Старт проекта
Мы начали работу над Monitor.Estate в июне 2017 года. В нашей команде два человека — я, Владимир Копоть, CEO и мой партнер Александр Радзишевский, CTO. Я занимаюсь налаживанием связей, продвижением сервиса, подключением партнеров, юридическим сопровождением. Александр ответственен за техническую часть проекта.
Как у многих стартапов, идеи приходят либо спонтанно, либо из практики. В случае с Monitor.Estate было последнее. До старта проекта я был практикующим юристом и партнером в юрфирме KopotLawyers. Я продолжаю занимать эту должность, но сейчас 80% времени уделяю стартапу.
В моей юридической практике в последние годы стали поступать запросы от клиентов проверить новостройку на предмет рисков, надежности застройщика. Бывало даже так, что запрос приходил от разных людей, но по одному и тому же объекту — все равно нужно было повторно проверять данные.
На поиск релевантной информации, которая помогла бы осветить полную картину по новостройке я и мои коллеги тратили от трех до четырех часов на каждый объект. И это только поиск информации. После сбора полученные данные необходимо проанализировать и доступным языком изложить выводы клиенту. На это уходило еще пару часов.
Конечно, когда столько времени уходит на рутинную работу, я начал задумываться как можно оптимизировать этот процесс. Я нашел единомышленника с опытом работы в сфере IT, вместе с которым мы приступили к реализации.
Вызовы
В самом начале нашей основной задачей был поиск источников, в которых могут храниться открытые данные для сервиса. Так как сейчас в Украине очень активно развивается направление открытых данных, которые можно собирать, анализировать и строить различные продукты, государственные органы все охотнее открывают свои реестры — собрать такой список не составило труда.
Но возникла другая проблема. Оказалось, что эти данные не очень «чистые», то есть для работы их нужно было сначала привести в удобный вид. Мы справились с этой задачей, но не учли другой момент. Распорядители таких данных могут менять информацию, перемещать ее и даже удалять. Последнее самое худшее, поскольку в таких случаях полностью исчезает история по объекту.
Проанализировав данные пришли к выводу, что можем сделать проект. Перед стартом мы решили проверить гипотезу необходимости такого сервиса, который автоматически собирает информации о застройщике и новостройках и выявляет потенциальные риски. Провели анкетирование и ряд интервью. Результаты были обнадеживающие. Они показали, что проект нужен и актуален, особенно сейчас, в период строительного бума
Конкурс Open Data Challenge
Во время нашей работы над Monitor.Estate был организован конкурс Open Data Challenge, в рамках которого отбирали проекты, которые работают с открытыми данными и имеют или могут иметь социальный эффект. Мы решили податься на него: проект подходил под все критерии, и нам нужны были мнения людей со стороны.
Мы попали в финал и прошли инкубацию в 1991 Open Data Incubator. Главное, что вынесли — идею запуститься как можно быстрее. Лучше сделать это «сейчас» и в процессе менять продукт или сам проект, чем не стартовать вовсе и «умереть» на этапе идеи. Собственно, мы так и поступили: сделали MVP, который уже частично решал проблемы покупателей и инвесторов, и запустили его. Мы также стали одними из победителей конкурса и получили 500 000 грн. Эти средства планируем потратить на дальнейшее развитие проекта.
Создание MVP и текущие возможности сервиса
На создание первой версии сервиса ушло около шести месяцев и $2000. Сейчас Monitor.Estate умеет оперативно предоставить информацию потенциальным покупателям и инвесторам в недвижимость о статусе новостройки. Мы автоматически агрегируем данные с более восьми открытых источников, среди которых реестр компаний, судебный реестр, земельный кадастр, реестр разрешительных документов и прочие. В результате запроса пользователь бесплатно получает предварительную общую оценку объекта.
Мы постоянно мониторим реестры, чтобы отслеживать изменения в данных. Также сейчас ведем переговоры с Минрегионбудом, чтобы сформировать корректную работу реестра. Кроме этого, для поиска другой части информации мы сотрудничаем с Оpendatabot.
Если же хочется узнать больше о застройщике, связанных лицах, наличии разрешительной документации, пользователь может приобрести справку, в которой будет предоставлен юридический анализ с описанием потенциальных рисков перед покупкой и разъясняем, что это значит для покупателя. Стоит такая услуга 450 грн.
Изначально мы думали, что будем предоставлять лишь автоматические услуги для клиентов, однако оказалось, что люди хотят еще проверить договор и пригласить юриста на подписание сделки. Узнав об их потребностях, мы добавили офлайн-услугу — консультацию юриста и сопровождение сделки. Это стоит 1900 грн.
За два месяца нам удалось заработать на рекламу и оплату услуг в продвижении сервиса.
Главная ошибка и планы на будущее
На мой взгляд, на старте проекта главная ошибка была в распределение ролей в команде. Многие функции дублировались. Было желание сделать готовый полноценный продукт и только тогда запускаться. Но обучение в инкубаторе 1991 нам помогли осознать как правильно ставить задачи, распределять функции, а также то, что стартовать нужно чем раньше, тем лучше.
Далее мы хотим запускать сервис на другие города — Львов, Одесса, Харьков, Житомир. Также мы работаем над автоматизацией анализа договора покупателей с застройщиками. В дальнейших планах — сделать автоматическую проверку недвижимости и на вторичном рынке. К концу следующего года мы планируем выйти на доход более 2 млн грн.
Автор: Владимир Копоть, CEO Monitor.Estate