Бамбизов сообщил, что по статистике, официальными банковскими счетами в Украине пользуется только половина всех зарегистрированных ФЛП: 964 000 из 1,9 млн самозанятых украинцев. “Значит ли это, что вторая половина не пользуется услугами банков? Опыт и здравый смысл показывают, что это не так. Просто значительная часть предпринимателей для получения платы за услуги или товары пользуется счетами, которые они открыли на себя же как на физлиц”, – подчеркнул зампред ГФС.
Налоговики об этом знают – в конце концов, все мы покупаем товары через интернет, – но проверить всех ФЛП не имеем возможности.
По его инициативе 1 августа состоялась встреча ГФС с представителями крупнейших банков в стране, на которой стороны обсудили механизм передачи банками сведений об открытии всех без исключения счетов, включая счета физических лиц.
“ГФС направила банкам требование предоставлять информацию по всем ФЛП, имеющим счета как физлица. С этим массивом информации мы будем работать для привлечения к адекватному налогообложения максимального круга ФЛП”.
Он также заявил, что в дальнейшем ведомство планирует настроить непрерывный обмен информацией с банками. Таким образом, физлица-предприниматели больше не смогут скрывать свои настоящие доходы через физсчета.
Ранее ГФС получало от банков сведения об открытии/закрытии юридических счетов компаний и филиалов, а также корпоративных счетов ФЛП, после чего, не позже одного рабочего дня, ведомство ставило новый счет предпринимателя на учет или снимало закрытый. Порядок представления уведомлений об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях в контролирующие органы утвержден Приказом Министерства финансов Украины от 18.08.2015 №721.
Однако в Офисе крупных плательщиков налогов при ГФС обнаружили, что “информатизация банковского сектора, а также расширение спектра электронных услуг финансовыми учреждениями клиентам через системы электронного банкинга, могут нести в себе риски сокрытия реального объема поступлений предпринимателя от осуществления им деятельности”. Потому и предложило банкам отчитываться о всех без исключения счетах ФЛП, в том числе личных.
Когда новый механизм вступит в силу и банки начнут передавать в налоговую сведения о физсчетах ФЛП – не уточняется. В сообщении ГФС говорится лишь, что на вчерашней встрече “заложены основы такого механизма, а также определены действенные направления его реализации во взаимодействии с банковским сообществом”. Однако Бамбизов в своем посте призвал ФЛП обратить внимание на данную информацию и начать декларировать доходы в полном объеме уже сейчас.
В Офисе крупных наплательщиков при ГФС на запрос AIN.UA ответили, что пока состоялось лишь предварительное обсуждение механизма и окончательных решений по внедрению данной практики еще нет.
Проектные работы еще ведутся. Окончательное решение – в процессе обсуждения, результатом которого будет внедрение оптимального взаимодействия с банковским сообществом. Как только будет разработан механизм, мы обязательно об этом сообщим.
AIN.UA также обратился за комментарием к юристам.
Анна Кухар, адвокат, управляющий партнер компании JUNIVERSO
Борьба со злостными неплательщиками налогов продолжается. Союз банкиров и фискалов на этом пути достаточно силен. Результат такого союза очевиден – банковская тайна постепенно растворяется, а возможность отслеживания незадекларированных доходов – увеличивается. Это прослеживается во многих последних изменениях в законодательстве Украины. Яркий пример – последние изменения в Положение об открытии банковской тайны.
Обсуждение ГФС и банков обмена информации об открытии/закрытии счетов плательщиками налогов – следующий шаг на этом пути.
Однако, только обсуждение этой темы не означает, что такая информация будет предоставляться в фискальную службу уже завтра. Речь идет пока только об представлении информации об открытии/закрытии счетов плательщиков налогов, а не о движениях по таких счетах.
Для реализации задуманного необходимо внести ряд существенных изменений в законодательство, опять же, и в Положение об открытии банковской тайны, и в Налоговый кодекс Украины, и в ряд других действующих нормативных актов.
Поскольку речь идет не только о контроле бизнес-операций, но и контроле движения личных средств граждан, то автоматически подтягивается вопрос защиты конституционных прав о неприкосновенности частной жизни.
Следует заметить, что обмен подобной информацией между банками и контролирующими органами не является новшеством или изобретением украинских фискалов. Контроль движения денежных средств физических лиц интересует государственные органы по всему миру. Это одна из ключевых возможностей наполнить государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.
Татьяна Бережна, старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»
“Мотивация налоговых органов понятна: использование ФЛПом счета, открытого как для физического лица с целью получения оплат за его услуги или товары, которые не облагаются налогом, может привести к сокрытию реального объема доходов предпринимателя. Понятно, что платить налоги в порядке и размерах, установленных законом – конституционная обязанность каждого.
Однако, с другой стороны, одним из принципов налогового законодательства Украины является экономичность налогообложения. Он предусматривает, что объем поступлений в бюджет должен значительно превышать затраты на их сбор и администрирование. Следовательно, данная инициатива фискальных органов заставляет задуматься о следующем:
- во-первых, насколько такие нововведения фактически увеличат поступления в государственный бюджет? Ведь конвертационные центры и теневая экономика в офшорах являются более глобальными проблемами.
- Во-вторых, какой объем ресурса (человеческого, программного обеспечения) нужен, чтобы обеспечить обработку полученной информации, и сколько времени, чтобы это вылилось в конкретные показатели поступлений в бюджет?
Вопросы являются в определенной степени риторическими. Более того, своевременность и полнота уплаты налогов и сборов в бюджет, в первую очередь, единого налога, должны поощряться понятной системой налогообложения, прозрачным механизмом их распределения, профессионализмом налоговых органов и доверием к системе пенсионного обеспечения”.
Ранее мы писали о том, как закон про налог на выведенный капитал отразится на ФЛП и «упрощенке».