Мы не раз писали о том, что одна из сложностей реализации этого закона – контроль за тем, кто и сколько посылок получает в месяц.
Эту норму парламент принял, когда 7 декабря прошлого года проголосовал за Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» № 2245-VIII. Он вносит изменения в п. 196.1.17. Налогового кодекса и предусматривает, что от налогов свободны только первые три почтовых отправления в течение одного календарного месяца, суммарная фактурная стоимость которых в каждом из отправлений не превышает эквивалент 150 евро. Каждое четвертое и последующие отправления подлежат налогообложению по общим правилам.
В компании «Укрпошта» редакции сообщили, что летом прошли рабочие встречи с участием представителей рынка, ГФС и Министерства финансов, но решения пока не нашли. «Ранее «Укрпошта» неоднократно давала комментарии о том, что реализация нормы «3 посылки» экономически нерациональна и ее сложно реализовать в существующей инфраструктуре как для самих операторов доставки, так и для фискальной службы… Пока идет поиск решения, которое устраивало бы всех – и госорганы, и операторов доставки, и потребителей», – заявили в компании.
Контроль – кто сколько посылок в месяц получает – должен идти через идентификацию пользователей. Разработать систему идентификации должна была ГФС. Госслужба весной этого года сообщала о планах создать специальную компьютерную программу для этого, но без особых деталей. Примерные затраты из бюджета на создание IT-системы, которая бы контролировала сбор, анализ, проверку таких данных, оценивали в 150 млн грн.
На днях и.о. главы ГФС Александр Власов в интервью «Интерфаксу» еще раз прокомментировал этот вопрос. Фактически, он признал, что на сегодня нет возможности идентифицировать получателя, чтобы контролировать его посылки:
«Мы над системой контроля работаем, но действительно есть сложности. На основании того объема данных, который сегодня предоставляется, в частности, почтовыми операторами, нельзя провести идентификацию физлица-получателя и, соответственно, определить, какую по счету посылку он получает», – Александр Власов, ГФС
Механизм контроля за такими посылками предложен в законопроекте №6542-д (он подан в парламент еще в декабре прошлого года, но пока не выносился в зал). Он устанавливает, что четвертая и последующие посылки облагаются 10% таможенным сбором и НДС. Базой для налога будет являться фактурная стоимость в каждом из отправлений. Он также утверждает, что если почтовая компания не идентифицировала пользователя и/или выдала ему посылку без уплаты платежей, она будет отвечать финансово – на сумму неуплаченного налога.
Как конкретно компания должна проводить идентификацию, в проекте закона не указывается. Однако он предписывает операторам доставки и налоговой/таможне работать вместе по вопросам администрирования платежей за товары, которые перемещаются через границу. ГФС должна передавать операторам доставки порядковые номера почтовых отправлений, которые поступили на адрес конкретного пользователя в месяц.
Этот проект закона пока не дошел до сессионного зала, идет его обсуждение, и операторам почтовой связи он не очень нравится. Как пояснили редакции юристы «Нова пошта», к нему есть несколько замечаний:
- Проект закона не содержит законченного механизма взаимодействия операторов доставки и госорганов (судя по тексту проекта, такой механизм будет устанавливаться Кабмином).
- Есть сомнения в том, что построить действующую систему обмена информацией между операторами доставки, госорганами и потребителями возможно.
- Он может привести к удорожанию услуг почтовых операторов.
- Спорной выглядит идея возложить именно на почтовых операторов администрирование таможенных платежей от пользователей.
Сейчас в рамках рабочей группы идет обсуждение этого проекта. Пока конечного понимания, как будет работать закон «о трех посылках», нет.
«Утверждать однозначно можно лишь то, что идея осуществления учета «трех посылок» предусматривает обмен персональными данными, в том числе регистрационными номерами учетных карточек налогоплательщиков (ИК) клиентов между операторами доставки и, как минимум, Государственной фискальной службой Украины в лице таможенных органов, что повлечет за собой раскрытие персональных данных клиентов», – говорят в «Нова пошта».