile-Friendly.

Для Not Mobile-Friendly сайтов API возвратило 6 рекомендаций по оптимизации, которые показали следующее распределение:

  • Tap targets too close (слишком близко расположенные целевые элементы для нажатия) – 7944 сайта (97,47% от общего числа не прошедших тест);
  • Use legible font sizes (используйте разборчивые размеры шрифта) – 6109 сайтов (74,96%);
  • Configure viewport (настройте область просмотра) – 5625 сайтов (69,02%);
  • Size content to viewport (подстройте размер контента под область просмотра) – 5232 сайта (64,2%);
  • Fixed width viewport (область просмотра фиксированной ширины) – 509 сайтов (6,25%);
  • Uses incompatible plugins (сайт использует несовместимые плагины) – 311 сайтов (3,82%).

Каждый из интернет-магазинов со статусом Not Mobile-Friendly получил от 1 до 5 замечаний (все 6 не получил никто). Распределение по числу рекомендаций указано на следующей диаграмме.

Выводы

Таким образом, достаточно большая доля интернет-магазинов Украины еще не подготовлена к реалиям мобильного интернета, в то время как количество пользователей мобильных устройств неуклонно растет. По данным статистики Liveinternet, доля Android-сеансов в нашей стране выросла с 23,6 до 50% с конца 2015 года до сегодня. Активное внедрение 4G операторами мобильной связи только усилит эту тенденцию. Следовательно, владельцам интернет-магазинов стоит серьезно задуматься об адаптации сайта для мобильных устройств.

Автор: Николай Ашпин, SEO-специалист Arto Web Agency