Выход на рынок

Первого бота Juscutum создала еще в 2016 году. Он получил название Paralegal bot и должен был помогать в регистрации компаний: проверять названия, подсказывать КВЭДы, систему налогообложения. Впрочем, Paralegal bot так и не вышел полноценно на рынок — по словам Афяна, бот не нес реальной ценности без внедрения в стране mobileID и BankID.

Управляющий партнер Juscutum Артем Афян

Но благодаря работе с Paralegal bot команда Juscutum получила опыт в этой сфере и смогла сделать нужные выводы. Главное — компания поняла, что хочет и дальше работать над ботами.

По словам Афяна, Juscutum обратила внимание на эту технологию, потому что она позволяет многое шаблонизировать — а это очень ценно в юридической сфере: «Если вы хотите связаться с человеком на другом конце земли, вы нажимаете одну кнопку. Но если же вас затопил сосед, то вы вынуждены нанимать человека на почасовой ставке, чтобы пояснить эту ситуацию судье. Это выглядит как-то неправильно».

PatentBot

После пробной попытки с Paralegal bot Juscutum приступила к созданию PatentBot. Он помогает регистрировать торговые марки в несколько кликов через Facebook Messenger и веб-версию. Афян выделяет три преимущества PatentBot перед традиционным способом: пользоваться ботом проще, его услуги дешевле в два-три раза по рынку (от 790 грн), и, наконец, он доступен круглосуточно.

Раньше регистрация торговой марки была сложным и непонятным процессом. Многие откладывали эту процедуру или вообще ее не делали. Мы же сделали ее такой же обычной, как заказ пиццы.

Но главные надежды Juscutum связывает с другой функцией бота, которую Афян называет «кросграничной регистрацией». С помощью PatentBot резидент одной страны может быстро и дешево зарегистрировать торговую марку в совершенно в другой юрисдикции — например, житель США в стране Евросоюза.

За чуть больше, чем год работы PatentBot стал «флагманом» компании и завоевал успех. Он стал ботом 2017 года по версии ProductHunt, но важнее — в него инвестировал крупнейший гонконгский акселератор Betatron при оценке в $750 000. По словам Афяна, такая сделка говорит о больших перспективах разработки, так как Juscutum стала первой legaltech-компанией на постсоветском пространстве, которая привлекла деньги из Китая.

Веб-версия PatentBot

Адвокат отмечает, что не готов озвучивать количество потраченных средств на создание бота. Но он подчеркивает, что компания потратила намного меньше, чем если бы бота делала команда не из этой сферы. Кроме этого, у юридической фирмы есть собственные программисты — это также позволило сэкономить на разработке.

Сейчас в Украине с помощью PatentBot регистрируется каждая 50 торговая марка. В Juscutum отмечают, что весь доход с бота реинвестируется, поэтому сказать о конкретных доходах сложно. Афян уверен, что разработка могла бы приносить больше, если бы команда не допустила серьезную ошибку — проигнорировала маркетинг: «Мы ничего не делали для его продвижения и только сейчас начинаем налаживать систему продаж. Нам, юристам, патентным поверенным и разработчикам, понадобился почти год, чтобы осознать простую банальность — мало создать хороший продукт, его нужно уметь продать».

Можно прикинуть, что за чуть больше года работы PatentBot заработал нам до $100 000. Нормально, если бы мы хотели делать внутриукраинский бизнес — это хороший показатель для небольшого патентного бюро. Но у нас амбиции больше.

Под большими амбициями Афян имеет в виду работу на глобальном рынке — и она не обязательно должна быть связана только с регистрацией торговых марок: «Мы хотим сделать из PatentBot такой себе универсальный сервис — единое окно для регистрации любой интеллектуальной собственности по всему миру. При этом бот будет не только просить данные, но и представлять необходимые консультации, причем всегда очень оперативно, качественно и с юмором».

TradeBot

После PatentBot Juscutum с партнерами начала работать над следующим ботом — его позиционируют как полноценную систему автоматизации закупок. TradeBot помогает в формировании контрактов поставку продукции без посредников. «Бот ускоряет и упрощает сотрудничество закупщика и поставщика. Кроме этого, он помогает организовать работу без нарушения закона — например, с его помощью можно избежать ситуации, когда на складе остаются неучтенные остатки», — подчеркивает Афян.

Компания осторожно подходит к выводу TradeBot на рынок, так как предприятиям придется менять свои бизнес-процессы: в некоторых случаях отдавать закупки на аутсорс, реформировать бухгалтерский отдел.

Сейчас TradeBot работает в тестовом режиме на предприятии пищепрома, а выход на рынок Juscutum планирует осуществить в начале следующего года. Зарабатывать на боте компания собирается с помощью фиксированной комиссии. Сейчас она составляет 30 грн за каждый контракт, но, по словам Афяна, эта сумма впоследствии может измениться.

SudoBot

Самый громкий маркетинговый ход в сфере ботов Juscutum сделала при запуске SudoBot, который помогает парам оформить развод. Компания выпустила его 14 февраля со слоганом «Подари ей/ему свободу». Афян рассказывает, что идея создать подобного бота пришла к команде, исходя из любопытной статистики: «Украина — один из лидеров по количеству разводов в Европе. У нас почти каждая вторая пара прекращает брак. Но для этого им нужно обращаться к юристу — а даже в регионах обычный специалист возьмет за такую процедуру 1500 грн».

SudoBot помогает составить исковое заявление, отправить его в суд и оплатить госпошлину. Его услуги стоят 740 грн. «Еще одно преимущество — конфиденциальность, — говорит Афян. — Многим разводящимся парам стыдно рассказывать о своей ситуации живому человеку. Поэтому они охотнее обратятся к боту. Ему же все равно».

За время работы с помощью SudoBot пользователи подали около 200 заявлений. В Juscutum отмечают, что это совсем немного — виной такого показателя стал, опять же, неналаженный маркетинг. «Мы неверно таргетировали аудиторию. Думали, что разводится будут молодые люди, которые находятся в браке менее года. Но дело в том, что разводятся 20% таких пар — такой же показатель у супругов, которые вместе от 5 до 8 лет».

У Juscutum большие планы на SudoBot. Компания хочет расширить сферу его услуг от подачи заявления о разводе до подачи иска по любой причине. По словам Афяна, команда планирует начать работу над этим через полгода, чтобы доработать текущую версию. Juscutum, например, часто просят научить бота помогать при ДТП — но в компании пока не решили, какие функции будут добавлять дальше.

StaffBot

Еще одним «флагманом» Juscutum, по мнению Афяна, может стать StaffBot. Он предназначен для продакшн-студий и помогает кастинг-менеджерам оформлять необходимые договора с актерами для съемок. Работа с бумагой — только первый этап развития StaffBot. Афян рассказывает, что в дальнейшем Juscutum сделает из него полноценную кастинг-систему и персонального менеджера для актеров.

Компания работала над StaffBot с начала 2018 года и запустила его в сентябре. Сейчас с ботом работает уже несколько продакшн-студий: «Бот решает действительно насущную проблему. И наше преимущество перед конкурентами заключается в том, что мы подходим к процессу с юридической стороны. Мы убеждены, что наше решение будет дешевле и эффективнее для компаний». Зарабатывать на StaffBot Juscutum планирует по модели подписки.

Команда Juscutum

Онлайн-платформа AILO

Наконец, к запуску, который состоится примерно через месяц, готовится еще одна технологичная разработка Juscutum — AILO. Это онлайн-платформа, которая работает в формате бота. Она предназначена для юридической поддержки криптобизнеса: AILO помогает выбрать юрисдикцию для регистрации своей компании, создает контракты и дает консультации. Через нее также можно связаться с юристом из криптосферы или подать заявления в различные госорганы и регуляторы.

Афян рассказывает, что платформа будет дешевле и удобнее, чем услуги юристов. Еще одна его особенность — понимание живой речи, то есть управлять ей можно будет обычными вопросами, а не определенными командами.

AILO — глобальный продукт, после запуска он будет работать в США, ЕС и на постсоветском пространстве. Дальше Juscutum планирует расширить географию бота на Азию и Южную Америку. «Криптоюристов сейчас почти нет. Те, кто есть, мало что понимают в корпоративном праве, в налогах, в ценных бумагах — но при этом назначают высокие ставки. Сейчас мы одна из лидирующих юридических компаний в этой сфере на постсоветском пространстве. И мы хотим укрепить эти позиции с помощью технологий».

Будущее проектов

Афян рассказывает, что изначально компания стала развивать боты не для заработка. Но в процессе команда поняла, что это очень перспективный бизнес. По оценкам Афяна, сейчас боты приносят лишь 5% от общего количества дохода Juscutum — но в ближайшие годы эта цифра может существенно увеличиться.

Часто юристов воспринимают как специалистов, которые несут мало добавочной стоимости. По сути, так и есть. Многие процессы здесь могут быть автоматизированы — этого мы и хотим добиться.

Афян допускает, что через 5 лет заработки от ботов превысят доход от традиционной деятельности компании — и говорит, что Juscutum стремится к этому: «Конечно, мы не забываем о своей традиционной деятельности, работе с людьми. Но мы хотим, чтобы доля наших технологических продуктов увеличивалась. Если это случится, мы сочтем это за успех, а не поражение».

Ранее AIN.UA публиковал колонку о том, как создаются чат-боты.